Совершенствование учета расходов по эксплуатации и выбытию основных средств в целях их налогообложения.

2002 г.

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 10 2002г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Цели и задачи государственного регулирования цен

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях переходного периода должна содействовать развитию рыночных отношений в экономике, служить средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствовать замедлению инфляции, смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

С 1992 г. генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен, которая открывает возможности для формироания новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.

За период рыночных преобразований в экономике России по вопросам ценообразования создана нормативно-правовая база, которая с учетом задач конкретного этапа на пути к рынку постоянно развивается и совершенствуется.

Процесс ценообразования на современном этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;
  • Гражданским кодексом РФ (ст. 424 «Цена», ст. 426 «Публичный договор», гл. 28 «Заключение договора» и др.), в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;
  • Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28);
  • Указом Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять и утверждать с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 20.08.01 г.), которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2000 г.), которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
  • Федеральным законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;
  • Постановлением Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий», которым предусмотрен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий;
  • Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий», которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монополий;
  • Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7-982), которыми определен порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги).

Наиболее важными в названных документах являются два обстоятельства. Во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов, причем либерализация цен увязывается с развитием конкуренции на товарных рынках России как условием повышения эффективности рыночного ценообразования, и, во-вторых – осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, в которых развитие конкуренции невозможно или неэффективно, с целью предупреждения завышения цен и тарифов субъектами естественных монополий на свою продукцию и недопущения сокращения объемов их производства.

На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию цен, утверждает перечни продукции, товаров и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости. В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

На федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:

газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями – производителями газа, не являющимися аффилированными лицами Российского акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норилъскгазпром» и «Роснефтъ-Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, фракции легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

  • продукцию ядерно-топливного цикла;
  • электрическую и тепловую энергию, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
  • транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • продукцию оборонного назначения;
  • алмазное сырье, драгоценные камни;
  • протезно-ортопедические изделия;
  • перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  • перевозку пассажиров, багажа, груза, багажа и почты, на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  • погрузочно-разгрузочные работы, в портах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путям судов, плавающих под иностранными флагами;
  • услуги ледокольного флота;
  • аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
  • обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
  • отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ;
  • водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ;
  • этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных (местных) естественных монополий, в частности:

  • газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  • газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);
  • электрическую и тепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;
  • топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;
  • перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);
  • оплату населением жилья и коммунальных услуг;
  • ритуальные услуги;
  • услуги систем водоснабжения и канализации;
  • торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Упомянутым выше Постановлением Правительства № 239 органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. К ним относятся:

  • снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;
  • наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);
  • тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;
  • тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
  • тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;тарифы на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организации федерального железнодорожного транспорта.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции

В современной России, провозгласившей курс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Среди последних важную роль в области регулирования цен стало играть Министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит Департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.

Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ « О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»:

  • устанавливает основы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;
  • формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
  • определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам;
  • утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;
  • обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы, России.

Правовой статус Минэкономразвития РФ (орган межотраслевой компетенции) определен Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 990 и от 05.07.2000 г. № 488. В частности, Минэкономразвития в области ценообразования осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов);
  • обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также организационно-методическое руководство и систематический контроль за установлением и применением этих цен;
  • предоставляет федеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценах на важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;
  • контролирует внешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;
  • подготавливает предложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляет мониторинг внутренних цен;
  • осуществляет через управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком при изменениях цен по отдельным группам товаров.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований – органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

Органы ценообразования субъектов Российской Федерации:

  • осуществляют регулирование цен на местных рынках;
  • обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;
  • устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
  • осуществляют контроль за ценами.

На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии, полномочия которых закреплены в статьях 11 и 12 уже упоминавшегося Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ.

Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) на транспорте и в области электрической и почтовой связи осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

Формы и методы воздействия государства на цены

Государство воздействует на цены прямым или косвенным путем.

Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и в движении цен, установлении определенных правил ценообразования.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат – калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

Прямое вмешательство государства в условиях рыночной экономики целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

В процессе рыночных преобразований в России использовались следующие механизмы государственного регулирования уровней цен и тарифов.

1. Общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные группы товаров. Данный метод применяется в условиях высоких темпов инфляции. Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия в целях внесения стабильности в отношения между поставщиками и получателями энергии предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и иные факторы.

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены широко применяются при заключении государственных контрактов.

3. Установление пределов возможного роста цены (надбавки) за определенный период времени или предельного уровня цены (надбавки), то есть верхней или нижней границы цены (надбавки), выше или ниже которой цена не может подниматься. Такая форма регулирования применяется в условиях дефицита, поскольку рост свободных цен ведет к сокращению производства. Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально значимые товары и услуги предельный уровень цены (надбавки) может устанавливаться местными органами власти и управления. Например, Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 09.09.98 г. № 916-р «О введении временного государственного регулирования цен на товары народного потребления» с 10 сентября 1998 г. на территории Санкт-Петербурга устанавливались максимальные торговые надбавки на хлеб, молоко, крупу, детское питание -15 %. Российское правительство в 1996-1998 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены, например, на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%.

4. Установление предельного уровня рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного уровня рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены Правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции. Цены на продукцию (услуги), по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции (услуги) должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

5. Декларирование повышения цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции.

6. Субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принять решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства. С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не превышающей зафиксированную в декларации.

В соответствии с упоминавшимся Постановлением Правительства РФ № 239 государственно-правовое регулирование цен (тарифов), надбавок посредством установления фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен применяется только на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, предусмотренные п. 1 настоящего Постановления (эти перечни продукции приведены нами выше).

Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 10»

(состоит из 2 статей)

Оценка влияния инфляции на финансовые результаты деятельности коммерческой организации. (15 сентября 2005)

Совершенствование учета расходов по эксплуатации и выбытию основных средств в целях их налогообложения. (15 сентября 2005)