Российский факторинг после кризиса

Лизинг

Автор:
Источник: Ценные бумаги
Опубликовано: 9 августа 2010

Сегодня факторинг становится одной из самых востребованных услуг на финансовом рынке. Участники финансового рынка считают, что этот вид услуг будет динамично развиваться, и со вре­менем факторинг станет одним из самых распространённых финансовых инструментов.

Последний финансовый кризис не мог не сказаться и на факторинговом рынке. Он также повлиял на деятельность факторинговых компаний. В 2008–2009 гг. значительного снизили объёмы факториноговых операций банки и фак­торинговые компании. В России специализированных факторинговых компаний не так уж много. А после кризиса их стало ещё меньше. С россий­ского рынка фак­торинга ушли некоторые компании в том числе и такие крупные как компания «Еврокоммерц». Причины разные: у одних потеря ликвидности из-за затруднений с финансиро­ванием, у других – из-за неэффек­тивности работы компаний, из-за завышенных рисков, приведшая к задержкам пла­тежей и невозвратам. Даже без учё­та оборота ушедших игроков рынок факторинга сократился по данным экспертов под давлени­ем кризиса на 30 %.

Конечно, это не способствовало доверию инвесторов к факторинговым сделкам, но зато на рынке остались надёжные компании, на которые сейчас могут ориентироваться клиенты. Но такой «естественный от­бор» оказал положительное влия­ние на оставшиеся компании, которые начали процесс оптимизации своей деятельности, стали боль­ше внимания уделять риск-менеджменту и инфраструк­турным вопросам Некоторые банки предполагают запускать новые фак­торинговые проекты. Их ус­пех в будущем будет зависеть от объёма инвестиций, профессионализма сотрудников компаний и многих других факторов.

Пока же лидирующие места ста­ли принадлежать сильным игрокам со стабильным положением и бизнес-моделью, позволяющей работать даже в трудные времена.

Несмотря на кризис, многие компании продолжали и продолжают финансировать действующих клиентов и принимать на обслуживание новых.

А возможности факторинга большие . Это и увеличение отсрочки платежа и финансирование без залога; пополнение оборотных средств и рост объёма продаж; улучшение балансовых показателей (уменьше­ние дебиторской задолженности без увеличения кредиторской) и страхование риска несвоевременного платежа и др.

Для удержания и привлечения клиентов после кризиса факторные компании стараются создать для каждого клиента индивидуальные условия в зависимости от его финансового состояния, объёма финансирования и качества дебиторской задолженности.

Так, некоторые банки устанавливают дополнительный период ожидания сверх отсрочки платежа (работают с отсрочками до 120 дней), разрабатывают специальные программы по работе с поставщиками федеральных торговых сетей, а также для по­ставщиков/подрядчиков крупных промышленных предприятий России (в том числе крупнейших нефтегазовых компаний и РЖД). Увеличение срока отсрочки – это сильное конкурентное преимущество и стимул для покупателя, что немаловажно при существующем падении спроса

Также они предоставляют клиентам максимальный процент финансирования (до 95 %), сокращают сроки рассмотрения заявок новых клиентов до одной недели. Оперативно в течении одного дня для постоянных клиентов решаются вопросы увеличения лимитов.

Некоторые компании ввели специальный тарифный план, который предполагает пониженные ставки за финансирование поставок с короткой оборачиваемое (до 25 дней). Тем самым предоставляется возможность большему числу клиентов воспользоваться факторингом. До появления нового тарифа ряд поставщиков, работающих с покупателями на условиях сверхкороткой отсрочки платежа, не могли позволить себе факторинг, поскольку обслуживание таких поставок обходилось дороже, чем поставок с длительным сроком оборачиваемости

ФАКТОРИНГ нужен в первую очередь компаниям, которые столкнулись с проблемами, связанными с не­хваткой оборотных средств или с несвоевременным поступле­нием платежей от дебиторов. А в период кризиса и после него банки неохотно идут на предоставление кредита и к тому же для получения кредита требуется залог.

В основном факторинг – это инструмент для производ­ственных и торговых компа­ний, которые осуществляют оптовые продажи на условиях отсрочки плате­жа. В основном на факторинговое об­служивание принимаются ком­пании, существующие более одного года, ведущие безубы­точную деятельность, с поло­жительной платёжной дисци­плиной и не аффилированные с дебиторами.

Факторинг, в разной степени, полезен и большим, и малым предприятиям. Первые используют его как дополни­тельный инструмент пополне­ния оборотных средств. Вто­рые только начинают работать с долговыми инструментами. и для них факторинг подчас является единственным ин­струментом роста. Ведь отли­чительная черта такого финансирования состоит в том, что не требуется никаких залогов.

Интерес к фак­торингу со стороны крупного бизнеса объ­ясняется снижением стоимости факторингового обслуживания до уровня краткосрочного кре­дитования.

В любом случае, факторинг будет выгоден компаниям, которые увеличивают объёмы продаж и выходят на новые рынки, испытывая при этом недостаток денежных средств из-за несвоевременного по­ступления платежей от деби­торов. Однако если компания просто переуступит дебиторку и не увеличит при этом объём отгрузок, она просто потратит средства на выплату возна­граждения фактору.

Неприменим факторинг и для разовых сделок, т.к. предполагается, что поставки в адрес покупателей должны осуществляться по бессрочно­му или долгосрочному договору в течение длительного времени (год и более), с оплатой по без­наличному расчёту и на усло­вии отсрочки платежа, которая не должна превышать 120–180 дней (в идеале – до 60 дней), Если же дольше, то факторинг обойдётся компании значи­тельно дороже.

Преимущество факторинга в том, что, не нужно ждать возврата денеж­ных средств, а получив финан­сирование у фактора, можно направлять эти ресурсы, напри­мер, на закупку новой продук­ции.

Факторинг позволяет лик­видировать кассовые разрывы, возникающие у поставщиков при отгрузках товара поку­пателю на условиях отсрочки платежа, При этом для получения финансирования не требуется оформления мате­риального залога – обеспече­нием являются сами права тре­бования к дебитору, которые уступаются фактору. Помимо финансирования клиент полу­чает услуги по учёту состояния дебиторской задолженности, своевременному контролю по­ступления денежных средств от дебитора и оценке его пла­тёжеспособности

Вот и выходит, что в нынешних условиях факторинг, как вариант беззалогового краткосрочного финансирования, – это зачастую единственный источник по­полнения оборотного капитала для десятков тысяч российских компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с от­срочкой платежа.

Факторинг сейчас всё же ориентирован на бизнес с большими оборо­тами. Ряд банков на рынке устанавливает «потолки» средних поступления платежей от деби­торов. Однако если компания просто переуступит дебиторку и не увеличит при этом объём отгрузок, она просто потратит средства на выплату возна­граждения фактору.

Некоторые факторинговые компании для ускорения внедрения факторинга, отладки механизма управления платёжной дисциплиной дебиторов, их перевода на факторинговое обслужива­ние и постановки системы документооборота, разработали рекомендации для новых компаний желающих перейти на факторинговое обслуживание.

Во-первых, рекомендуется заранее сообщить письменно всем дебиторам, передавае­мых на факторинг, о заключе­ния договора факторингово­го обслуживания, о том, что произошла уступка денежных требований с указанием новых платёжных реквизитов финан­сового агента.

Во-вторых, после установки специализиро­ванного программного обеспечения, предоставляемого финансовым агентом, для контроля (в том числе в режиме реального времени) за дебиторской задолженностью, статистикой платежей дебиторов, перечисленными суммами финан­сирования и удержанными фактором комиссионными вознаграждениями финансовым агентом, необходимо назначить ответственных сотрудников (в финансовой службе компании, и в отделе продаж), которые будут контактировать с финансовым агентом в процессе обслуживания по факторингу.

В третьих, организовать своевременную передачу факторинговой компании – по мере возникновения дебитор­ской задолженности – отгру­зочные документы для получе­ния финансирования.

Сейчас факторинговый рынок ещё свободен и готов принимать новых игроков. Любой новый игрок – это усиление конкуренции, а последняя всегда способ­ствует росту эффективности и ведёт к улучшению серви­са и условий для клиентов факторинга. Пока конкуренция проявляется в борьбе за клиента в основном путём снижения ставок. Но как показал кризис, в итоге такой дем­пинг не всегда приносит компании пользу. Чтобы выжить на этом рынке необходимо выпускать новые продукты и улучшать качество обслуживания. Привлекательными для клиентов также являются компании, которые дают хорошие отсрочки. При прочих равных условиях товар купят у того, кто даёт большую отсрочку. Отсрочку надо финансиро­вать, а лучший инструмент такого финансирования – факторинг

Кто же кроме уже существующих, переживших кризис компаний может в ближайшее время прийти на этот рынок. По мнению экспертов это могут быть факторинговые компании, принадлежащие российским государственным банкам и иностранные факторинговые компании.

«Окологосударственные» факторинговые компании в будущем могут составить определённую конкуренцию на рынке факторинга, так как имеют поддержку от. государственных банков в виде дешёвого фон­дирования. Такими могут быть, например, компания «ВТБ Факто­ринг»., а также компании от других государственных банков. О желании работать на этом рынке заявлял так­же Сбербанк РФ. Пока же такие компании не занимают на факторинговом рын­ке нишу, соответствующую весу государственных банков в финансовой системе стра­ны. Факторинг – это весьма сложный продукт, и его развитие с нуля требует массы усилий и вре­мени. Для создания и дальнейшей эффективной работы по оперативному обслуживание клиентов таким компания требуется определённое время и наличие квалифицированных кадров. Для привлечения клиентов необходимы не только предоставление капитала, но и стоимость фи­нансирования, качество и быстрота об­служивания и соответствующая про­дуктовая линейка. К тому же государственным компаниям придётся перестраиваться на работу с малым и средним бизнесом, на который нацелен в основном факторинг.

Но потенциал развития у таких компаний огромный, и в ближайшее время они смогут составить конкуренцию существующим компаниям.

Конкуренцию российским факторинговым компаниям могут в ближайшее время составит иностранные компании с бо­лее дешёвыми финансовы­ми ресурсами с высоким качеством об­служивания, широкой про­дуктовой линейкой С отменой лицензирования факторин­говой деятельности сделать это стало проще.

Доля меж­дународного фак­торинга в России сейчас составляет от общего оборота рынка только около 1 %. В развитых странах Европы этот показатель достигает 10–15 %. Испании, напри­мер, международный фак­торинг принес в 2008 г. 6 млрд евро, а России – почти в 40 раз меньше, всего 150 млн евро. По итогам прошлого года рынок меж­дународного факторинга в России ещё больше сжался: оборот только по двухфакторным сделкам в рамках ассоциации Factors Chain International (FCI) снизил­ся в 4,5 раза. Этому спо­собствовали кризис и отказ зарубежных страховщиков от работы с российскими рисками.

Международный факторинг преследует те же цели, что и внутренний, – удовлетво­рить потребности клиента в оборотных средствах. А от­личается он от классической схемы в первую очередь тем, что позволяет компаниям, ведущим активную внеш­неторговую деятельность, получать финансирование под сделки с иностранными партнёрами. Особенно заин­тересованы в факторинговых услугах организации, рабо­тающие в высококонкурент­ных сегментах рынка. Чаще всего это торговля товарами народ­ного потребления.

Международный факторинг может быть экс­портный и импортный. Экспортный факторинг позволяет клиентам: сокращать кассовые разрывы, попол­нять оборотный капитал, увеличивать объёмы продаж в условиях ограниченного доступа к кредитным ресур­сам и страховать кредит­ные, валютные и инфляци­онные риски.

Экспортный факторинг используют в основном компании-экспортеры. В России это, как правило, компании, чья готовой продукция идёт на экспор­т в стра­ны СНГ или сырьё в страны дальнего зарубежья.

В рамках экспортного факторинга у нас в стране преобладает однофакторный, экспортный факторинг. Это про­стейший продукт для со­провождения экспортных операций (преимуществен­но в страны СНГ), когда по­ставщик из России получает от российской факторинго­вой компании финансиро­вание поставок в адрес ино­странного покупателя.

Импортный факторинг чаще всего используют клиенты, чьи поставщики не хотят ра­ботать с длительной отсроч­кой платежа либо вообще требуют предоплату. Для российских импортеров такая ситуация хорошо знакома, поскольку страновые риски России в настоящий момент оцениваются как до­статочно высокие.

Данный продукт позволяет иностранным факторинго­вым компаниям обслуживать экспорт­ные постав­ки своих кли­ентов в Россию без риска потерь, а российским импортерам это даёт возможность получать от иностранных поставщи­ков отсрочку платежа без не­обходимости предоставлять банковские гарантии или от­крывать аккредитивы.

Чтобы заниматься междуна­родным факторингом, надо быть членом как минимум одной из двух международ­ных факторинговых ассоци аций – FCI и International Factors Group (IFG). При вступлении в ассоциацию, факторинговая компания принимает правила проведения международных факторинговых сделок, по­лучает доступ к надёжной системе электронных сооб­щений между факторами – своего рода факторинговый SWIFT.

Россия в этих двух ассо­циациях представлена де­вятью факторами. Члена­ми IFG на данный момент являются пять компаний — Металлинвестбанк, Рус­ская факторинговая ком­пания, НФК, «Кофас Рус Сервисез Компани» и «ВТБ Факторинг». В FCI состоят: Промсвязьбанк, Газпром­банк, ЮниКредит Банк, «Банк Сосьете Женераль Восток» и НФК – един­ственная компания в Рос­сии, которая является чле­ном двух факторинговых ассоциаций одновременно.

Наиболее серьёзные оборо­ты по международному фак­торингу у Промсвязьбанка. Так, например, по данным FCI, оборот этой кредит­ной организации в 2008 г. был равен суммарному обо­роту национальных рынков факторинга Хорватии, Бол­гарии, Сербии, Словении и Люксембурга (всего 30 ком­паний).

Рассматривать перспекти­вы развития рынка между­народного факторинга це­лесообразно в разрезе им­портного и экспортного факторинга, это разные продукты для разных кли­ентских сегментов.

На данный момент доля экспортного факторинга в общем объёме экспорта не достигает и 1 %. Основной препоной для развития экс­портного факторинга оста­ётся сырьевой характер рос­сийской экономики, а фак­торинг в первую очередь призван обслуживать компании, производящие и реа­лизующие товары с высокой степенью обработки.

Кроме того, ограничени­ем, как считают эксперты, является сложное валютное законодательство. В част­ности, требования о репа­триации валютной выручки на счета, открытые в упол­номоченных банках, и тре­бования по обязательному ведению паспортов сделок. В конечном итоге экспор­терам в принципе затрудни­тельно работать на условиях отсрочки платежа вне зави­симости от того, использу­ют они факторинг или нет. Например, если экспортёр работает с отсрочкой пла­тежа и его иностранный покупатель своевременно не оплачивает поставку, то на него может быть на­ложен административный штраф до 100 % от невозвращенной валютной вы­ручки. Одновременно очень сложной является процеду­ра уступки денежного тре­бования, номинированного в иностранной валюте, учи­тывая наличие такого меха­низма, как паспорт сделки.

Сложность развития им­портного факторинга в том, что большая часть импорте­ров в России – посредни­ки; это затрудняет возмож­ность работы с ними как с дебиторами, поскольку они не гнушаются использовать серые схемы и офшорные механизмы. К непрозрачно­сти отечественного бизнеса, также добавляется плохо прогнозируемая ситуация с прохождением товара че­рез таможню, а ещё – на­стороженное отношение зарубежных банков и фак­торов к России.

Однако все эксперты, счи­тают, что, несмотря на все эти сложности, потенциал для развития российско­го рынка международного факторинга есть, и по мере развития инфраструктуры этот сегмент будет лишь набирать обороты.

Автор: