Шаг второй: финансовая дисциплина

Практика

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Шаг второй: финансовая дисциплина.

Вторая статья из цикла, посвященного экономическому оздоровлению проблемного предприятия.

Антикризисный менеджмент начинается с формирования управленческой команды, которая способна осуществить полноценную программу экономического оздоровления (об этом мы говорили подробно в предыдущей статье). Первый шаг, который должна сделать новая команда, – это установить контроль над финансово-экономическими службами и денежными потоками. В этой статье мы уделим внимание основным методам достижения финансовой прозрачности и дисциплины.

Управленческий учет. После того как юридические вопросы решены, необходимо понять, что на самом деле происходит с предприятием. Менеджмент может сделать это, только обладая полной и достоверной картиной бизнеса, выраженной в цифрах. Необходима правильная и понятная отчетность. Руководители верхних уровней должны использовать ее в своей деятельности, постоянно и сознательно работая над улучшением результатов.

Правильно налаженный управленческий учет дает необходимую информацию для того, чтобы, во-первых, составить перечень первоочередных изменений, а во-вторых, разработать долгосрочные планы развития. Важно проанализировать себестоимость и правильно разнести затраты, создать грамотные отчеты по основным направлениям деятельности компании и внедрить годовой план-бюджет, разбитый по месяцам и кварталам.

Анализ доходов и расходов, бюджетирование. В России, в отличие от западных компаний, анализу доходов и расходов уделяется совершенно незначительное внимание. Однако правильное определение приоритетов в работе возможно только в том случае, если любой руководитель, начиная с генерального директора, тщательно следит за доходами, расходами и финансовым результатом. Важен детальный анализ этих показателей как в абсолютных цифрах к плану текущего года и факту прошлого, так и в процентах от доходов. Рост доходов от продаж, рост прибыли, увеличение доли рынка, уменьшение себестоимости, сравнение с конкурентами должны быть абсолютно жестко запрограммированы в планы и деятельность руководителей высшего и среднего уровня. Каждый руководитель должен понимать, как лично он влияет на финансовый результат работы организации, и постоянно искать возможности для уменьшения себестоимости ее продукции или услуг.

Должна быть установлена жесткая дисциплина исполнения плана-бюджета с месячными, квартальными отчетами и своевременной корректировкой.

Менеджеров, которые не способны улучшить финансовый результат, нужно заменять. Это необходимое правило успешных программ экономического оздоровления.

Анализ баланса. На многих предприятиях анализ баланса сводится к манипуляциям с дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом вопросам управления капиталом, оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности, анализу сравнительных показателей и т. д. уделяется мало внимания. В ходе экономического оздоровления подобный анализ особенно необходим, так как руководители обычно имеют дело с неликвидным балансом (текущие пассивы превышают текущие активы либо по факту денежного наполнения конкретных активов, либо даже на бумаге).

Если долги предприятия не превышают его девятимесячного оборота, то ситуация не безнадежна, особенно в случае реструктуризации существенной части долгов в долгосрочные. Если же долги в разы превышают годовой доход компании, разумным решением было бы оздоровить ее через банкротство.

Дебиторская задолженность. Анализируя дебиторскую задолженность, надо выявить и устранить проблемы, которые приводят к наличию невозвращаемой, просроченной дебиторки. Нужно установить денежный эквивалент реальной задолженности, на которую можно рассчитывать на 100%. Также необходимо зафиксировать кредитную политику предприятия и ввести жесткий контроль над собираемостью денежных средств.

Запасы. Анализ запасов на складах и незавершенного производства – важная часть кризис-менеджмента. Чтобы выручить дополнительные средства, необходимо продать (пусть даже с убытком) ненужные материалы. С помощью продуманного управления стоит существенно уменьшить излишние запасы. Грубо говоря, в ситуации экономического оздоровления просто непростительно хранить на складах запасы, превышающие трехмесячную потребность по любой позиции.

Кредиторская задолженность. При рассмотрении «кредиторки» надо обратить внимание на две типичные проблемы.

Первая – это финансирование краткосрочными кредитами (без учета скорости возврата на капиталовложение) долгосрочных покупок – таких, как, например, оборудование. Такие задолженности нужно по возможности реструктурировать в долгосрочные. То же самое часто возможно в отношении налоговых задолженностей.

Вторая проблема – это завышенные цены на поставленные материалы. Тщательный анализ таких задолженностей и умелые переговоры с кредиторами часто позволяют убедить их забрать неликвиды со складов (особенно если они же их туда и поставили) или дисконтировать долг при условии оплаты деньгами даже с рассрочкой. Для решения этих вопросов необходимо наличие в команде квалифицированного юриста. Важно также помнить о том, что со временем кредиторка, так же как и дебиторка, обесценивается и договориться с кредиторами становится легче.

Финансовая дисциплина. Под финансовой безопасностью чаще всего подразумевается усиление контроля в цехах. Однако хищения и прочие финансовые злоупотребления происходят не только на производстве, но также при закупках сырья и продажах готовой продукции. Торговые махинации наносят предприятию не менее серьезный урон, а потому мероприятия по усилению контроля над процессами продаж и закупок должны стать первоочередными. Необходимо наладить процессы четкого отслеживания информации о закупочных ценах и предоставлении скидок. Увеличение доли тендерных закупок, контроль над деятельностью тендерных комитетов, четкие лимиты по закупкам для каждого подразделения, вывод из игры посредников обычно позволяют значительно улучшить экономическую ситуацию предприятия.

Финансовая дисциплина позволяет использовать ключевые рычаги для повышения эффективности бизнеса. В следующей статье мы поговорим об оптимизации бизнес-процессов предприятия.


Автор:

 

Все статьи цикла «Советы консультанта: антикризисный менеджмент»

(состоит из 2 статей)

Реанимация предприятия (16 Сентября 2005)

Шаг второй: финансовая дисциплина (16 Сентября 2005)