Из всех бухгалтерских принципов допущение непрерывности деятельности организации имеет для аудиторов важнейшее значение. Изначально это связано с большой наукой и является распространением первого ньютоновского закона механики на экономику предприятий. В своем изначальном варианте этот закон звучит так: «Всякое тело находится в состоянии равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не вынуждено будет изменить свое положение».
В приведенной формулировке игнорируется реальность — наличие трения. Точно также и в нашем принципе игнорируется очевидное – неизбежное прекращение деятельности фирмы. Каждый человек знает, что он умрет, некоторое утешение он видит в том, что и его товарищи разделят с ним эту участь. Но тем очевиднее, что и каждая организация не вечна, многие и одного года не протянут. Отсюда, в упрощенной формулировке для бухгалтеров и аудиторов, этот принцип звучит так: «однажды созданная организация будет существовать вечно». В официальных документах этот принцип сформулирован следующим образом: «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке».
Конечно, в реальной жизни это не так. Но на то он и научный принцип — в нем теория торжествует над здравым смыслом. И теория эта оправдана, ибо позволяет аудитору, вслед за бухгалтером, рассматривать фирму-клиента как нормально функционирующую, а не ликвидируемую.
Следствия для аудитора
Принцип (допущение) непрерывности деятельности организации имеет семь очень важных следствий:
- смена собственника не влечет изменений в бухгалтерском учете;
- ценности, учитываемые клиентом, не должны переоцениваться;
- расходы, приносящие доходы в будущем, должны капитализироваться;
- на предприятии должны создаваться резервы;
- финансовые результаты должны быть распределены по отчетным периодам;
- многие факты хозяйственной жизни осуществляются в условиях неопределенности;
- отчетность должна представляться по календарным периодам.
Следствие 1. Предположим, что клиент аудиторской фирмы желает купить предприятие (контрольный пакет акций или преобладающую долю в совокупном капитале). Согласно Трудовому кодексу, новый собственник сможет уволить директора, его заместителей и главного бухгалтера. А вот организация, как работала, так и должна продолжать работать во главе с новым директором, его новыми замами, главбухом и т.д.
Правда, проблемы могут начаться, если новым хозяевам потребуется составлять консолидированный баланс или баланс, подготовленный по международным стандартам. Все это потребует от аудитора дополнительных усилий, но и принесет ему дополнительные доходы. Однако разговор на эту тему выходит за рамки данной статьи и по тематике, и по существу, так как многие теоретики полагают, что на консолидированный баланс не распространяется принцип непрерывности деятельности организации, ибо каждое отдельно взятое предприятие, обладающее правами юридического лица, может жить вечно. При этом его индивидуальная отчетность будет отражать эту жизнь (по крайней мере, так предполагается). Однако за консолидированным балансом скрывается деятельность группы, состав которой может все время меняться, и, что самое важное, за консолидированным балансом нет органа, имеющего права юридического лица. Отсюда ясно (и так думают многие), что консолидированный баланс – это символический документ, его можно и нужно аудировать, но методология аудита в этом случае должна носить принципиально иной характер.
Следствие 2. Если предприятие не планирует ликвидацию, то его не должна волновать продажная (ликвидационная) стоимость его активов. Каждый человек может сказать, во что ему обошлись его вещи, но редко кто правильно ответит на вопрос: «За сколько эти вещи можно продать сегодня?» Отсюда вытекает вывод о нецелесообразности любой из оценок активов организации, кроме как по себестоимости. При этом возникают две проблемы, связанные:
- со способами определения себестоимости;
- с применением цен продажи в целях контроля движения товаров в торговле (особенно розничной).
В отношении способов определения себестоимости действующие нормативные документы разрешают использование четырех вариантов: по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы товаров (индивидуальной себестоимости), ЛИФО и ФИФО. Для аудитора понимание этих возможностей чрезвычайно важно, ибо клиент, определив в своей учетной политике тот или иной способ оценки себестоимости, может существенно изменить свои финансовые результаты.
Что касается второй проблемы, то практика уже давно выработала компромиссный вариант так называемых потенциальных оценок: товары одновременно учитываются и по себестоимости (что вытекает из принципа непрерывности), и по продажным ценам. В этом случае, помимо счета 41 «Товары», открывается регулирующий контрактивный счет 42 «Торговая наценка». Выбранный вид оценки отражается в учетной политике.
Следствие 3. Все расходы в связи с созданием и деятельностью организации делятся на две группы: расходы, которые формируют потенциальный капитал предприятия, т.е. капитализируемые, и расходы, которые формируют доходы данного отчетного периода, т.е. некапитализируемые. Первые показываются в активе баланса, вторые — в отчете о прибылях и убытках.
Приобретение основных средств, конечно, связано с расходами, но они не относятся на затраты отчетного периода, а капитализируются в активе. Оплата же телефонных переговоров списывается на затраты отчетного периода и, следовательно, не капитализируется. Примером первых затрат может служить амортизация, которая связана с принципом непрерывности деятельности организации. Отказ от этого принципа означал бы, что амортизационные отчисления возникли в момент приобретения основных средств. Действующий порядок учета амортизации отражает тот факт, что расходы относятся не к моменту покупки, а распределяются на весь достаточно длительный период их эксплуатации.
Еще один пример связан с общехозяйственными затратами. В зависимости от учетной политики, их можно или капитализировать, т.е. списать на счет 20 «Основное производство» и признать активом, или списать на счет 96 «Продажи» и признать расходами данного отчетного периода, благодаря которым был получен предприятием его доход. В первом случае увеличение актива (капитализация расхода) приводит к образованию дополнительной прибыли, во втором – прибыль отчетного периода уменьшается. Налоговики всегда настаивают на первом варианте, хозяйственники — на втором, ибо первые хотят иметь бульшую налогооблагаемую прибыль, а вторые пытаются ее занизить.
Основная задача аудитора – проследить, насколько обоснованно клиент капитализирует свои расходы, ибо от этого меняется финансовый результат его деятельности.
Следствие 4. Практика современного бухгалтерского учета до сих пор недооценивает роль резервирования в хозяйственной деятельности предприятий. Дело в том, что создание резервов стало возможным и необходимым только вследствие явного или неявного принятия принципа непрерывности деятельности организации. В самом деле, если предприятие будет «продолжать свою деятельность в обозримом будущем», то ему нужны резервы, позволяющие покрыть убытки, которые могут возникнуть в результате стихийных бедствий, неожиданных потерь от падения курса валют и ценных бумаг, ограблений и т.д. Резервирование – это настолько удобный прием, что к нему часто прибегают во всех случаях, когда существует временной лаг между возникновением и отражением в учете фактов хозяйственной жизни. Например, естественная убыль товаров возникает постоянно, но нецелесообразно выявлять ее ежедневно; междугородные телефонные переговоры могут осуществляться ежеминутно, но целесообразно просто зарезервировать их стоимость и т.п. Отдельно необходимо выделить резерв по сомнительным долгам, ибо обычно трудно решить, какова вероятность того, что тот или иной дебитор погасит свою задолженность.
В содержательном плане резерв – это де-капитализация ранее капитализированных в активе средств, т.е. фактическое признание расходами того, что ими только могло быть. С бухгалтерской точки зрения, дека-питализация может быть проведена или за счет себестоимости вырабатываемой продукции и услуг, или за счет прибыли предприятия. Налоговые органы всегда предпочитают второй вариант, менеджеры – первый.
В административно-командной экономике также прибегали к резервированию, но при централизованном планировании оно, строго говоря, не нужно, ибо государственные органы всегда могли придти на помощь предприятию, терпящему бедствие.
В рыночной экономике резервы должны быть созданы до того, как будут объявлены дивиденды. При этом прибыль предприятия, по мнению западных теоретиков, должна быть больше суммы трех величин: амортизационных отчислений, резерва по сомнительным долгам и прочих резервов.
Таким образом, резервы устанавливаются в силу того, что они предвосхищают возможный исход будущих событий.
Следствие 5. Финансовые результаты не могут быть отнесены к какому-то определенному моменту, они всегда возникают за определенный период времени. Именно из принципа непрерывности деятельности организации возникло известное правило: расходы должны соответствовать доходам, т.е. расходы относятся не к тому моменту, когда они возникли, а к тому периоду, в течение которого были получены соответствующие доходы. Отсюда следовал очень важный вывод: расходы, не приносящие доходов, таковыми не считаются и признаются потерями.
Неискушенный ум предполагает, что расходы и доходы отражаются тогда, когда они возникли. И действительно, так думали все здравомыслящие бухгалтеры, так думал и основатель бухгалтерии Л. Пачоли (1445— 1517 гг.).
Однако принцип непрерывности деятельности организации приводит к необходимости равномерного распределения финансовых результатов, если не на весь период работы предприятия (а теоретически, он бесконечен), то, по крайней мере, на тот временной промежуток, пока, благодаря этим расходам, предприятие получает доходы. Эта идея сопоставления расходов с доходами стихийно возникла в начале XIX века в Англии. Расходы и доходы стали начисляться не тогда, когда выплачивали деньги, и не тогда, когда их получали, а тогда, когда возникало обязательство их уплатить или требование их получить. В результате бухгалтеры стали различать «cash basis», т.е. кассовый метод, когда расходы и доходы связываются с реальным движением денег, и «accrual basis», т.е. метод начислений, когда финансовые результаты формируются вследствие возникновения активных (дебиторская задолженность) и пассивных (кредиторская задолженность) обязательств.
Необходимость увязать расходы с доходами привела к возникновению финансово-регулирующих счетов: «Расходы будущих периодов» и «Доходы будущих периодов». Бухгалтер получил возможность «играть» с финансовыми результатами. Уже не рабочие и менеджеры стали создавать прибыль, а он, бухгалтер, сидя в уютной конторке, то «вытягивал» прибыль, то «прятал» ее. Но делал он это не в своих интересах, а в интересах собственника-работодателя. Тем самым величина прибыли из объективного показателя успешности работы предприятия превратилась в субъективную оценку собственником нанятой им администрации. Часто бухгалтерская отчетность стала являть собой то, что администрация хотела или считала нужным собственнику показать. Такие методические приемы получили на Западе название «оформление витрины». Теперь подобные приемы значительно усовершенствовались, возник даже специальный креативный (в буквальном переводе — творческий) косметический учет.
Но даже оставляя в стороне все соображения о креативном учете и принимая принцип непрерывности деятельности организации, мы понимаем, что во всех случаях он приводил и приводит к пониманию прибыли как чисто условной величины. С практической точки зрения, условность диктуется групповыми интересами различных участников хозяйственных процессов. С теоретической точки зрения, это – чисто абстрактная величина, которая не может получить абсолютно точной оценки. В то же время следует признать, что прибыль, рассчитанная бухгалтером, достаточно достоверная величина.
Следствие 6. Непрерывность деятельности организации создает серьезные проблемы при вынесении профессионального суждения о фактах хозяйственной жизни, которые носят (носили) неопределенный характер на дату утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим в п. 5 Правила (стандарта) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.03 г. № 405, указывается, что:
- «как правило, уровень неопределенности, сопряженной с результатом события или с условием, значительно повышается при увеличении периода времени между суждением и воздействием условных фактов;
- любое влияние условного факта в будущем основывается на информации, доступной в момент составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, поэтому последующие события могут вступать в противоречие с профессиональным суждением, которое было разумным в момент его вынесения;
- размер и сложная структура аудируемого лица, характер и условия его деятельности, а также степень воздействия на аудируемое лицо внешних факторов оказывают влияние на профессиональное суждение о влиянии условных фактов».
В международной практике используется специальный термин «существенная неопределенность». Последняя относится к условным фактам хозяйственной жизни, которые отдельно или в совокупности могут являться причиной значительных сомнений в правильности допущения непрерывности деятельности предприятия, и которые обязательно должны быть раскрыты в финансовой отчетности.
Следствие 7. Отчетность представляется к определенной календарной дате. Здравый смысл на протяжении многих веков учил бухгалтеров, администраторов и аудиторов одной простой истине — отчет и финансовые результаты могут быть получены только после окончания хозяйственного цикла. Неслучайно, например, в средневековье господствовал партионный учет: о финансовом результате можно было говорить только тогда, когда партии товаров были проданы.
Допустим, например, что купили 100 кг зерна за 100 руб. и продали 1 кг из партии за 5 руб. Здравый смысл подсказывал нашим древним коллегам, что прибыли нет, что 95 руб., вложенные в товар, не окупились. Расходы окупятся только тогда, когда по данной цене будет продано 20 кг, при этом, начиная с 21-го кг, предприятие начнет получать прибыль.
Однако не все так просто. Отчетность не должна привязываться к хозяйственным циклам. Согласно принципу непрерывности деятельности организации, последняя будет существовать вечно. Как правило, хозяйственные операции осуществляются непрерывно. Отсюда следует признать, что в результате продажи 1 кг зерна будет получена прибыль в размере 4 руб., ибо в расчете на полученный доход в 5 руб. фирма понесла расходы в размере 1 руб. Из полученного дохода необходимо регулярно платить заработную плату, налоги, дивиденды. Регулярные платежи, которые приурочены к строго определенным датам, предопределили и составление бухгалтерской отчетности по строго фиксированным календарным датам, как правило, по состоянию на 31 декабря каждого года. Этот последний, формальный, а не коммерческий порядок, прочно вошел в повсеместную практику учета с начала XIX века вместе с принципом непрерывности деятельности организации.
Таким образом, аудитор должен четко понимать, что раз предприятие будет существовать вечно (или хотя бы, с точки зрения аудитора, двенадцать месяцев), то все отчеты, с которыми имеет дело аудитор, отражают факты хозяйственной жизни, произошедшие за те или иные календарные временные отрезки времени.
Симптомы следствий
Аудитор должен исходить из того, что предприятие-клиент будет существовать если не вечно, то, по крайней мере, не менее двенадцати месяцев. Аудитор должен сделать все, для того чтобы проверить эту гипотезу. Для этого необходимо выявить симптомы финансовых трудностей клиента, каковыми могут быть следующие:
- кредиторская задолженность клиента больше актива. Это предельный случай, который указывает на то, что, собственные средства предприятия больше его долгов. Можно сделать вывод, что клиент находится на грани краха. Однако спешить с таким выводом не следует. Возможны случаи, когда клиента поддерживают какие-то достаточно мощные финансовые группы или когда сама отчетность составлена так, что отражает только надводную часть айсберга. Эти обстоятельства очень важны, но первое трудно проверить, а второе не позволяет уважающему себя аудитору дать положительное заключение;
- несоблюдение клиентом платежной дисциплины. Особенно наглядно это проявляется в том случае, когда во время аудиторской проверки наступают сроки погашения кредитов, а у предприятия отсутствуют необходимые для этого средства;
- неудовлетворительная финансовая политика клиента;
- проблемы с кредиторской задолженностью. Если ее размеры незначительны, то это может свидетельствовать или о том, что у предприятия достаточно собственных средств (положительный фактор), или о том, что кредиторы отказывают ему в помощи (отрицательный фактор);
- сокращение кредитовых оборотов по счету 90 «Продажи». В некоторых случаях это может быть даже более угрожающим фактором, чем наличие у предприятия убытков;
- отрицательная динамика портфеля заказов. Если он сокращается, то это очень тревожный симптом;
- рост задолженности по выплате дивидендов. Однако следует признать, что это не такой уж страшный минус, как его иногда представляют, ведь это означает лишь то, что реальные средства используются в хозяйственной деятельности фирмы, а не изъяты из нее;
- дивиденды выплачиваются не только из прибыли отчетного периода, но и из нераспределенной прибыли (в этом случае уменьшается уставный капитал организации);
- изъятие активов под предлогом образования долгосрочной дебиторской задолженности;
- ужесточение условий, предусматриваемых поставщиками в договорах;
- наличие просроченной дебиторской задолженности. В этом случае аудитору следует оценить перспективы судебных исков, которые предъявил клиент и которые предъявляются к нему;
- дебетовые обороты по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» растут быстрее, чем кредитовые; наблюдается снижение запасов на фоне других финансовых затруднений; растут остатки запасов и замедляется их оборачиваемость;
- превышение оценки имущества клиента по балансу над его оценкой по договорам страхования. В этом случае у клиента присутствуют в экономическом смысле фиктивные активы.
Помимо перечисленных, существуют и другие, не менее важные симптомы финансовых трудностей, которые должны сразу же насторожить аудитора при общении с представителями фирмы-клиента. Но они часто носят формальный характер и могут быть выявлены только в ходе конкретной аудиторской проверки.
Если в ходе проверки не обнаружено, что имущественное и финансовое положение клиента таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за окончанием отчетного года, то аудитор исходит из того, что бухгалтерская отчетность подготовлена клиентом исходя из допущения непрерывности деятельности организации.
Последствия этого заключения очень важны для аудитора, ибо если после получения положительного заключения клиент окажется неплатежеспособен, то у аудитора могут возникнуть серьезные проблемы.