Автор: Кушнарев Андрей. Аудитор, управляющий ООО КСБ «Мастер-Софт»
Источник: Журнал «Аудиторские ведомости» №5-2007
Дата публикации: 17 Сентября 2007
Сводные таблицы являются одним из инструментов представления данных, содержащихся в табличном виде. Наиболее эффективное его использование достигается при проведении аудиторских процедур на предмет подтверждения предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – возникновения. В соответствии с п. 13 правила (стандарта) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. № 696 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 7.10.04 г. № 532), под предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности «возникновение» понимаются относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода.
Рассмотрим использование сводных таблиц при проведении аудиторских процедур на предмет своевременности на примере следующих хозяйственных операций:
Перед началом аудиторской процедуры необходимо отобрать операции, связанные с начислением амортизации по объектам основных средств за анализируемый период. При этом источник отнесения амортизации (дебет соответствующих счетов) значения не имеет. В программе по автоматизации аудиторской деятельности IT Audit: Аудитор отбор рассматриваемых операций производится по данным бухгалтерского учета с использованием фильтрации данных по значению 02 (счет 02 «Амортизация основных средств»). Данные по начислению амортизации формируются в таблице, содержащей несколько полей (табл. 1).
Таблица 1
Для рассматриваемой аудиторской процедуры приведенные данные являются избыточными, поэтому ограничимся следующими тремя полями:
Если аудитор при проведении данной процедуры сочтет необходимым одновременно проанализировать обоснованность отнесения начисленной амортизации на соответствующие счета учета расходов, то в дополнение к приведенным данным он может использовать поле «Дебет счета».
Используя информацию трех указанных полей, аудитору необходимо преобразовать исходные данные таким образом, чтобы обеспечить решение поставленной задачи (табл. 2).
Таблица 2
В программе IT Audit: Аудитор эти данные будут автоматически представлены в виде сводной таблицы.
Таблица 3
Из данных сформированной сводной таблицы следует, что:
Аудитор может сохранить преобразованные данные в качестве своего рабочего документа.
Схема преобразования данных с использованием сводных таблиц при проведении других аудиторских процедур аналогична приведенной.
Своевременность выплаты заработной платы сотрудникам
Напомним, что в течение длительного времени действует норма трудового законодательства, предусматривающая выплату работникам заработной платы не реже двух раз в месяц. Практикующие аудиторы знают, что проверить выполнение данного требования достаточно проблематично. С помощью программы IT Audit: Аудитор сделать это относительно просто.
Предварительно аудитору необходимо отобрать операции по выплате заработной платы (табл. 3).
Таблица 4
Для выполнения рассматриваемой аудиторской процедуры аудитору потребуется следующая информация:
Аудитору необходимо построить следующую таблицу (табл. 5).
Таблица 5
Очевидно, что из данных табл. 5 можно получить информацию лишь о том, были ли в соответствующем месяце выплаты заработной платы конкретным сотрудникам. Для решения изначально поставленной задачи воспользуемся дополнительным инструментом сводных таблиц программы IT Audit: Аудитор – добавим в сводную таблицу второе поле «Дата операции», но с детализацией уже по дням. В результате получим группировку данных о выплаченной заработной плате в месяцах по датам. Сводная таблица примет вид, который обеспечит выполнение анализируемой аудиторской процедуры (табл. 6).
Таблица 6
Из данных сформированной сводной таблицы следует, что:
Практически любой крупный клиент аудиторской фирмы отражает операции по начислению арендной платы за пользование арендуемым имуществом, в том числе и объектами недвижимости. Если объем рассматриваемых операций является существенным для клиента, то целесообразно применение новых эффективных методов проведения аудиторских процедур, в том числе и сводных таблиц. Перед формированием сводных таблиц необходимо отобрать операции по начислению регулярных доходов от взимания арендной платы (лизинговых платежей) (табл. 7).
Для выполнения рассматриваемой аудиторской процедуры аудитору потребуется следующая информация:
Таблица 7
Аудитор должен сформировать следующую таблицу (табл. 8).
Таблица 8
Из данных сформированной сводной таблицы следует, что:
Приведенные примеры показывают, что использование сводных таблиц в программе IT Audit: Аудитор позволяет аудиторам за минимальное время провести достаточно трудоемкие аудиторские процедуры, а также задокументировать их выполнение.