Проектный анализ: что нового?

Инвестиционные проекты и предложения

Автор:
Источник: Управление компанией
Опубликовано: 19 октября 2007

Планирование долгосрочного развития компании претерпевает в последние годы существен­ ные изменения. Что определяет смену подходов к проектному анализу? Что нового в ме­тодологии и инструментах принятия инвестиционных решений?

Причины разработки

В своей практике компании исходят из того, что инвестиционные проекты обеспечивают со­здание и развитие конкурентных преимуществ, но так ли это на самом деле?

Зачастую отдельные проекты инициируются производственными подразделениями, бизнес-единицами без учета их соотношения со стратегическими целями компании; степени эффективности планируемых капитальных вложений; способности к увеличению денежных потоков от различных видов деятельности и соответствующему росту стоимости; финансового результата, который будет получен в случае продажи создаваемого актива или целого направления.

В отношении подобных, вырванных из общей деятельности компании проектов сложно говорить о возможных альтернативных вариантах, в том числе без вложения средств или с максимальной отдачей на них, а также о синергетическом эффекте от их реализации.

Быстроменяющееся экономическое окружение, рост конкуренции, в том числе и за деньги инвесторов, бюджеты, ресурсы, капитал внутри компании, необходимость постоянного выбора между различными вариантами использования капитала — все эти тенденции определили смену подходов к анализу и планированию долгосрочного развития.

Во-первых, это планирование на постоянной, а не разовой основе, ведущееся с учетом стратегических целей компании и динамики внешней среды; непрерывность в принятии инвестиционных решений, их нацеленность на создание конкурентных преимуществ.

Во-вторых, это выработка компанией четких критериев для оценки инвестиционных решений, учет результатов уже реализованных проектов, своевременная регулярная корректировка инвестиционной программы, оценка эффективности не только отдельных проектов, но и инвестиционной деятельности предприятия в целом. И, разумеется, постоянный контроль соответствия реализации намеченных проектов росту стоимости компании за счет повышения прибыльности операционной деятельности и эффективности использования капитала.

Решить все эти задачи позволяют финансовое модели­рование и многовариантный анализ инвестиционных решений компании. Однако реализовать непрерывную аналитическую работу и просчет всех вариантов без программного продукта затруднительно, тем более что смена подходов предполагает увязку в финансовой модели компании роста эффективности операционной деятельности с сокращением объема и стоимости используемого для этого капитала.

Основное назначение новых программных продуктов для инвестиционного планирования — финансовое моделирование и анализ планируемых инвестиционных решений с учетом создания стоимости.

«Ноу-хау» для инвестиционного проектирования

Например, в разработанной с помощью программы Prime Expert модели вертикально интегрированного холдинга совместный анализ инвестиционных проектов в начале (добыча сырья), середине (рост глубины переработки сырья) и конце цепочки создания стоимости (развитие сбытовой сети для продуктов глубокой переработки) позволяет перераспределить денежные потоки от производства и реализации первичного сырья именно на приобретение и сооружение собственными силами активов в рамках двух других проектов. А сочетание в модели операционной и инвестиционной деятельности компании взаимодополняющих аспектов использования ресурсов обеспечило интегрированный подход к планированию и анализу использования капитала.

Поддерживаемый программой многовариантный анализ обеспечивает сравнение различных сценариев инвестиционной программы компании, а также позволяет оценить эффективность инвестиционных решений, предполагающих, в том числе, реализацию отдельных активов или целых бизнес-единиц.

К новым наработкам в принятии инвестиционных решений можно отнести и реализованный в Prime Expert процессный подход к анализу деятельности компании. Выделение основных и поддерживающих процессов позволяет прогнозировать текущие затраты по проекту как по функциональным статьям (сырье, материалы, энергия, заработная плата и пр.), так и по операциям с помощью ABC ( Activity Based Costing ). Обращение к функционально-стоимостному анализу затрат обусловлено прежде всего неоднозначной динамикой косвенных издержек, связанных с реализацией инвестиционных проектов. Применение для разнесения накладных расходов метода ABC позволяет корректно выделить прямые и косвенные издержки и распределить их в соответствии с объемами работ и особенностями их потребления в проектах. Это актуально в связи с общей для современной экономики тенденцией роста доли косвенных затрат в структуре издержек компаний.

Программа обеспечивает использование в модели инвестиционного проекта нескольких ставок дисконтирования. Это позволяет учесть неполную сопоставимость денежных потоков вследствие различного для каждого из них уровня риска, провести на их основе расчет и анализ показателей эффективности инвестиций.

Аналитика при этом не ограничивается рассмотрением внутренних процессов компании. Создаваемая в программе финансовая модель позволяет влючить в нее инвесторов, поставщиков и потребителей и провести на ее основе анализ цепочек создания стоимости.

Деятельность организации рассматривается при этом как сквозной кросс-функциональный процесс, на­правленный на создание добавленной стоимости ее продуктов и услуг. Анализ цепочки позволяет проследить этот рост, начиная с приобретения ресурсов и заканчивая предоставлением услуг, и определить, в каких элементах цепочки скрыт потенциал, что необходимо развивать, от чего отказаться, что передать на аутсорсинг.

Анализ цепочек может быть проведен в разрезе групп потребителей, используемых ресурсов, статей затрат производственных переделов. Подобный инструментарий позволяет при планировании сосредоточиться на наиболее эффективных видах деятельности, продуктах и услугах, сегментах рынка и направлениях инвестирования.

В нашем примере вертикального холдинга при рассмотрении финансовой модели компании и пакета проектов был проведен анализ цепочки. Он показал, что одна из традиционных групп клиентов — оптовые покупатели продукции первичной переработки — убыточна, работа с ней снижает эффективность компании.

Все это, на наш взгляд, позволяет применять Prime Expert в практике подразделений, отвечающих в крупных компаниях за долгосрочное планирование, решение задач стратегического управления затратами, реструктуризацию, выделение отдельных направлений бизнеса. Основным назначением может также стать использование его как инструмента для создания в организации системы принятия инвестиционных решений.

Необходимость увеличения стоимости для акционеров, владельцев капитала (сегодня этого требует практика бизнеса) и стоимостной подход становятся одними из основных векторов развития инвестиционного анализа. Именно в направлении имитационного моделирования, многовариантного сравнения, учета показателей экономической прибыли будет идти и развитие программных продуктов, позволяющих нацелить всю планируемую деятельность компании на увеличение стоимости для акционеров.

Автор: