Положения по бухгалтерскому учету и Налоговый кодекс РФ содержат множество противоречий и неясностей, но большинство из них нейтрализуется путем ведения регистров налогового и бухгалтерского учета, хотя это приводит к неоправданному удорожанию учетных процессов. Достоверность этих регистров, а также бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций обеспечивает правильная классификация расходов.
В бухгалтерском учете затраты признаются по правилам, которые прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Это Положение применяют юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Его требованиями должны руководствоваться все коммерческие организации (кроме кредитных и страховых), а также некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений), которые признают доходы от предпринимательской и иной деятельности.
ПБУ 10/99 дает понятие расходов и устанавливает перечень выбывающих активов, которые расходами не признаются.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к сокращению капитала этой организации за исключением вкладов по решению участников (собственников имущества).
Понятие активы трактуется применительно к МСФО. Согласно МСФО активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение экономических выгод в будущем.
В отечественной практике актив всегда рассматривается как часть бухгалтерского баланса, в разделах и статьях которой имеют место внеоборотные и оборотные активы.
В ПБУ 10/99 определено, что выбытие активов, являющееся оплатой не может признаваться расходами организации. К расходам не относятся затраты организации, связанные с капитальными и финансовыми вложениями. В ПБУ 10/99 речь идет о правилах, связанных с текущими затратами (по определению Закона «О бухгалтерском учете»). В связи с этим можно сделать вывод о том, что затраты на выполнение работ по строительству объекта хозяйственным способом также не могут формировать расходы организации.
В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. К ним относятся также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
По таким видам деятельности, как сдача имущества в аренду, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, и участие в уставных капиталах других организаций, приведены правила их учета в качестве расходов по обычным видам деятельности или операционных расходов. Организация самостоятельно для целей бухгалтерского учета устанавливает, куда их отнести в зависимости от направлений деятельности, характера расходов, размера и условий осуществления.
В ПБУ 10/99 приведено одно отступление от определения понятия расходы. К расходам по обычным видам деятельности приравнено возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов организации, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности делятся на две части:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров. Это расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.
При формировании расходов по обычным видам деятельности они должны быть сгруппированы по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.
В соответствии с ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. То есть эти расходы, учитываемые на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу», ежемесячно можно списывать в дебет счета 90 «Продажи».
Если в отчетном периоде компания ничего не заработала, но несла управленческие расходы, то списать их со счета 26 «Общехозяйственные расходы» можно на счет 20 «Основное производство», который также закрывается, а остаток по нему показывает стоимость незавершенного производства.
При отсутствии НЗП не может быть отражена и его оценка.
В дебет 90 счета общехозяйственные расходы также не могут быть списаны. В отсутствии выручки от реализации (доходов по обычным видам деятельности) себестоимость продаж не может быть сформирована.
Поэтому общехозяйственные расходы можно списать на прочие расходы, не связанные с производством и реализацией – на счет 91 «Прочие доходы и расходы» или включить их в состав убытков организации – по дебету счета 99 «Прибыли и убытки». Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.
Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).