Совершенствование корпоративного управления в банках.

Банковский бизнес в России...

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

По материалам Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях, холдингах и акционерных обществах России», Ярославль, 16-17 апреля 2002г.

На обсуждении очень важная проблема – Корпоративное управление. Остановимся на вопросах корпоративного управления в кредитных организациях.

Россия готовиться к вступлению в ВТО и поэтому, сектор финансовых услуг требует особого внимания. Ни для кого не секрет, что банковский сектор в своем развитии еще больше отстает от своих зарубежных аналогов, чем реальный сектор экономики. Наша основная задача – повышение конкурентоспособности российских финансовых институтов. Это касается и совершенствования банковского законодательства, и повышения требований к банкам, в частности, относительно уровня достаточности капитала и перехода к международным стандартам финансовой отчетности, и повышения уровня корпоративного управления.

Что же собой представляет этот тип управления? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять институциональную природу, всю совокупность экономических и других интересов различных групп, участников управляемого объекта. Это является решающим фактором в определении базовых основ тех взаимоотношений, которые складываются между собственниками, менеджерами, между теми кто просто работает в кредитных организациях, между кредиторами. В основном эти непростые взаимоотношения определяются законодательством. Эксперты Ассоциации «Россия» принимают участие в работе над законами в профильных комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Совета Федерации, которые призваны повысить конкуренцию на рынке банковских услуг, как, например, закон о гарантировании вкладов в банках, о государственных банках и банках с госучастием, закон о кредитных бюро. Важно создать механизм, который позволит кредиторам получать информацию о заемщиках и использовать ее для предоставления кредита, с тем, чтобы поднять эффективность этих кредитных операций в будущем.

Недооценка ответственности менеджмента и отсутствие стройной системы корпоративного управления были одной из причин кризисных явлений в банковской системе. Выстраивание и развитие корпоративного управления в кредитных организациях – тема, которая актуальна для всего международного банковского сообщества и в еще большей степени – для нашей страны.

Основные меры по совершенствованию банковской системы России на ближайшую перспективу нашли свое отражение в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год и в принятой Правительством «Стратегии развития банковского сектора России». Для достижения поставленных целей реформирования банковской системы в ближайшие 2-3 года необходимо решить ряд задач. Это прежде всего укрепление финансового состояния жизнеспособных и выведение с рынка проблемных кредитных организаций; повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала; развитие деятельности банковской системы по привлечению средств населения и предприятий; расширение операций банков с реальной экономикой. При этом стратегические задачи реформирования банковского сектора могут быть успешно решены лишь при осуществлении системы общих рыночных преобразований, включающих в первую очередь структурные, налоговые и правовые компоненты. Реализация намеченных мероприятий позволит создать дополнительные возможности для повышения эффективности корпоративного управления в кредитных организациях.

Как известно, кредитные организации являются социально значимыми, они каждый день имеют дело с повышенными рисками. Эти риски во многом определяет макроэкономическая среда. Неприемлема ситуация при которой банки принимают управленческие решения под влиянием политического давления или воздействия со стороны других хозяйствующих субъектов. Единственный верный путь – создание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями, вне зависимости от формы собственности, что подразумевает предъявление к ним единых нормативных требований.

Надо не забывать и о проблеме транспарентности, мы прекрасно понимаем, что из прозрачности возникает и доверие. А в наших условиях невозможно работать без доверия клиентов. Бизнес полон рисками, и проблема должна решаться на корпоративном и индивидуальном уровне.

Новый принципиальный подход, который позволит всем пользователям финансовой отчетности получать наиболее достоверную информацию, связан с переходом на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). С точки зрения корпоративного управления, помимо раскрытия информации, МСФО также охватывает такой аспект, как качество менеджмента, которое определяется компетентностью руководителя банка, качеством организации и работы системы внутреннего контроля, степенью взаимодействия между акционерами и руководством банка, а также уровнем контроля со стороны наблюдательного совета банка.

МСФО важны для эффективной работы рыночной экономики, привлечения инвестиций, стимулирования экономического роста, справедливых отношений компаний с акционерами и между акционерами. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в российской банковской системе является непременным условием роста доверия к ней со стороны международного финансового сообщества и создание грамотной системы корпоративного управления в нашей стране.

Еще одна серьезная методическая проблема, связанная с полной аналогией между чистыми активами и капиталом кредитных организаций. Это может осложнить переход к международным стандартам финансовой отчетности. В ближайшее время необходимо дать четкую правовую трактовку чистых активов кредитных организаций, исходя из которой и принимать дальнейшее изменения и дополнения в федеральные законы и нормативно-правовые акты в банковской системе.

Банки должны располагать адекватными системами управленческой информации, позволяющей грамотно оценивать риски и реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке. Всемирная практика доказала, что именно применение признанных принципов в сфере внутренней управленческой отчетности может справиться в этой задачей.

Создание системы корпоративного управления может быть инициировано кем угодно: инвесторами, менеджментом финансовых институтов, но мы должны иметь в виду, что реализация этой системы невозможна без воли собственника. Собственник, принимая решения, должен четко отдавать себе отчет о том, что ему это принесет. Один из основных моментов, который тормозит развитие корпоративного управления в Российской Федерации, состоит в том, что собственники еще не до конца осознают, что то, чем они владеют, является их богатством. Пока не существует четкого понимания у собственников, для чего они развивают организацию, между собственниками и менеджерами может существовать определенный конфликт, поскольку менеджеры могут не только добавить стоимость компании своим эффективным менеджментом, но и в силу непрофессионализма или злонамеренных действий могут эту стоимость и снизить. В этой связи нам нужно использовать те механизмы, которые существуют во всем мире уже достаточно давно, – это либо механизм создания партнерств, либо механизм использования опционов на титул собственности для менеджмента.

Потребность повышения качества корпоративного управления обусловлена также задачей минимизации риска ведения банковского бизнеса.

Немаловажным аспектом корпоративного управления является организация и методология основных бизнес – процессов. А основным бизнес – процессом в коммерческом банке является кредитование. Банк- это пожалуй единственное предприятие производящее товар, который обязательно должен после его продажи вернуться к нему. Получаемые от кредитного портфеля процентные поступления в общей структуре банковских доходов формируют основную долю прибыли банка.

Высок еще дефицит взаимного доверия между кредитными организациям. Мы всегда боимся показать своего хорошего клиента, даже если несем по нему неопределенные риски. Вдруг другой банк предложит условия, более выгодные данному клиенту. И все это не позволяет нам объединить свои капиталы для кредитования крупного клиента, активно внедряя синдицированное кредитование. Поэтому так необходим для нас «Кодекс этических принципов банковского дела». Что еще мешает активному внедрению синдицированных кредитов в повседневную банковскую практику? Отсутствие унифицированных процедур кредитования. Мы знаем, что каждый банк разрабатывает свою собственную нормативную базу кредитования. Когда банк-организатор пытается привести другие банки к такому сотрудничеству, он зачастую сталкивается с тем, что у всех разные кредитные пакеты документов.

Говоря о взаимоотношениях банковской сферы и реального сектора экономики, нужно отметить чрезвычайно высокие риски, кредитования Большинство предприятий реального сектора непрозрачно. Эти риски усугубляются нашим законодательством, никак не защищающим кредитора от банкротства, смены хозяев, отсутствием какой-либо серьезной рыночной капитализации многих предприятий реального сектора, и к сожалению, зачастую некорректным поведением персонала. Пока все эти вопросы не будут решены в полном объеме, капитал банков не пойдет в реальный сектор.

Конечно, банк снижает риски кредитования за счет широкой диверсификации кредитного портфеля. В том числе эта работа проводится с помощью кредитования малых предприятий и частных предпринимателей. Именно предприятия малого бизнеса сегодня являются наиболее мобильными и эластичными. Это рыночный сегмент имеет очевидное экономические преимущества: высокая оборачиваемость активов, благодаря которой предприятия обслуживают проценты выплаты и быстро накапливают прибыль; невысокий вес постоянных затрат на поддержание бизнеса; достаточно прозрачные и прогнозируемые параметры бизнеса.

Анализ управления рисками – это в значительной степени качественный анализ. Управляющие должны прекрасно понимать систему, процедуру управления рисками. Они должны представлять себе задачи, стоящие перед компанией. Функция контроля рисков должна быть независимой от коммерческой деятельности банка.

Важной представляется и роль банковского аудита в процессе корпоративного управления, и развитие дисциплины рынка, и повышение требований к транспарентности банковского бизнеса и внутренних структур банков.

Граждане, вверяя банкам свои средства, надеются на то, что эти средства будут хорошо управляемы и сохранены. Без улучшения корпоративного управления не будет тех инвестиций капитала, которые так нужны банковской системе и России в целом, в том числе и иностранных.

Естественный способ правильного функционирования системы корпоративного управления – это соблюдать элементарные нормы делового поведения для реализации экономических интересов всех участников корпоративного управления.

Наши рекомендации банкам:

  1. При организации системы корпоративного управления руководствоваться рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору по совершенствованию корпоративного управления в кредитных организациях, а также «Принципами корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)».
  2. Обеспечить должный уровень транспарентности системы корпоративного управления. Структура корпоративного управления должна обеспечивать категориям заинтересованных пользователей (включая акционеров (участников)) своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам, касающимся деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления. Для чего активно использовать международные подходы к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Усилить внимание к качеству управленческого процесса как необходимой предпосылке принятия решения, адекватных реальному риску проводимых операций.
  3. Обеспечить равное отношение органов управления кредитной организации ко всем учредителям, включая государство, независимо от величины их участия в уставном капитале, а также соблюдения принципов ведения коммерческих операций с участниками кредитной организации на равных с иными клиентами условиях. Советам директоров сосредоточиться на фундаментальных проблемах, включая стратегическое управление и планирование, поддержание соответствия между долгосрочными целями кредитной организации и имеющимися у нее ресурсами.
  4. Существенно повысить роль системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля должна быть соразмерной характеру и масштабами проводимых операций и охватывать всю деятельность кредитной организации. Советы директоров должны быть соответствующим образом информированы об организации и результатах работы внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля должна иметь независимый статус и выступать подотчетной структурой совета директоров кредитной организации.
  5. При принятии решений об использовании новых информационных технологий руководство кредитных организаций должно в полной мере осознавать риски, принимаемые в связи с использованием электронных каналов передачи информации и автоматизированных продуктов принятия решений, и вносить соответствующие изменения в систему корпоративного управления и систему внутреннего контроля.
  6. В целях обеспечения адекватной и независимой оценки качества управления участниками кредитных организаций, советам директоров шире использовать возможности независимого внешнего аудита.
  7. Для противодействия попыткам криминального проникновения и использования кредитных организаций для отмывания денег более пристальное внимание уделять повышению профессионального уровня всех работников банков, использованию принципа «знай своего клиента».
  8. Шире внедрять в практику управления банковскими рисками современные методы изучения и оценки финансового состояния контрагентов кредитной организации, в том числе с применением в соответствующих случаях экономико-математических методов.

Автор: