Программа аудита сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий общественного питания и хлебопечения

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 12 2003г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Программа аудита предприятий общественного питания

Аудит предприятий общественного питания аудитору необходимо осуществлять по следующим направлениям:

  • проверка правильности ценообразования и калькуляции цен на продукцию собственного производства и покупные товары;
  • проверка правильности документального оформления и учета наличия и движения материально-производственных запасов в кладовых;
  • проверка правильности документального оформления и учета материально-производственных запасов в производстве (на кухне);
  • проверка правильности учета реализации продукции собственного производства;
  • проверка правильности учета валового дохода от реализации покупных товаров;
  • проверка правильности определения состава расходов на продажу.

Для осуществления своей деятельности предприятия общественного питания должны располагать определенными материально-производственными запасами (сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами, продукцией собственного производства, покупными товарами), учет которых может осуществляться по-разному.

Проверка правильности Ценообразования

Материально-производственные запасы, используемые на предприятиях общественного питания для производства собственной продукции, оцениваются в учете по фактической себестоимости.

Материально-производственные запасы, приобретенные для последующей перепродажи, должны отражаться в бухгалтерском учете:

  • по покупной стоимости (по стоимости их приобретения);
  • по продажной стоимости (при осуществлении розничной торговли).

Аудитору следует проверить правильность выбора способа оценки материально-производственных запасов, т.е. соблюдение организацией учетной цены, по которой отражается их наличие и движение на счетах бухгалтерского учета. Аудитор должен убедиться в том, что выбранный организацией способ оценки материально-производственных запасов зафиксирован в учетной политике и соблюдается в течение года.

На предприятиях общественного питания, для того чтобы избежать ежедневного изменения цен на одни те же блюда, сократить объем работ по калькулированию продажных цен и упростить учет сырья и материалов в качестве учетных цен, могут использоваться средневзвешенные покупные цены, которые рассчитываются на основе данных о поступивших и использованных продуктах по сортам и кондициям за отчетный период.

Осуществляя проверку правильности ценообразования, следует также обратить внимание на следующее:

  • соблюдается ли порядок установления размеров наценок на продукты, сырье, расходуемые на изготовление продукции собственного производства для предприятий различных категорий;
  • покрывают ли наценки, накидки возмещение транспортных расходов, уровень издержек обращения и обеспечивают ли они плановые накопления;
  • соответствуют ли цены на продукты, указанные в расходных документах на отпуск продуктов в кухню, ценам, которые приняты для калькуляции блюд;
  • на правильность составления калькуляций на отдельные блюда и другую продукцию;
  • соблюдаются ли в рецептурах на приготовление блюд веса брутто овощей и плодов, имеющих в зависимости от сезона года различный процент отходов.

При применении средневзвешенных цен на продукты, нормы закладки брутто которых для получения массы нетто и выхода готовой продукции, установленного сборниками рецептур, могут изменяться (мясо, рыба, картофель, овощи), аудитор должен проверить применение коэффициента выравнивания кондиций1. При проверке соблюдения порядка формирования свободных отпускных и розничных цен аудитор должен убедиться, что свободные отпускные цены зафиксированы в протоколах согласования, а также отражены на ценниках образцов продукции товаров, прейскурантах цен на оказываемые услуги или выписках из меню.

При использовании предприятиями общественного питания для учета материально-производственных запасов (сырья, материалов, полуфабрикатов) в качестве учетных средневзвешенных покупных цен на продукцию собственного производства аудитору следует произвести их пересчет следующим образом:

Средневзвешенная покупная цена = Плановая (нормативная) производственная себестоимость продукции + Плановая (нормативная) прибыль + НДС.

В общественном питании продажные цены на продукцию собственного производства исчисляются путем калькуляции в калькуляционных карточках, открываемых на каждое изделие (блюдо). В связи с этим аудитору следует проверить правильность калькуляции продажных цен на продукцию собственного производства. Для этого аудитор рассчитывает стоимость набора сырья, необходимого для изготовления блюда на 100 порций (блюд). После подсчета общей стоимости набора сырья на 100 порций (блюд) рассчитывается стоимость одной порции (блюда).

Аудитору следует выявить также факты завышения продажных цен. В случае допущения ошибок в определении продажных цен на блюда и кулинарные изделия необходимо проверить, составляются ли новые калькуляционные карточки, а также акты, в которых отражают (со ссылкой на карточку) разницу в ценах изделий (блюд), количество реализованных и отпущенных готовых изделий, суммы переборов (завышения) и недоборов (занижения) цен. К актам прилагают неверные калькуляционные карточки с неправильными продажными ценами, а также новые исправленные. Кроме того, составляют ведомость отклонений от норм раскладок. На ее основе возможно установить, как посредством нарушений норм раскладок, установленных сборниками рецептур, незаконно завышаются продажные цены на готовые изделия.

Проверка документального оформления и учета в кладовых

На следующем этапе аудитору необходимо приступить к проверке правильности документального оформления и учета наличия и движения материально-производственных запасов в кладовых. Продукты и товары в кладовую поступают от поставщиков, подотчетных лиц, структурных подразделений, сдатчиков сельскохозяйственной продукции. В связи с этим аудитору следует проверить правильность документального оформления поступления сырья (продуктов) и товаров в кладовую. Необходимо убедиться в том, что поступления товаров от поставщиков – юридических лиц оформлены товаросопроводительными документами (накладной, товарно-транспортной накладной, счетом, счетом-фактурой, гигиеническими сертификатами) и занесены в Журнал поступления первичных документов по приходу сырья, материалов, товаров.

При проверке правильности документального оформления приобретения сырья и материалов на рынках у физических лиц и у индивидуальных сдатчиков (населения) аудитору следует убедиться в том, что закупки осуществляют лица, уполномоченные приказом руководителя, а между лицами, производящими закупки для производственных нужд, и администрацией предприятия общественного питания заключены договоры о материальной ответственности. Кроме того, необходимо удостовериться в соблюдении порядка оформления закупочных документов (закупочных актов, ведомостей на закупку сельскохозяйственной продукции у населения, приходные накладные). При проверке правильности документального оформления приобретения сырья, материалов и товаров на предприятиях розничной торговли необходимо убедиться в подтверждении фактов закупки кассовыми и товарными чеками, приходными накладными.

Далее следует перейти к проверке правильности документального оформления отпуска материально-производственных запасов из кладовой, выяснив, имеют ли место случаи отпуска сырья и материалов из кладовой в производство (на кухню) без оформления накладных либо дневных заборных листов, с указанием суммы лимита дневного отпуска материально-производственных запасов.

Проверка документов заключается не только в выявлении соблюдения документального оформления поступления, отпуска сырья и материалов, товаров и тары в кладовых, производстве и буфетах. Прежде всего аудитор должен убедиться в реальности имеющихся документов. Для этого необходимо выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность этой операции.

В процессе аудита документы по поступлению и отпуску продуктов проверяют по форме и по существу, а также подвергают арифметической проверке (пересчету). По формальным признакам проверяют правильность и своевременность составления документов, применения типовых бланков, а также то, все ли установленные реквизиты и приложения, подписи, печати, штампы и т.п. содержат документы, заполняются ли они в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 13-15 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Проверяемые документы подлежат арифметической проверке, что зачастую позволяет выявить умышленные ошибки, способствующие хищению. Кладовщик, являясь материально-ответственным лицом, составляет и представляет в бухгалтерию товарные отчеты, в связи с чем аудитору необходимо проверить соблюдение сроков представления товарных отчетов и правильность их составления. При проверке соблюдения сроков представления отчетов аудитор должен сопоставить сроки представления отчетов, утвержденные руководителем, с датами их фактической сдачи.

Проверяя правильность составления отчетов, аудитор должен установить:

  • подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;
  • соответствие в данном отчете сырья и материалов, готовой продукции, товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
  • соответствие в отчете МПЗ на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;
  • соответствие дат первичных документов, приложенных к отчету, датам получения МПЗ;
  • законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание МПЗ);
  • наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально-ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение МПЗ;
  • полноту оприходования в отчетном периоде МПЗ по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
  • правильность цен на МПЗ, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;
  • соответствие записей, сделанных материально-ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета, первичным приходно-расходным документам;
  • соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных МПЗ сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально-ответственных лиц.

Проверяя организацию порядка складского учета МПЗ аудитор должен убедиться в том, что кладовщик в день совершения хозяйственной операции делает записи в книгу (карточки) складского учета и после каждой операции выводит остатки по каждому виду МПЗ. При этом аудитор сопоставляет записи, сделанные материально ответственным лицом (кладовщиком) в товарной книге или на карточках количественно-суммового учета, с записями в первичных товарных документах, а также сверяет выведенные остатки по каждому виду МПЗ.

Проверка правильности документального оформления и учета в производстве (на кухне)

При проверке правильности документального оформления и учета материально-производственных запасов в производстве (на кухне) необходимо убедиться в сохранности, правильном расходовании сырья и материалов на производство собственной продукции, в качестве изготовленных изделий, правильности отпуска блюд в обеденный зал, буфеты. Соответствие отпущенного из кладовой в производство (на кухню) количества продуктов изготовленным блюдам и кулинарным изделиям определяют на основании меню и заявок старшего повара. При этом аудитор должен выяснить, все ли отпущенные продукты использованы в сырьевом наборе при изготовлении блюд; выяснить причины недовложений; составить расчеты по возмещению стоимости недовложенных продуктов; определить ответственность виновных лиц. Проверить полновесность готовых блюд возможно путем взвешивания 10-15 порций определенного блюда, подсчета их общей массы и деления на количество отобранных (взвешенных) порций. Отклонения в массе в соответствии со сборником рецептур допускается до 3% (кроме кондитерских изделий и пирожков, для которых установлены другие нормы). Основной продукт в мясных и рыбных блюдах и гарнир взвешивают раздельно. Результаты контрольного взвешивания оформляют актом с указанием в нем наименований блюд, их массы (согласно меню и фактической), а также отклонения.

Пользуясь сборником рецептур, массу по отклонениям необходимо перевести в исходное сырье и определить массу недовложенных продуктов в общем количестве определенных видов блюд, по которым допущена неполновесность. Количество сырья в полуфабрикатах, в продукции, не разложенной в порции (необжаренные шницели, тефтели, колбасы), определяют в соответствии с нормами закладки по сборнику рецептур и составленной на его основе действующей рецептуре. При выяснении порядка расчетов за реализуемые потребителям изделия кухни и правильности документального оформления этих операций следует убедиться, что отпуск изделий кухни (блюд) потребителям производится по предъявлении кассовых чеков, талонов-абонементов, платежных поручений.

При проверке отпуска изделий кухней в раздаточные, филиалы и буфеты необходимо установить соответствие фактического количества отпущенных изделий кухней в филиалы, раздаточные и буфеты с количеством, записанным в дневных заборных листах (накладных). При обнаружении отклонений необходимо установить виновных в злоупотреблениях. Для проверки отчетности заведующего производством (кухней) аудитор использует отчеты о движении продуктов и тары на кухне, в которых сверяет общую сумму по отчету по ценам фактической реализации с показателями реализации по кассовому аппарату. В случае несоответствия должны быть выяснены их причины.

Программа аудита хлебопекарных предприятий

Целями аудита хлебопекарных предприятий являются:

  • проверка правильности документального оформления и учета муки, материалов, тары и топлива;
  • проверка правильности затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции хлебопекарного производства;
  • проверка правильности документального оформления и учета готовой продукции.

Проверка правильности документального оформления и учета муки, материалов, тары и топлива

Аудитору следует убедиться, что на каждую партию поступающей от поставщиков муки имеется качественное удостоверение, без которого приемка муки на складе предприятия не производится. В нем должны содержаться показатели качества муки, характеризующие ее хлебопекарные свойства. Качество муки должно соответствовать стандартам, техническим условиям. При проверке качества поступившей муки необходимо установить соответствие показателя фактической ее влажности, определенного лабораторным анализом в момент приемки муки на склад, показателю влажности в сопроводительных документах поставщика. Качество поступающей на склад муки проверяют также по органолептическим показателям (цвету, запаху, вкусу), а при необходимости производят пробные выпечки хлеба для проверки хлебопекарных свойств муки.

При определении полновесности мешков аудитору следует учитывать, что масса муки зависит от ее влажности. В качественных удостоверениях на муку должны быть указаны два значения влажности: при ее затаривании и при отпуске получателю. При изменении влажности муки за период от затаривания до отпуска для определения полновесности поступивших мешков с мукой необходимо произвести пересчет массы муки на ее влажность при отпуске.

При приемке муки, материалов, топлива и тары обязательно необходимо проверить правильность цен, указанных в документах поставщика. На муку устанавливаются договорные цены при ее базисной влажности 14,5 %. При отпуске поставщиками муки с повышенной или пониженной против базисной влажностью должны применяться скидки или накидки в размере 1% за каждый процент отклонения от базисной влажности муки.

Следует убедиться в том, что мука хранится отдельными партиями. Для обеспечения правильной организации хранения и учета отпуска муки в производство на каждую партию поступившей муки должен быть выписан партионный ярлык и прикреплен к одному из мешков партии.

Мука и материалы со склада должны отпускаться в производственные цехи на основании расходных документов по массе в строгом соответствии с действующими нормами их расхода с указанием видов изделий, для производства которых они отпущены.

Аудитору следует проверить соответствие массы муки и материалов, отпущенных со склада, потребности в них на выполнение производственного задания. Масса муки, необходимой для выполнения производственного задания, рассчитывается исходя из задания и норм выхода соответствующего вида изделий. Потребность в прочих основных материалах определяется по нормам согласно действующим рецептурам на изделия. Все факты отпуска материалов со склада в производство должны быть оформлены расходными накладными, а количество отпущенных муки и материалов по накладной должно строго соответствовать расчету потребности в них.

При использовании на предприятии бестарного способа хранения муки фактический отпуск со склада в производство оформляется в зависимости от применяемого варианта передачи муки в производственные цехи. Могут использоваться два варианта отпуска муки в производство со складов бестарного хранения:

  • отпуск полными бункерами по линиям;
  • отпуск партиями в пределах текущей потребности на производство продукции.

При первом варианте отпуска мастер-пекарь расписывается в отвес-накладной в получении бункера с мукой после снятия пломбы с привода питания муки данного бункера, и бункер с мукой считается переданным в производство. Мастер-пекарь, получив муку в полном бункере, должен оприходовать ее. Расход муки из бункера на производство за смену должен определяться по показателям счетчиков автоматических весов.

При втором варианте отпуска муки в производство количество муки, отпущенное заведующим складом бестарного хранения за смену в цехи на основании данных учета показателей счетчиков автоматических весов, оформляется отвес-накладной. Аудитору следует проверить правильность списания расхода муки на производство продукции, применив чистку бункера после окончания отпуска всей муки. На основании первичных документов на поступление, отпуск муки и материалов в производство, возврат тары, а также на списание испорченных ценностей и других документов заведующим складом составляется отчет. При проверке своевременности представления и правильности составления отчета заведующего склада аудитору следует удостовериться в своевременности и правильности записей приходно-расходных документов в книги (журналы) складского учета и в том, определен ли остаток в них после каждой записи, подтверждена ли проверка записей подписью бухгалтера в книгах (журналах) складского учета.

Проверка правильности расходов на производство

При проверке правильности документального оформления производственных операций по использованию муки, прочих материалов и топлива на производство продукции хлебопечения аудитору следует получить информацию о составе, размерах и объемах материальных и трудовых затрат произведенной продукции, соблюдении норм выработки и расхода муки, материалов и топлива.

Аудитору следует определить правильность исчисленной массы муки, материалов и топлива, израсходованных за смену на выпечку изделий расчетным путем: к остатку на начало смены прибавить поступление за смену, вычесть документированных расход и остаток на конец смены. Следует также сопоставить фактическое количество израсходованных муки, материалов и топлива на производство продукции, распределенное по видам выработанных изделий, с нормами их расхода.

Проверку правильности распределения количества муки, израсходованной на производство, по наименованиям изделий необходимо провести следующим образом. По прямому признаку мука относится на тот вид продукции, на производство которой она была израсходована. В тех случаях, когда не представляется возможным прямое отнесение израсходованной муки одного вида и сорта на конкретный вид изделий, общее количество муки распределяется между изделиями пропорционально ее расходу по плановым нормам. Плановые нормы выходов утверждаются при базисной влажности муки 14,5%. При определении нормы выхода, скорректированной на фактическую влажность израсходованной муки, необходимо руководствоваться специально разработанными изменениями норм выходов в зависимости от фактической влажности муки.

В случаях, когда на производство изделий определенного наименования, сорта, развеса расходовалась мука, имевшая различную влажность, аудитору следует проверить, производился ли расчет средневзвешенной влажности. Такой расчет производится путем деления суммы произведений массы муки каждого наименования и сорта и соответствующего процента влажности на общую массу израсходованной муки на выработку изделий из этой муки. Плановая норма выхода продукции определяется в этом случае с учетом средневзвешенной влажности муки. Если на выпечку данного вида продукции израсходован черствый и бракованный хлеб (мочка), то расход муки по норме исчисляют на массу выпеченного хлеба за вычетом массы мочки. Проводя расчеты распределения муки и материалов, израсходованных на производство продукции, аудитору следует убедиться в отсутствии случаев списания израсходованных материалов по нормам, а не по фактическому расходу.

При проверке правильности учета потерь от брака продукции аудитору следует учитывать, что браком в производстве считаются изделия, которые по своему качеству не соответствуют утвержденным стандартам и не могут быть использованы по прямому назначению. В хлебопечении к браку продукции относятся:

  • забракованные в производстве изделия в результате нарушений технологического режима или небрежного отношения к работе производственных рабочих (внутренний брак, выявленный на предприятии до отпуска продукции в экспедицию);
  • забракованные изделия после сдачи в экспедицию (внутренний брак);
  • возвращенные из торговой сети нестандартные изделия (внешний брак).

По месту возникновения различают брак продукции производственный и экспедиционный. Аудитору следует убедиться в том, что на предприятии:

  • обеспечен надлежащий контроль за качеством продукции в процессе производства, соблюдение технологических режимов на всех его стадиях;
  • в каждом случае брака устанавливаются причины и виновники возникновения брака продукции;
  • выявляются суммы потерь от брака и принимаются меры к возмещению виновными лицами причиненного ущерба;
  • в отчетных калькуляциях себестоимости продукции отражены суммы потерь от брака.

При проверке правильности учета отходов хлебопекарного производства следует учитывать, что отходы хлебопекарного производства подразделяются на два вида:

  • используемые (перерабатываемые в основном производстве) – горбушки хлеба и сухарных плит, остающиеся при резке хлеба и плит на сухари; отходы муки, возникающие на отдельных стадиях технологического процесса производства хлеба; лом изделий при проведении бракеража и возвращенные лабораторией остатки готовой продукции после проведенных анализов; лом и деформированные изделия, возникающие в процессе выемки из печей, охлаждения, внутрицеховой транспортировки и укладки изделий в контейнеры и лотки;
  • неиспользуемые (реализуемые).

Аудитору следует убедиться, что используемые (перерабатываемые) отходы муки приходуются на склад по ценам на муку, по которой имеются отходы, а отходы теста – по плановой себестоимости его изготовления в размере материальных затрат. Кроме того, при определении выхода готовой продукции масса муки, содержащаяся в используемых отходах, исключается из общей массы муки, израсходованной на производство этого вида изделий.

При проверке правильности учета отходов, не используемых в производстве (реализуемых), следует убедиться, что они оприходованы на складе по цене возможной реализации в уменьшение затрат на производство всей выработанной в отчетном периоде продукции, а масса реализуемых отходов распределяется между изделиями пропорционально весу муки, израсходованной на выработку этих изделий.

Следует также убедиться, что при расчете выхода продукции массу муки, израсходованной на выработку готовых изделий, не уменьшают на массу полученных неиспользуемых (реализуемых) отходов производства. Аудитору следует проверить правильность калькуляции продукции хлебопекарного производства.

Проверка правильности документального оформления и учета готовой продукции

При проверке правильности учета готовой продукции аудитору следует убедиться, что на каждую партию готовой продукции на кассовом аппарате выбивается чек, который передается в экспедицию одновременно с передачей готовой продукции и служит основанием для учета готовой продукции. Кассовый чек для учета выхода готовой продукции из производства и передачи ее в экспедицию должен отражать: номер печи; время выхода из печи; количество вагонеток (лотков), переданных в экспедицию; код готового изделия (по номерам счетчиков кассовых аппаратов, закрепленных за определенными сортами изделий по каждой печи); порядковый номер партии изделий (порядковый номер чека); дату выпечки изделий. Показания счетчиков кассовых аппаратов на начало и конец смены должны регистрироваться в журнале, а затем записываться по каждому наименованию и сорту изделий в накладную – отвес на выход готовой продукции из производства.

Аудитору следует исчислить количество вагонеток, контейнеров (лотков) с готовыми изделиями, переданных за смену в экспедицию, путем нахождения разности в показаниях счетчиков на начало и конец смены. Готовые изделия после выхода из печей в течение определенного времени проходят завершающий этап технологического процесса – остывание продукции в экспедиции, после чего продукция может отпускаться покупателям.

Аудитору следует убедиться, что отпуск готовой продукции покупателям производится экспедитором партиями на основании оформленных в установленном порядке товарно-транспортных накладных, так как последняя предназначена для учета хлебобулочных изделий у поставщика и покупателя, осуществления расчетов между автотранспортным предприятием и получателем продукции, учета работы транспорта, расчетов с покупателями за продукцию, а также может являться пропуском на вывоз хлебобулочных изделий с территории предприятия. Нестандартные изделия, выявленные при приемке продукции, не принимаются покупателями и подлежат возврату на хлебопекарные предприятия, одновременно в товарно-транспортной накладной должна быть произведена отметка о количестве фактически принятых изделий и возврате забракованных изделий с указанием причины возврата.

Следует также удостовериться, что после доставки хлебобулочных изделий покупателям шофер-экспедитор возвращает в экспедицию предприятия экземпляр товарно-транспортной накладной с подписями и штампом получателей хлеба и отметками о количестве не принятой покупателем готовой продукции.

Программа аудита сельскохозяйственных товаропроизводителей

Аудит сельскохозяйственных предприятий должен начинаться с проверки правильности документального оформления хозяйственных операций в подсобных сельскохозяйственных предприятиях.

Проверка документального оформления операций по движению животных

При проверке правильности документального оформления движения животных в подсобных хозяйствах аудитору следует учитывать следующее. Скот и птица в подсобные хозяйства могут поступать в хозяйства в порядке закупок от населения и других сельскохозяйственных предприятий, а также в качестве приплода от животных. Покупка скота и птицы заготовительными организациями для откорма и нагула оформляется закупочными квитанциями. При передаче животных в подсобные хозяйства заготовитель выписывает расходную накладную.

Аудитор должен убедиться, что для постановки скота и птицы на откорм, нагул, доращивание руководителем потребительского общества назначается комиссия в составе зоотехника, ветврача, заведующего подсобным хозяйством, а также скотников и птичниц, за которыми закреплены животные и птица. Поступление животных в подсобное хозяйство должно сопровождаться надлежащим образом оформленными актами постановки скота на откорм, в нагул, доращивание. В актах указывается вид животных, количество, упитанность, живой вес и стоимость, а также учетная группа. Полученный приплод животных должен быть оформлен актом на оприходование приплода животных, который составляется заведующим подсобным хозяйством, зоотехником или бригадиром отдельно на приплод телят, поросят, ягнят, а также на вывод молодняка птицы.

При проверке правильности документального оформления перевода скота из группы в группу аудитору следует убедиться в наличии актов на такой перевод, а при перемещении скота и птицы одной и той же группы внутри хозяйства необходимо наличие накладной. При проверке правильности выбытия животных аудитору следует обратить внимание на следующее.

Передача животных для убоя должна быть оформлена актом снятия скота с откорма, нагула, доращивания. Акт должен быть составлен комиссией, назначаемой руководителем организации. Комиссия должна произвести взвешивание скота и составить акт на каждый вид скота отдельно. Выбытие молодняка и животных на откорме вследствие вынужденной прирезки или падежа должно быть оформлено актом на выбытие скота и птицы (убой, прирезка, падеж). Акт составляется в день падежа, прирезки и утверждается руководителем. В случае падежа или гибели животных по вине отдельных работников аудитор должен убедиться, что были приняты меры по возмещению причиненного ущерба. На каждую партию скота и птицы, направляемую для убоя на мясоперерабатывающие предприятия, должна быть выписана гуртовая ведомость и ветеринарное свидетельство, которые являются сопроводительным документом. При проверке правильности документального оформления выбраковки животных из основного стада аудитору следует учитывать, что животные основного стада могут быть выбракованы при утрате хозяйственно-полезных качеств, понижения продуктивности, а также вследствие неизлечимых болезней, травматических повреждений, пороков, старости.

Все случаи выбраковки животных должны быть оформлены актом на выбраковку животных из основного стада. Для организации надлежащего учета поголовья, контроля за их наличием, движением и результатами откорма, нагула за животными должны быть закреплены постоянные номера (тавро, бирки).

При проверке правильности организации учета движения животных аудитору необходимо убедиться в том, что учет движения животных осуществляется по местам их содержания, виду и группам животных, а также по ответственным лицам. Для получения этой информации аудитору необходимо проанализировать книгу учета движения скота. Не реже чем один раз в месяц заведующий откормочным пунктом или зоотехник составляют отчет о движении скота на ферме и представляет его в бухгалтерию. Аудитору необходимо проверить правильность составления отчета. Для этого следует указанное в отчете наличие поголовья животных и их живой вес на начало месяца сверить с данными аналитического учета, а также обратить внимание на правильность составления первичных документов, на основании которых сделаны записи в отчете. При проверке правильности составления отчета следует также производить встречную сверку записей в отчете с записями, произведенными в других документах и регистрах. В частности, поступление приплода животных контролируется данными зоотехнического учета, количество кормо-дней, указанное в отчете, сверяется с данными ведомостей расхода кормов, привес – с данными ведомостей взвешивания этих животных в предшествующих периодах.

При проверке правильности документального оформления инкубации яиц и движения птицы следует учитывать следующее. В цех инкубации племенные яйца поступают от родительского стада птицы и других или сторонних поставщиков. Поступление яйца оформляется накладной.

Яйца, пригодные для инкубации, в присутствии комиссии, назначаемой руководителем, сортируются по весу, толщине скорлупы, консистенции белка, пигментации желтка и с учетом качественных показателей раскладываются по лоткам для закладки в инкубатор. Для отражения этого процесса составляется акт сортировки яиц в цехе инкубации, который должен быть подписан начальником цеха, другими членами комиссии и утвержден руководителем. Партии яиц, закладываемых в инкубатор, должен быть присвоен порядковый номер, который сохраняется за этой партией до конца инкубации после вывода птенцов. Аудитору следует убедиться, что миражирование (просмотр) яиц оформлено актами, в которых указаны номер партии и количество оказавшихся при миражах отходов: неоплодотворенные яйца, яйца с кровяными кольцами, замершие и разбитые.

При проверке правильности составления отчетов о процессах инкубации устанавливают, соблюдаются ли сроки предоставления отчетов в бухгалтерии, а также наличие над лежащим образом оформленных оправдательных документов, находящихся при отчете (накладных, актов о движении и сортировке яиц, актов на просмотр-мираж яиц и вывод птенцов).

При проверке правильности оприходования молодняка птицы, полученного путем инкубации яиц, следует обратить внимание на правильность оформления актов на вывод и сортировку суточного молодняка птицы, а также оценить процент вывода цыплят из заложенных яиц и качество выведенного поголовья. При проверке правильности перевода цыплят из группы в группу проверяют наличие актов на такой перевод. Для учета поголовья птицы в цехах выращивания применяются карточки учета движения молодняка птицы, которые ведутся на каждую бригаду или птичницу, а для учета поголовья взрослой птицы применяются карточки движения взрослой птицы. Аудитору следует поверить наличие надлежащим образом заполненных карточек, так как они являются основанием для составления отчета о движении скота и птицы на ферме.

Проверка правильности документального оформления и учета кормов

При проверке правильности учета кормов следует учитывать, что корма сдаются на склад под ответственность заведующего складом (кладовщика) или другого материально-ответственного работника. Необходимо убедиться, что отпуск кормов из склада (кладовой) откормочного пункта для кормления скота и птицы производится на основании утвержденных руководителем рационов, составленных в соответствии с установленными нормами, и оформляется заборной ведомостью. Следует проверить, что рационы для кормления скота и птицы составляются отдельно на каждую откормочную группу с учетом их живого веса и вида откорма, а также наличия и питательности кормов.

Отпуск кормов для кормления животных оформляется кормовой ведомостью. При проверке правильности оформления отпуска кормов аудитору необходимо подтвердить, что факты отпуска кормов оформлены кормовыми ведомостями. Следует также убедиться в том, что количество израсходованных за месяц кормов, показанное в кормовых ведомостях, совпадает с количеством кормов, показанным в заборной ведомости. При проверке правильности организации складского учета кормов, который ведется по наименованиям и сортам в натуральном выражении, сверяются записи в товарных книгах с данными бухгалтерского учета.

При проверке правильности составления отчетов о движении кормов и соответствии данных отчета данным приложенных к отчету документов аудитор должен обратить внимание на следующее: соблюдаются ли нормы выдачи со склада (кладовой) кормов, правильно ли заполнены документы, имеются ли расписки в получении кормов, верно ли подсчитаны итоги.

Для выявления перерасхода кормов или отпуске ниже нормы необходимо сопоставить стоимость израсходованных кормов согласно кормовым ведомостям по видам и группам животных с фактическим расходом кормов и расходом кормов по нормам. Следует убедиться, что общая стоимость кормов по всем кормовым ведомостям равна стоимости кормов, полученных за этот период со складов (кладовых) по заборной ведомости.

Взвешивание должно производиться на специально оборудованных весах, установленных в местах нахождения животных и оформляться ведомостью взвешивания животных. В ведомости указывается вес животных на дату взвешивания, вес предыдущего взвешивания. Привес за отчетный месяц по группе с учетом поступивших и выбывших животных определяется как разница живого веса поголовья группы животных на конец и начало месяца плюс вес выбывшего в течение отчетного периода (без веса павших животных) поголовья минус вес поступившего в течение месяца поголовья. Полученный результат сверяется с привесом скота и птицы, записанным в книгу учета движения скота, и с данными аналитического учета по видам (группам) животных. Живой вес приплода, полученного от животных, находящихся на откорме и в нагуле, приравнивается к привесу и суммируется с фактически полученным привесом за месяц.

Проверяя правильность учета основной продукции на складах, следует учитывать, что учет основной продукции ведется по наименованиям и сортам. Записи в книгах складского учета производятся материально-ответственными лицами на основании документов по поступлению и отпуску готовой продукции. Необходимо проверить правильность записей в складских книгах и сверить их с данными бухгалтерского учета.

В подсобных хозяйствах помимо основной продукции образуется побочная продукция (молоко, шерсть, яйца, пух, перо). Учет поступления и выбытия побочной продукции осуществляется на основании следующих документов: журнала учета надоя молока, ведомости движения молока, дневника поступления и отправки шерсти. Журнал учета надоя молока ведется бригадиром или старшей дояркой. Данные о количестве надоенного молока ежедневно из журнала учета надоя молока переносятся в ведомость движения молока, которая предназначена для ежедневного учета поступления и расхода молока.

Дневник поступления и отправки шерсти предназначен для оприходования и ежедневного учета шерсти после стрижки овец. В конце дня заведующий пунктом стрижки овец выводит итоги поступления шерсти за день; записывает в дневнике данные о классировке шерсти, а на основании расходных накладных или спецификаций – данные об отправке шерсти на заготовительный склад; выводит остаток незапресованной шерсти на конец дня.

После окончания стрижки овец на основании дневника поступления и отправки шерсти и первичных документов составляется акт настрига и приема шерсти, который служит основанием для оприходования шерсти на складе.

Учет сбора яиц на пунктах откорма птицы осуществляется в дневнике поступления сельскохозяйственной продукции. Сдача собранных яиц и их приемка оформляются накладной. По окончании откорма, нагула скот и птица передаются для убоя, в связи с чем аудитору следует проверить правильность учета затрат по убою скота и птицы.

Для контроля за выходом продукции и исчисления ее фактической себестоимости скот и птицу в момент снятия с откорма и нагула взвешивают. Взвешивание оформляют актом снятия скота.

Убой животных на скотоубойных пунктах оформляется актом на забой скота, который является основным документом, определяющим выход мяса и других продуктов убоя. Акт составляется на каждое забитое животное (крупный рогатый скот) или группу животных (овцы, козы, свиньи). Следует убедиться, что в акте указаны виды скота и птицы, количество голов, категория упитанности, живой вес, выход продукции. Аудитору необходимо сопоставить выход мяса от убоя скота с нормами выходов, установленными мясоперерабатывающими предприятиями для соответствующего вида, упитанности скота и термического состояния полученных мясопродуктов. Необходимо также рассмотреть каждый случай недополучения мяса против установленных норм и убедиться, что виновные лица понесли ответственность.

Если убой скота производится не собственными силами, а на основании договоров с мясоперерабатывающими предприятиями, то данные по каждому сдаваемому на мясоперерабатывающие предприятия скоту или птице, снятой с откорма, записываются в гуртовую ведомость. Количество мяса и мясопродуктов, подлежащих получению от мясокомбината, определяется по контрольным нормам выхода. При этом аудитору следует проверить соответствие фактического выхода продукции утвержденным нормам. При проверке правильности определения фактической себестоимости мяса, полученного от убоя животных, необходимо из фактической себестоимости забитого скота и птицы, а также из расходов по их убою вычесть стоимость субпродуктов и побочной продукции.

Фактическая себестоимость забитых животных определяется по данным бухгалтерского учета о фактической себестоимости одного килограмма живого веса соответствующей группы скота или птицы, числящихся в откормочном хозяйстве (пункте) к моменту убоя.

В течение месяца данные актов на забой скота на скотоубойных пунктах учитываются при расчете фактической себестоимости мяса, получаемого при убое скота. При этом аудитор должен убедиться, что расчет составлен по всем животным, как забитым на скотоубойных пунктах, так и на мясоперерабатывающих предприятиях.

При проверке правильности ведения аналитического учета аудитор должен убедиться, что бухгалтерские записи в аналитическом учете по счету «Убой» производятся на основании актов снятия скота и птицы с откорма, нагула, актов на выбытие животных (убой, прирезка, падеж), нарядов на выполнение работы, накладных на отпущенную продукцию, авансовых отчетов и других документов.

Проверка правильности определения себестоимости

Проверяя правильность калькуляции себестоимости продукции, аудитору следует учитывать, что объектами калькуляции в животноводстве являются основные виды продукции: привес, молоко, приплод, яйца. Себестоимость основной продукции складывается из затрат, отнесенных на данную группу (вид) животных, за вычетом стоимости побочной продукции. Побочная продукция оценивается по ценам возможной реализации.

Аудитор проверяет правильность определения себестоимости единицы основной продукции путем деления суммы затрат, отнесенной на себестоимость основной продукции, на фактический выход продукции каждой группы (вида) животных. При проверке правильности калькуляции себестоимости продукции крупного рогатого скота следует учитывать, что объектами калькуляции фактической себестоимости продукции крупного рогатого скота являются:

  • молоко и приплод (по молочному стаду);
  • привес и живой вес (по молодняку животных и взрослым животным на откорме молочного скотоводства);
  • привес, живой вес и теленок до 8 месяцев (по мясному скотоводству).

Аудитор определяет правильность определения себестоимости молока путем вычитания из общей суммы затрат на содержание коров молочного стада и быков-производителей стоимости побочной продукции по установленной оценке; оставшаяся сумма делится на общее количество центнеров полученного молока и голов живого приплода, пересчитанных условно на молоко (за каждую голову – 1,5 ц молока). Количество центнеров привеса устанавливается по каждой учетной группе (виду) животных следующим образом: к общему весу молодняка (или взрослого скота на откорме) на конец года прибавляют вес поголовья, выбывшего за отчетный год, не включая вес павших животных; из этого общего веса вычитают вес приплода, вес поголовья, поступившего на выращивание и откорм в течение года, и вес поголовья на начало отчетного года. Себестоимость одного центнера привеса определяют путем деления суммы затрат, относящейся на привес молодняка и взрослых животных на откорме (за вычетом стоимости побочной продукции), на количество центнеров привеса.

Для определения себестоимости одного центнера живого веса необходимо к стоимости выращивания или откорма за отчетный год прибавить первоначальную стоимость животных на начало года, стоимость скота, поступившего на выращивание и откорм, стоимость приплода текущего года и разделить полученную сумму на общий вес калькулируемого поголовья (вес животных на конец года, плюс вес выбывшего поголовья в течение года без веса павших животных).

По этой себестоимости оцениваются все животные, выбывшие из хозяйства (забитые, проданные на племя) и оставшихся на конец года, исходя из их живого веса. При проверке правильности калькуляции себестоимости продукции свиноводства необходимо учитывать, что объектами калькулирования в свиноводстве являются себестоимость привеса и полная себестоимость выращенного и откормленного поголовья (в живом весе). Для определения привеса за год по учетной группе следует к общему весу молодняка (или свиней на откорме) на конец года прибавить вес поголовья, выбывшего за отчетный год, не включая веса павших животных.

Из этого общего веса вычитают вес приплода, вес поголовья, поступившего на выращивание и откорм в течение года, и вес поголовья на начало отчетного года.

Для определения себестоимости одного центнера живого веса свиней к стоимости выращивания или откорма за отчетный период (месяц, квартал, год) прибавляют первоначальную стоимость животных на начало года, стоимость поступивших животных и стоимость приплода текущего года. Полученную сумму следует разделить на общий вес калькулируемого поголовья (вес животных на конец года плюс вес выбывшего поголовья в течение года без веса павших животных). По этой себестоимости оцениваются все животные, выбывшие из хозяйства (убой, перевод в основное стадо) и оставшиеся на конец отчетного периода, исходя из их живого веса.

1Коэффициент выравнивания кондиций применяется для устранения различий в отходах при холодной обработке и опре_ деляется как частное от деления нормы выхода сырья (продуктов) нетто неосновной кондиции на норму выхода сырья (продук_ тов) нетто основной продукции.

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 12»

(состоит из 3 статей)

Обоснование места внутреннего аудита в системе внутрихозяйственного контроля (15 сентября 2005)

Критерии и показатели оценки финасово-экономического состояния предприятия (15 сентября 2005)

Программа аудита сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий общественного питания и хлебопечения (15 сентября 2005)