Рейтинг аудиторско-консалтинговых групп за 2001 год (рейтинговое агентство «Эксперт РА»)

Аналитические статьи, рейтинги
Источник: Рейтинговое агентство "Эксперт РА"
Опубликовано: 15 сентября 2005

Прошлый год стал знаменательным для аудиторов – рынок перешел в качественно новое состояние. Во-первых, в августе был принят Закон об аудиторской деятельности, который сменил существовавшие с 1993 года «Временные правила». Из «временно правильных» аудиторы превратились в законопослушных. В законе введена норма, регулирующая количество аттестованных аудиторов, поэтому их число в штатах аудиторских компаний увеличилось, зачастую за счет поглощения компаниями более мелких конкурентов. А регламентация основных правил комплексного оказания профессиональных услуг в области аудита и консалтинга заставила многие компании объединить свои усилия с целью предоставления более широкого спектра этих услуг клиентам. Все эти факторы повлекли за собой укрупнение аудиторских фирм и групп.

Во-вторых, рынок окончательно оправился от последствий кризиса и восстановил свои объемы. Абсолютный объем выручки аудиторско-консалтинговых групп (АКГ) превысил 5,5 млрд рублей, а с учетом показателей компаний «большой пятерки» достиг 13,5-14,5 млрд рублей. При этом рост рынка заметно опережал все макроэкономические индикаторы. Как ни странно, замедление экономического роста способствовало расширению аудиторского рынка. Судя по всему, российские АКГ предприняли попытку исправить сложившееся положение за счет предоставления своим клиентам консалтинговых услуг. Как следствие, в 2001 году аудиторский бизнес вырос на 65% (без учета компаний «большой пятерки»), в то время как в 2000 году рост составил всего 49%.

Однако эффект от оказания консультационных услуг в полной мере скажется только в следующем году, который станет своего рода тестом для аудиторов и консультантов. Если произойдет повышение темпов роста производства, то появится материальная база, за счет которой клиент вновь будет способен оплатить помощь консультантов, так необходимую ему в период реформирования ключевых отраслей экономики. А это, в свою очередь, сохранит или увеличит объем рынка АКГ. При отрицательном эффекте выросший «мыльный пузырь» 2001 года лопнет.

В-третьих, отчетливо проявилась тенденция к выравниванию рыночных позиций отечественных и международных АКГ. Если еще два года назад доля последних на рынке составляла примерно 80%, а год назад – 72%, то теперь она сократилась до 60%. Дело в том, что при общем увеличении объема рынка в 2001 году темпы роста международных компаний снизились. Так, по итогам 2000 года компания PricewaterhouseCoopers показала прирост 18,8%, а «Делойт и Туш» (СНГ) – 36,8%. В этом году компании «большой пятерки» продемонстрировали еще более скромный рост (см. таблицу 1), который существенно отстает от роста российского аудиторского рынка. В связи с этим в России компании потеряли, по нашим оценкам, примерно 1,5 млрд рублей.

Объяснить причину снижения темпов роста «большой пятерки» достаточно сложно. За исключением PricewaterhouseCoopers никто из них не раскрывает реальных результатов своей деятельности. В PricewaterhouseCoopers же прокомментировали результаты следующим образом: «Незначительное снижение показателей вызвано техническими колебаниями величины наших доходов, исчисленной в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета за 2001 год. Величина наших доходов, по международным стандартам, за 2001 год возросла почти на 10%, что отражает реальный рост нашего российского бизнеса».

Кроме того, крупный бизнес, как известно, менее динамичен (гораздо легче расти «с нуля»). Однако есть и еще одна причина. У клиентов произошла смена приоритетов. В последнее время даже иностранные компании в тех случаях, когда аудиторское заключение не ориентировано на международные рынки, все чаще предпочитают обращаться к отечественным аудиторам. Что же касается россиян, то наиболее ярким примером патриотичности их взглядов стала деятельность компании «Юникон/МС». Доверие ей выразили даже депутаты Госдумы, которые в конце прошлого года решили отказаться от использования авторитета «пятерки» и выбрали «Юникон» в качестве единственного аудитора Центрального банка за 2001 год.

Траектории успеха.

На первый взгляд кажется, что общая картина рейтинга «Российский аудит» почти не отличается от прошлогодней. Все такая же активность аудиторов, такая же борьба за более выгодные места в основной таблице, все те же главные действующие лица.

В принципе это так. Список 150 крупнейших аудиторов (см. таблицу 4) обновился ровно на четверть – в нем 38 новых имен. Порядок аудиторов изменился, но не сильно, коэффициент ранговой корреляции 0,75 говорит о том, что кардинальных подвижек нет. Эти показатели характерны для российской экономики в целом (в таком же темпе меняются списки крупнейших промышленных компаний «Эксперт-200», крупнейших страховщиков, консультантов и проч.).

Однако за внешним однообразием скрывается драматическая борьба за рынок.

Прежде всего, втрое вырос порог вхождения в клуб крупнейших. В Top-150 не попали компании, совокупная выручка которых не достигла 3 млн рублей. Во многом это результат введения нового закона, не поощряющего мелкие формы аудиторского бизнеса. Не беремся комментировать, хорошо это или плохо с точки зрения результатов аудита, но с точки зрения нашего рейтинга это однозначно положительная тенденция. Согласитесь, несколько странно говорить о компании, годовой оборот которой не достиг и 100 тыс. долларов, как о крупнейшей. Конкуренция за место в списке заметно выросла. Из семнадцати компаний, впервые приславших свои анкеты для участия в рейтинге, только девять смогли попасть в таблицу крупнейших.

Вторая особенность нынешнего рейтинга – экспансия компаний Северо-Запада. В нынешнем рейтинге их стало на шесть больше. А два новичка, компании АЛКО и БАНКО, сразу же стали обладателями мест в четвертой десятке. Причем последняя по своей эффективности уступила лишь лидеру рейтинга компании PricewaterhouseCoopers. В отдельных видах аудита и консультационных услуг многие компании из этого региона уже вошли в первую десятку лидеров. Например, «Аудит АКАР» удалось впервые сделать это в инвестиционном аудите. До сих пор лидирующие позиции в этом виде аудита занимали только московские компании. Институт проблем предпринимательства стал лидером в предоставлении консалтинговых услуг в области управления персоналом и его подбора.

Еще одна особенность рейтинга – многообразие стратегий, которые обеспечивали успех лидеров списка. Наиболее впечатляющего успеха добилась московская компания «Аваль»/Объединенные консультанты «ФДП». Ей удалось спутать все карты и изменить устоявшийся годами состав пятерки лидеров списка. Соответственно, компания вошла также в десятку лидеров наиболее динамичных АКГ, старожилам пришлось уступить и подвинуться. Причин тому две. Во-первых, вопреки общемировой тенденции компания объединила аудиторский и консалтинговый бизнесы, которые до этого функционировали раздельно. Во-вторых, «Аваль» по итогам последних двух лет регулярно занимала лидирующие позиции среди наиболее эффективных АКГ (таблица 3). Применение передовых управленческих технологий наконец дало соответствующий результат.

Аналогичную стратегию использовал и Городской центр экспертиз из Санкт-Петербурга. По динамике и эффективности он практически ни в чем не уступал «Авалю». Результат – центр поменял 50-ю позицию в рейтинге прошлого года на 19-е место в этом году.

По иному пути пошли руководители нового объединения «БалЭН». Благодаря объединению усилий «крепких середнячков» нашего рейтинга компаний «Баланс Лтд.» и «ЭНПИ-Консалт» новой АКГ удалось подняться на восьмую строчку списка. Коллективный знак обслуживания «БалЭН», под которым аудиторы собираются работать в будущем, говорит о серьезности их намерений.

Аналогичным образом поступили менеджеры занимающей 31-ю строчку вновь образованной группы «ЦБА-Аудитор-Ч». Московская компания ЦБА получила возможность более широкого использования накопленного опыта и методик. А аудиторская фирма «Аудитор-Ч» из Набережных Челнов поделилась с москвичами клиентской базой.

Наконец, не забыт и еще один путь к успеху – экстенсивный. Например, за счет увеличения числа специалистов на 154% аудиторская фирма «ФинЭкспертиза» стала лидером среди самых быстроразвивающихся компаний и поднялась в рейтинге с 98-го места на 28-е.

Консалтинг превалирует.

Уже несколько лет подряд рынок АКГ обязан своим ростом прежде всего расширению спектра консалтинговых услуг. 2001 год не стал исключением. Доля сопутствующих аудиту консультационных услуг в общем доходе АКГ увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 80%, что привело к новой расстановке сил на рынке. По итогам 2001 года сектор аудита уменьшился на шесть процентных пунктов, а консалтинг впервые стал доминировать – ему теперь принадлежат 52% от общего объема аудиторско-консалтинговых услуг (см. график 1).

Это событие не стало неожиданностью для всех участников рынка, рано или поздно оно должно было произойти. В последней публикации раскрывается и сам механизм роста всего рынка аудиторско-консультационных услуг России. Секрет его заключался в том, что в первом полугодии 2001 года средние почасовые ставки за услуги аудиторов увеличились в два раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составили среди участников рейтинга «Российский аудит» 21,8 доллара в час. Поднялись же они за счет возросшего спроса на консалтинг – на высокоинтеллектуальные услуги по стратегическому планированию, финансовому управлению и налоговому консультированию.

Обычно тенденции рынка формируют компании – лидеры рейтинга. Поэтому показательна динамика их результатов за последние годы (см. таблицу 19). Доля аудита в выручке московских аудиторских компаний, занимающих первые строчки в рейтинге, за последние три года уменьшилась в среднем на 10%, что в целом подтверждает наши выводы. Особенно заметно это снижение в 2000 году – 7%. Пока москвичи являются лидерами в предоставлении консалтинговых услуг, они более опытны, профессиональны и информированы.

Необходимость проведения обязательных аудиторских проверок федеральных государственных предприятий, в ходе которых были обнаружены недостатки в их финансово-хозяйственной деятельности, потребовала дополнительного привлечения консультантов для устранения этих ошибок. А это стало дополнительным фактором роста аудиторского рынка за счет консалтинга.

Среди консультационных услуг наибольшую часть в доходах АКГ за 2001 год, как всегда, занимают налоговый и юридический консалтинг. На их долю приходятся 20,7%. Это наиболее излюбленные аудиторами виды деятельности. Например, выручка, полученная от услуг по налоговому консультированию, составила за год 682 млн рублей. И это еще не предел. В будущем перед аудиторами открывается еще большее поле для деятельности в связи с принятием 25-й главы Налогового кодекса РФ. Помимо налогового планирования актуальными для российских предприятий в 2002 году станут вопросы налогового учета. Что касается юридических услуг в области хозяйственного права, то доля их по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 98%.

Однако наиболее растущими сегментом все же стали оценочные услуги. Достаточно посмотреть на суммы, заработанные АКГ в этом виде услуг: в 2000 году – 187 млн рублей, в 2001-м – 424 млн рублей. Существенный вклад – 70% – в общую выручку 77 компаний, предоставляющих этот вид услуг, внесла первая десятка лидеров. Победителем среди них стала аудиторско-консалтинговая группа «БалЭН». По мнению ее специалистов, оценка будет востребована и в нынешнем году, поскольку в период общей реструктуризации промышленности резко возросла потребность в оценке активов и бизнеса предприятий. Все чаще им приходится обращаться к услугам не только оценщиков, но и финансовых аналитиков, аудиторов, юристов и системных интеграторов, которые играют немаловажную роль в принятии решения о необходимости и объеме оценочных работ. Одним из основных клиентов образовавшейся в 2001 году группы «БалЭН» является РАО «ЕЭС России».

Делу аудита верны

Невзирая на общую тенденцию, большинство участников рейтинга все же отдают предпочтение оказанию аудиторских услуг (доля аудита более 50%). Таких компаний оказалось 99 из 150. Среди них 41 аудиторская компания, у которых доля аудита в выручке за год составила от 80 до 100%.

В связи с тем, что выручка от предоставления сопутствующих аудиту консультационных услуг за год существенно увеличилась, сектор рынка аудиторских услуг уменьшился до 48%. Хотя темпы роста аудита не так велики, как у консалтинга, – 49% за год, это не помешало отдельным его видам оставаться в лидерах. Доля общего аудита в выручке АКГ самая значительная – 43,1%. Ее прирост за год составил 54%. Это на пятнадцать процентных пунктов больше аналогичных показателей предыдущего года. Лидерами здесь который год остаются компании «Юникон», «Росэкспертиза» и ФБК.

Причины столь прочного положения основной аудиторской услуги в следующем. Во-первых, аудиторы наконец закончили затянувшуюся проверку государственных унитарных предприятий за 1999-й и 2000 год. Как известно, большинство из них попадает под обязательный аудит. Во-вторых, многие предприятия – клиенты аудиторов прочно встали на ноги, а это, в свою очередь, позволило им выбрать более профессионального аудитора. Цена же качественных услуг существенно выше. Третьей причиной стало укрупнение самих аудиторских фирм за счет расширения группы аффилированных компаний и роста филиальной сети.

Однако если у общего аудита дела складываются неплохо, то о других его видах этого не скажешь. Выручка от предоставления банковского и инвестиционного аудита хотя и увеличивается с каждым годом, но по сравнению с ростом всех аудиторских услуг – ненамного, всего на 22%.

Гораздо хуже складывается ситуация с аудитом страховых организаций. Его доля за последние три года уменьшилась в три раза, и тому есть несколько причин. Первая – сократилось число компаний – участников нашего рейтинга, оказывающих этот вид услуг. Если в 2000 году их было 32, то в этом году – 26. Другая причина – сокращение количества страховых организаций с 1259 в 1999 году до 1176 в этом. Но самое главное заключается в том, что подавляющее большинство страховых фирм не очень-то заботится о своем имидже. Для них гораздо важнее сокращение издержек. Поэтому они обращаются не к «большой пятерке», не к участникам нашего рейтинга, а к мелким и зачастую более сговорчивым компаниям или вообще прибегают к услугам частных аудиторов. Единственный крупный аудитор, который имеет неизменный успех у страховщиков, – это московская компания «Мариллион», которая опережает своих преследователей на три шага.

Что же касается банковского аудита, то здесь ситуация особая. Выдачей лицензий на проведение банковского аудита до сентября 2001 года занимался Центробанк. После вступления в силу Закона об аудиторской деятельности полномочия на выдачу лицензий должны были перейти к уполномоченному органу, который был создан лишь в начале 2002 года. Им стал Минфин, и лицензии он начнет выдавать не раньше чем в мае. Многие аудиторы не смогли завершить аудиторские проверки по договорам, заключенным до истечения срока лицензий. Но самое главное – заключить договоры на будущий год им тоже пока не удалось. Так что основные убытки в этом виде аудита компании подсчитают в конце 2002 года.

Снижение доли аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов объясняется тем, что начиная с 1998 года резко уменьшилось и количество действующих бирж, и число инвестиционных компаний. Тем не менее компания «Марка-Аудит» уже второй год подряд удерживает лидерство в этом направлении.

Таблица 1. Показатели деятельности компаний «большой пятерки»
Таблица 2. 10 наиболее быстрорастущих аудиторско-консалтинговых групп России
Таблица 3. 10 наиболее эффективных аудиторско-консалтинговых групп России
Таблица 4. Рейтинг аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2001 г.
Таблица 5. Доля аудита в общем объеме выручки крупнейших московских АКГ по годам
Таблица 6. Общий аудит
Таблица 7. Инвестиционный аудит
Таблица 8. Аудит страховых организаций
Таблица 9. Банковский аудит
Таблица 10. Услуги в области стратегического планирования и организационного развития
Таблица 11. Консалтинг в области управления персоналом и его подбора
Таблица 12. Услуги в области финансового управления
Таблица 13. Налоговый консалтинг
Таблица 14. Консалтинг в области организации производства товаров и услуг
Таблица 15. Консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью
Таблица 16. Информационные технологии – управленческий консалтинг
Таблица 17. Информационные технологии – разработка и системная интеграция
Таблица 18. Юридический консалтинг в области хозяйственного права
Таблица 19. Оценочная деятельность