Рекомендации XI международного банковского конгресса (МБК-2002)

Банковский бизнес в России и зарубежом
Источник: Деньги и кредит, 29.07.2002
Опубликовано: 16 сентября 2005

Участники Конгресса отмечают положительные сдвиги в банковском секторе Российской Федерации, отражающие благоприятную в целом динамику развития российской экономики и стабильную ситуацию в финансовой сфере. Сохраняется устойчивая тенденция к повышению роли банковского сектора в экономике страны, о чем свидетельствует рост в истекшем году активов банковского сектора, кредитов экономике, средств, привлеченных от предприятий, организаций и физических лиц, опережающий рост ВВП страны. Завершилось послекризисное восстановление основных параметров функционирования банковского сектора, которые в реальном исчислении превышают докризисный уровень.

Конгресс приветствует деятельность Правительства Российской Федерации и Банка России, последовательно осуществляющих комплекс целенаправленных мер по развитию банковского сектора на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, Стратегии развития банковского сектора и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Их реализация позволит повысить эффективность деятельности банковского сектора, уровень и качество банковских услуг, их соответствие потребностям экономического и социального развития страны и ее регионов, хозяйствующих субъектов и населения. Участники Конгресса отмечают, что в указанных документах нашли отражение рекомендации предыдущих международных банковских конгрессов, проводившихся в г. Санкт-Петербурге.

Одновременно участники Конгресса отмечают существование целого ряда проблем, препятствующих развитию банковского сектора. К их числу относятся неблагоприятная для диверсификации рисков структура экономики, неурегулированные вопросы в сфере законодательства (слабая защита прав кредиторов, несовершенство залогового законодательства и неблагоприятные условия налогообложения кредитных организаций), серьезные недостатки правоприменительной практики, низкий общий уровень транспарентности и рыночной дисциплины в реальном и финансовом секторах. Происходит накапливание кредитных рисков, сохраняется дефицит средне- и долгосрочных ресурсов. Для многих кредитных организаций по-прежнему характерно невысокое качество корпоративного управления.

Плодотворные дискуссии и продуктивный обмен мнениями по актуальным вопросам развития банковского сектора Российской Федерации, в первую очередь обсуждение проблем его модернизации, рыночной дисциплины и транспарентности предприятий реальной экономики и кредитных организаций, вопросов учета, отчетности, аудита, совершенствования банковского надзора, в очередной раз подтвердили эффективность МБК как оправдавшей себя формы взаимодействия в международном банковском сообществе. Участники Конгресса выражают уверенность, что рекомендации МБК-2002 внесут достойный вклад в дело развития банковского и финансового секторов Российской Федерации.

Конгресс рекомендует:

Банковскому сообществу и органам государственной власти и надзора (внутренние ссылки на текст документов)

Кредитным организациям (внутренние ссылки на текст документов)

Банку России (внутренние ссылки на текст документов)

Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации (внутренние ссылки на текст документов)

1. Банковскому сообществу и органам государственной власти и надзора:

  • Считать приоритетной задачу развития банковской системы на всей территории страны, обеспечения доступности широкого спектра банковских услуг для всех участников хозяйственного оборота.
  • Поддержать «конкурентный» сценарий развития банковской системы, предполагающий сочетание тенденций к укрупнению роста и консолидации банковских организаций, стимулирование возникновения многочисленного слоя крепких средних банков, а также постепенную переориентацию банковской системы на работу не только с экспортно-ориентированными отраслями, но и с отраслями внутреннего спроса, с малым и средним бизнесом, с населением.
  • Поддержать расширение фокуса государственной политики по отношению к банковской отрасли с задачи обеспечения ее стабильности на более объемную задачу создания условий для развития эффективного и добросовестного банковского бизнеса.
  • Активно проводить мероприятия, повышающие доходность и привлекательность банковского бизнеса.
  • Обеспечить транспарентность процесса выхода государства, прежде всего федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, из капиталов кредитных организаций.

2. Кредитным организациям:

  • Принять меры по подготовке к внедрению системы государственного гарантирования вкладов.
  • Совершенствовать системы корпоративного управления и внутреннего контроля, используя лучшую международную банковскую практику, в том числе обобщенную в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору.
  • Принять необходимые меры для обеспечения перехода на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, начиная с 1 января 2004 г. Провести необходимую переподготовку банковского персонала с учетом требований международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
  • Обеспечить эффективное взаимодействие кредитных организаций и служб внутреннего контроля с внешними аудиторами.
  • Повысить транспарентность деятельности кредитных организаций с учетом международной банковской практики. Обеспечивать безусловную достоверность раскрываемой информации. Принять меры по обеспечению эффективного доступа всех категорий заинтересованных пользователей (акционеров, участников, клиентов и контрагентов) к раскрываемой в рамках действующего законодательства информации о деятельности кредитной организации. В целях своевременного и точного раскрытия информации о своей деятельности более широко использовать средства Internet, в первую очередь, путем создания и поддержки собственных информационных сайтов.
  • Принять меры по конструктивному взаимодействию с Банком России как органом банковского регулирования и надзора.
  • В целях воспрепятствования проникновению в банковский сектор криминальных капиталов обеспечить выполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», ориентируясь в своих действиях на лучшую международную практику.
  • В интересах эффективного решения задач противодействия отмыванию преступных доходов обеспечивать выполнение принципа «знай своего клиента», вести постоянную работу по повышению профессионального уровня работников банка, культуры банковского дела, включая следование международно признанным этическим нормам деятельности, в том числе предусмотренных проектом Кодекса этических принципов банковского дела, одобренным XII съездом Ассоциации российских банков в апреле 2002 года.
  • Рассмотреть вопрос о разработке и внедрении правил саморегулирования в рамках общественных банковских объединений.
  • Собственникам кредитных организаций принять меры к повышению качества капитала и уровня реальной капитализации как важному фактору устойчивого развития кредитных организаций.
  • Инициировать обсуждение банками и банковским сообществом проблем в сфере банкротства и ликвидации кредитных организаций через экспертный координационный совет.

3. Банку России:

  • Уделять должное внимание вопросам развития и модернизации банковского сектора, повышению эффективности деятельности кредитных организаций, прежде всего устойчивому качеству реализации ими функций финансового посредничества и развитию взаимодействия с реальной экономикой, повышению на этой основе уровня защиты интересов кредиторов и вкладчиков, укреплению доверия к банковскому сектору.
  • Разработать и принять после обсуждения с банковским сообществом разумные критерии допуска банков в систему государственного гарантирования вкладов, предполагающие количественные параметры и оценки перспектив деятельности банков и право Банка России на профессиональное суждение относительно выполнения банками этих критериев.
  • Подготовить условия для методического и организационного обеспечения перехода кредитных организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности с 1 января 2004 г. Ознакомить банковское сообщество с результатами проекта подготовки и представления финансовой отчетности по международным стандартам группой «пилотных» банков.
  • Считать задачи оптимизации, повышения качества и эффективности банковского надзора одной из приоритетных задач на ближайший период, имея в виду его переориентацию с формальных на содержательные аспекты деятельности банков, с фиксации прошлых ошибок банков на адекватную оценку реального состояния и перспектив дальнейшей деятельности.
  • Подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусмотрев характер требований к банковскому надзору, соответствующий современным подходам к его организации и осуществлению, включая, в том числе, возможность организации банковского надзора и принятие решений надзорного характера на базе мотивированного оценочного суждения.
  • Осуществить мероприятия по дальнейшему совершенствованию системы банковского надзора по следующим основным направлениям:
    • повышение качества анализа финансового состояния банков и развитие системы раннего предупреждения возможных проблем в деятельности кредитных организаций;
    • разработка методики и практическое осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций с использованием института кураторов;
    • развитие методики и практики инспектирования банков, в том числе с использованием института главных инспекторов;
    • развитие методики и практики надзора на консолидированной основе;
    • разработка подходов к оценке качества внутрибанковского управления и состояния внутреннего контроля;
    • оптимизация регулятивных подходов к классификации активов и формированию банками резервов на возможные потери по принимаемым рискам, ориентируясь на положения IAS и лучшую международную практику;
    • совершенствование системы банковской отчетности, имея в виду как максимально возможное сокращение ее объема, так и повышение информативности;
    • разработка подходов к оценке рыночных перспектив деятельности кредитных организаций.
  • Принять необходимые решения по снижению «вмененных» затрат кредитных организаций, в том числе рационализировать требования по созданию банковской инфраструктуры, включая пересмотр нормативов по укрепленности кассовых узлов и денежных хранилищ, иные требования непруденциального характера (сокращение сроков и упрощение процедур получения разрешений на ведение отдельных банковских операций и т. п.).
  • Упростить процедуры слияния и присоединения банков, открытия филиалов и отделений кредитных организаций, создавая условия для развития процессов консолидации и концентрации капитала на рыночных принципах.
  • Принять меры по развитию конструктивного диалога территориальных учреждений Банка России с кредитными организациями.
  • Уделять первостепенное внимание вопросам реализации мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Способствовать кредитным организациям в эффективном выполнении требований по противодействию отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и иных нарушений основополагающих этических норм банковского дела.
  • Продолжить совершенствование системы рефинансирования, включая достижение большей технологичности и расширение спектра применяемых инструментов.
  • Развивать набор рыночных инструментов, обеспечивающих кредитным организациям более гибкое управление ликвидностью. Расширить практику рефинансирования коммерческих банков за счет проведения ломбардных кредитных аукционов и предоставления ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке, а также совершенствования механизма предоставления кредитов, обеспеченных залогом векселей и прав требований по кредитным договорам и поручительствам.
  • Разработать упрощенный порядок учета и расчетов, исчисления провизий по «малым» кредитам (до 300 тысяч рублей) индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.
  • Совместно с Правительством Российской Федерации продолжить работу по подготовке проекта новой редакции закона о валютном регулировании и валютном контроле, отвечающего современным реалиям банковского бизнеса.
  • Принять активное участие в совершенствовании финансового рынка России. Провести работу по совершенствованию системы регулирования кредитных организаций в части ипотечного кредитования, имея в виду адекватную оценку возникающих рисков.
  • Изучить вопрос о возможностях сохранения дополнительных благоприятных условий привлечения иностранных инвестиций в капитал российских банков, прежде всего региональных.

4. Органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации:

  • Обеспечить качественное повышение уровня защиты прав кредиторов. В этих целях внести изменения в законодательство о залоге, а также обеспечить правовую защиту кредиторов во всех сделках, признанных в международной практике, даже если соответствующая защита не предусмотрена действующим российским законодательством.
  • Ускорить внесение в Государственную думу Российской Федерации и обеспечить ускоренное прохождение в законодательных органах законопроекта о гарантировании вкладов граждан в банках.
  • Провести комплекс мероприятий, обеспечивающих одновременный переход всех хозяйствующих субъектов на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности с 1.01.2004 г.
  • Принять меры по дальнейшей рационализации системы налогов и сборов в отношении банков, имея в виду в том числе включение в себестоимость банковских услуг всех расходов на формирование резервов на возможные потери, создаваемых в соответствии с требованиями Банка России, отмену налога на продажу инвалюты, дифференциацию налога на выпуск облигаций в зависимости от их срочности, существенное снижение сбора за нотариальную регистрацию залога.
  • Обеспечить создание правовой базы банковского регулирования и надзора, отвечающей современным подходам к организации и осуществлению банковского надзора, представлениям об инструментах эффективного решения надзорных задач.
  • Разработать проект закона, определяющего правовые условия для создания кредитных бюро, а также поправки в действующее законодательство, предоставляющие возможность банкам обмениваться информацией о клиентах без нарушения банковской тайны.
  • Привести действующую законодательную базу, определяющую роль и функции государственного контроля за финансовыми потоками, в соответствие с требованиями международных финансовых организаций по усилению борьбы с легализацией и отмыванием капитала, полученного преступным путем.
  • В целях совершенствования процедур банкротства и ликвидации банков создать специальный механизм ускоренного рассмотрения в судах дел, касающихся небольших по сумме требований.
  • Совершенствовать судебную систему, создать в федеральных округах специализированные суды, рассматривающие дела по налогам и банкротствам, в целях обеспечения их независимости от местных органов власти и для ускорения процессов рассмотрения дел.
  • С целью повышения качества банковского аудита разрабатывать подходы к оценке качества услуг аудиторов, предусматривающие в том числе эффективные меры воздействия, применяемые к недобросовестным аудиторам.
  • Ускорить принятие нового закона «О бухгалтерском учете» и нормативных актов, позволяющих обеспечить банковскую систему и реальный сектор экономики правовой базой для перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Обеспечить своевременное формирование нормативной базы по переводу на МСФО национальной экономики.
  • Принять меры по развитию системы подготовки, повышению квалификации специалистов бухгалтерских служб всех секторов экономики, а также аудиторов посредством организации различных форм обучения (семинаров, курсов, круглых столов).
  • Обеспечить проведение мероприятий, направленных на существенное повышение качества аудита в банковском секторе. Способствовать внедрению международных стандартов аудита, при необходимости адаптировав их к российским условиям, повысить квалификационные требования при аттестации банковских аудиторов. Провести в ближайшее время конференции по рассмотрению проблем банковского аудита.
  • Ускорить законодательное решение вопроса об отнесении затрат по переводу системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности на международные стандарты в целях налогообложения на себестоимость услуг кредитных организаций.
  • Ускорить принятие новой редакции закона о банкротстве кредитных организаций, предполагающей более оперативный и эффективный механизм ликвидации нежизнеспособных кредитных организаций, а также введение института государственного конкурсного управляющего.
  • В рамках переговорного процесса по вопросу присоединения России к ВТО исходить из базового принципа свободы принятия решений по мерам регулирования трансграничного оказания услуг и коммерческого присутствия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.
  • Внести поправки в законодательство, предусматривающие для кредитных организаций право закрывать счета подозрительных клиентов, а также отказывать в открытии им банковских счетов.
  • Предоставить Банку России дополнительные полномочия, вытекающие из международного подхода, по воздействию на владельцев кредитных организаций. Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в том числе: уточнить, что наложение административных санкций осуществляется в рамках Кодекса исключительно на должностное лицо кредитной организации;
  • Включить норму, предоставляющую право органу банковского надзора рассматривать дела об административных правонарушениях в области банковского законодательства;
  • Расширить перечень нарушений, за которые в соответствии с международно-признанными подходами к должностным лицам кредитной организации могут быть применены меры административной ответственности.