Современные проблемы мирового банковского сообщества.

2002 г.

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 8 2002г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Процессы слияний и поглощений с соответствующими взлетами и падениями в группе крупнейших транснациональных банков будут продолжаться до тех пор, пока не появятся четыре или пять гигантских банковских конгломератов по типу существующей сегодня банковской компании Citygroup. К такому ужасающему выводу пришли авторы исследования о будущем европейского корпоративного и институционального банковского дела из Нью Йоркской фирмы по консультированию в области управления Oliver, Wyman и инвестиционного банка Morgan Stanley. Ужасающими указанные выводы выглядят для крупных европейских банков второго уровня, таких как ABN Amro, Commerzbank и Societe Generale. Указанные банки выбраны не случайно. Номер один в своих странах – Нидерландах, Германии и Франции соответственно – они безуспешно пытались вторгнуться в мировой банковский бизнес, доступный лишь самому верхнему уровню банковских учреждений.

Проблемы верхних эшелонов

Банковский бизнес на глобальном уровне улучшает доходы на вложенный капитал по сравнению с обычным кредитованием.Так, операции с наличностью и ведение счетов ценных бумаг приносят на вложенный капитал 50%прибыли, выпуск и операции с производными инструментами на основе собственного капитала –45% и, наконец, операции по слиянию и поглощению –35%. Незначительная группа весьма знакомых имен – Citigroup,J.P.Morgan Chase, Goldman Sachs,Merrill Lynch – доминирует на этом рынке либо потому, что для вхождения на него требуются огромные инвестиции, либо потому, что именно высший эшелон банков пользуется необходимым доверием. В настоящее время лишь Citigroup предлагает корпоративным и институциональным клиентам полный набор услуг, начиная от предоставления займов и кончая проведением операций по слиянию и поглощению компаний. Именно указанное обстоятельство и позиционирует эту банковскую группу как одного из истинных представителей глобального банковского бизнеса. J.P. Morgan Chase, например, имеет сильные позиции на рынке долговых требований и производных инструментов, но вместе с тем весьма слабо представлен на инвестиционном банковском рынке.

Тем не менее для тех, кто никак не может назвать себя банковским монстром, но при этом представляет крупный универсальный или инвестиционный банк, можно выделить, по крайней мере, ять других направлений развития. В частности, перспективными могут быть: продажа кредитных продуктов – так поступают J.P. Morgan Chase и Barclays; специализация на операциях с акционерным капиталом и консультационных услугах – Goldman Sachs, Merrill Lynch, Morgan Stanley; осуществление клиентских операций в мировом масштабе – State Street и Bank of New York; обеспечение переносов рисков; стремление к превращению в инвестиционный банк в региональном масштабе.

Что же касается банков второго эшелона, стремящихся к статусу глобальных, то здесь задачи несколько иные. Для многих из них национальная территория или доля на рынке в ее пределах слишком мала для достижения успеха в международном масштабе.Для выживания или, что то же самое, развития им необходимо участие в трансграничных слияниях на уровне европейского банковского сообщества (а этого пока не происходит) либо отказ от не выгодных направлений банковского бизнеса. До 2002 г. прибыль банков от участия в инвестиционном бизнесе выглядела вполне прилично – примерно 20%на вложенный капитал в годовом исчислении, что стимулировало европейские банки к присутствию на этом рынке. Сегодня ситуация меняется, в связи с чем двум или трем крупным банкам с этого рынка придется уйти.

Первые признаки данного процесса уже вполне очевидны. Так, ABN Amro объявлено о свертывании банковского инвестирования в Америке. Этот банк попытался поучаствовать в конкурентной борьбе на рынке глобальных банковских услуг,но оказался не способен выйти на значительные обороты на рынке обслуживания клиентских операций в мировом масштабе, управления активами, а также слияний и поглощений. Кроме того,ему не удалось обеспечить качественное, в соответствии с требованиями международного рынка, корпоративное кредитование. Вместе с тем банк по прежнему удерживает сильные позиции на европейском и азиатском фондовом рынках. По видимому, ABN Amro имеет некую концепцию развития, основанную на представлениях о том, что формирование культуры фондового рынка в Европе и, в частности в Германии, должно изменить расстановку сил в пользу более динамичных, приспосабливающихся к обстоятельствам банков.Более того, под вопрос поставлена необходимость увеличения масштабов и рыночной доли в банковской сфере. ABN Amro больше не рассматривает подобное развитие в качестве выигрышной модели.

Проблемы других банков второго эшелона выглядит более серьезными. Так, Commerzbank в течение трех лет пытался найти на себя покупателя. И сейчас поиск того, кто его купит дороже на фондовом рынке,продолжается. При этом всячески подчеркивается,что именно этого события немецкая клиентура банка и ждет. В апреле 2002 г. группа акционеров Commerzbank, именуемая Кобра (Cobra), безуспешно завершила двухлетний период поиска иностранного покупателя банка и была распущена.

На европейском рынке, где инвестиционные банки предлагают свои услуги, всего представлено примерно 3 тыс. компаний и 600 инвестиционных фирм. Доходы инвестиционных банков от продажи здесь их услуг составили в 2000 г. 82 млрд евро.В 2001 г. этот показатель снизился до 76 млрд евро. При этом более половины указанного дохода поступает от 250 крупнейших фирм и 100 инвестиционных компаний, предпочитающих в свою очередь иметь дело с банками первого эшелона. Таким образом, концентрация капитала участников рынка порождает концентрацию банковского капитала.

В надежде на успех в более перспективных направлениях бизнеса банки второго эшело на предлагают корпоративные займы на уровне ниже реальной стоимости своего капитала. Очевидно, что такие попытки изначально бесплодны, оскольку в настоящее время в наличии избыток ресурсов для кредитования крупных корпоративных клиентов. Растущее число взаимных фондов, предоставляющих свои ресурсы для кредитования и не несущих на себе бремени постоянных расходов по cоддержанию собственного капитала, своей деятельностью способствует снижению соответствующих ставок на рынке. С другой стороны, новые международные правила в отношении капитала банков, в случае их вступления в силу в 2006 г., высвободят еще большие объемы кредитных ресурсов, что усугубит ситуацию. Однако все это –проблемы богатых, богатых банков в том числе. Но есть и другая сторона развития мирового банков ского сообщества. Так, наиболее проблемная ситуация сложилась сегодня в банковской сфере Аргентины. Более того, можно сказать, что банковская система Аргентины находится на грани краха.

Российские проблемы

Перемены на рынке частных вкладов заметны сегодня даже невооруженным взглядом. Намного активнее стали работать с населением Альфа банк, Внешторгбанк России, Газпромбанк и Московский международный банк.

Альфа банк активно расширяет свою филиальную сеть в регионах. Внешторгбанк России, Газпромбанк и Московский международный банк до кризиса не занимались активной работой с населением. Однако после кризиса Газпромбанк и Внешторгбанк изменили стратегию и начали предлагать свои услуги рядовым вкладчикам.

Помимо хорошо известных банков, на рынке частных вкладов теперь работают и совершенно незнакомые. Это вполне объяснимо – новички заполнили тот вакуум, который образовался после ухода с рынка бывших системообразующих банков. В результате сегодня вкладчики, принимая решение о размещении вклада, как и на заре российской банковской системы, выбирают банк не по названию, а по предлагаемым им процентным ставкам. Впрочем, сегодня разброс здесь не такой уж большой.

В 2002 г. будет существенно сужен набор планируемых мер по реформированию банковской системы. Значимые конкретные направления реформирования, по существу, сводятся к трем:завершение работы по принятию закона о государственном гарантировании вкладов, стимулирование участия нерезидентов в капитале российских банков, повышение правовых гарантий по ссудам, обеспеченным залогом.

В то же время отечественная банковская система и финансовые рынки в их нынешнем состоянии не способны обеспечить потенциальный спрос предприятий на инвестиционные финансовые ресурсы. Этому препятствуют:

  • низкая обеспеченность банковской системы долгосрочными привлеченными
  • средствами (прежде всего, сбережениями населения), не позволяющая банкам формировать предложение долгосрочных кредитов;
  • подавленное состояние финансовых рынков, блокирующее возможность трансформации «коротких» ресурсов банков в «длинные »займы корпораций;
  • отсутствие адекватного информационного и правового обеспечения процессов кредитования и финансирования.

Все это может привести к снижению обеспеченности банковской системы абсолютно ликвидными активами.При сохранении существующих трендов в течение ближайших двух –трех лет отношение рублевых ликвидных активов банков к рублевым обязательствам еред клиентами снизится более чем в два раза, и окажется ниже кризисного уровня августа –сентября 1998 г.В случае,если не будут сформированы новые источники поддержания ликвидности банковской системы (в частности, за счет роста доли долгосрочных пассивов), повысится вероятность сбоев в осуществлении ею платежно расчетных функций –вплоть до приостановки платежей широким слоем банков.

Большинство российских банков сегодня тяготеет к одной из двух альтернативных стратегий развития,по разному позиционирующих их на рынке и отводящих им различную роль в российской экономике.

Стратегии развития банковского сообщества в России

Сутью первой стратегии , которую условно можно назвать стратегией внешнеэкономического посредничества, является аккумуляция дешевых ресурсов корпоративного, преимущественно экспорториентированного сектора и их размещение в сравнительно малорискованные иностранные активы, приносящие не большой, но стабильный доход (депозиты,кредиты,государственные ценные бумаги и т..). Банки, следующие этой стратегии, выполняют важную макрохозяйственную функцию – обеспечивают платежно расчетный «интерфейс» экономических агентов с внешним миром. Они осуществляют интенсивный чистый вывоз капитала за рубеж, выступая по отношению к реальному сектору, как правило, в качестве чистых заемщиков (выданные кредиты меньше привлеченных средств). На внутреннем рынке эти банки работают, в основном, с валютными кредитами и депозитами.

Сутью второй стратегии – внутренней экспансии,является агрессивное наращивание кредитования отечественных заемщиков,опирающееся на расширение мобилизации платных ресурсов внутри страны. Роль банков, придерживающихся этой стратегии, в экономике – направлять к предприятиям финансовые накопления других секторов, а также обслуживать внутренний платежный оборот. Банки второй стратегии осуществляют чистое кредитование реального сектора, а вот внешний мир кредитуют совсем мало либо вообще воздерживаются от этого. В их кредитно депозитных операциях доминирует рублевая компонента.

С формальной точки зрения банки,отнесенные к этим стратегиям, различаются по двум критериям:по направлению опосредуемых чистых потоков капитала и по степени «валютизации» кредитно депозитных операций. Банк относится к стратегии внешнеэкономического посредничества, сли для него выполнялось,по крайней мере, два из трех следующих условий: доля чистого кредитования реального сектора в активах менее 10%, доля чистых иностранных активов в активах более 10%, доля валютных счетов в остатках на счетах и депозитах предприятий более 50%. Условиями отнесения банка к стратегии внутренней экспансии являются следующие:чистый кредит реальному сектору свыше 10% от активов, чистые иностранные активы менее 10% активов, доля валютных счетов – менее 50%.

Выбор банком стратегии внешнеэкономического посредничества предопределяется,прежде всего,преобладанием в клиентуре экспорториентированных предприятий и (или)фирм нерезидентов. Как правило, такие банки имеют развитую международную корсеть, открытые кредитные или гарантийные линии ведущих зарубежных финансовых институтов. Для банков «внешников »характерен низкий уровень аппаратных расходов (менее 2%активов)в связи с экономией на масштабах бизнеса и небольшим числом филиалов.

Эту стратегию реализуют Внешторгбанк,значительная часть банков, подконтрольных нерезидентам,и несколько крупнейших корпоративных банков,не имеющих развитой филиальной сети. Экспорториентированные сырьевые предприятия, составляющие костяк клиентуры этих банков, обладают значительными собственными накоплениями и предъявляют весьма ограниченный спрос на краткосрочные заимствования, которые могут предложить им банки.Это закономерно вызывает проблему избытка ресурсов у этих банков.Однако поскольку их привлеченные средства дешевы (остатки на расчетных счетах предприятий – ресурс фактически бесплатный), а внеоперационные издержки (оплата труда и проч.) низки, эти банки могут не утруждать себя поисками высокодоходного размещения избыточных ресурсов на внутреннем рынке. Для обеспечения приемлемого уровня прибыли их вполне устраивает размещение средств в менее доходные, но гораздо более надежные иностранные активы.

Как следствие, структура активов «внешников» характеризуется низкой долей работающих активов – кредитов и ценных бумаг (по состоянию на 1 октября 2001 г. –42% в среднем по банкам данной стратегии, в том числе кредитов и займов предприятиям – 28%). При этом исключительно высока доля малодоходных ликвидных активов (50%), большую часть которых составляют иностранные активы (43%).

Стратегию внутренней экспансии в основном реализуют банки, у которых значительную долю в клиентуре занимают предприятия неэкспортных отраслей и у которых есть ряд сильных конкурентных преимуществ в привлечении средств населения. Высокая «персоналоемкость» таких банков обусловливает значительный объем расходов на оплату труда (более 2,5%ак тивов).Это,прежде всего Сбербанк,группа банков с развитой филиальной сетью (более 5 филиалов)и основная часть средних и мелких банков.

Как правило, клиенты этих банков –предприятия, которые из за недостатка собственных средств для формирования оборотных активов имеют устойчивую потребность в банковском кредите. Это обеспечивает банкам каналы доходного размещения средств, одновременно ограничивая возможности использования клиентских ресурсов. Именно поэтому эти банки выступают в качестве чистых кредиторов реального сектора. Так, кредиты и займы нефинансовым предприятиям составляют в среднем 44%их активов (а в целом работающие активы – 67%). В то же время средства, привлеченные от предприятий (включая выпуск векселей)– чуть более 30%их пассивов.

Основным источником ресурсов для чистого кредитования предприятий служат вклады населения:их средняя доля в пассивах этих банков составляет 29%. Это, правда, обусловливает дороговизну пассивов: отношение процентных расходов к привлеченным средствам этих банков выше, чем по банковской системе в целом.

Более высокие процентные и внеоперационные (оплата труда и проч.)расходы банков, придерживающихся стратегии внутренней экспансии,компенсируются более высокой, в сравнении с экспорториентированными банками, доходностью активов; более высокий уровень рисков при размещении средств – более высоким уровнем маржи.

В настоящее время на экспортные сырьевые отрасли приходится более половины (55%)остатков на счетах предприятий.Соответственно,приблизительно такую же долю счетов реального сектора (54%)аккумулируют в сумме банки, позиционирующиеся в рамках ервой стратегии (39%), и «неопределившиеся» (15%). Сейчас эти ресурсы в основном работают на кредитование заграницы и, частично, самого сырьевого сектора российской экономики.

В условиях, когда последний перестает быть локомотивом нашего хозяйства, сохранение экономического роста будет в немалой мере зависеть от вовлечения аккумулируемых этими банками ресурсов в модернизацию обрабатывающих отраслей. Что, соответственно, отребует от банков корректировки их стратегий.

Сегодня основную часть ресурсов банковской системы аккумулируют банки, реализующие стратегию внутренней экспансии.На них приходится около 63% активов и 61% капитала (58 млрд и 9 млрд долларов соответственно). Стало быть, большая часть банковской системы все таки работает на кредитование российской экономики. Правда, без учета Сбербанка,медленно дрейфующего в сторону кредитования государства, совокупные ресурсы внутренне ориентированных банков выглядят на много скромнее: 35%активов и 39%капитала (соответственно 32 млрд и 6 млрд долл.). Банки с преобладанием стратегии внутренней экспансии сейчас развиваются быстрее,чем другие:за три квартала 2001 г. их активы увеличились на 32% против 23% в среднем по банкам внешнеэкономической специализации. Это связано с тем, что ресурсы первых в большей мере опираются на вклады населения, доля которых в денежной массе устойчиво растет.

Значимость банков, реализующих стратегию внешнеэкономического посредничества, определяется потенциальным объемом ресурсов,которые они способны аккумулировать в случае снижения вывоза капитала предприятиями и (или) репатриации ранее «сбежавших »капиталов. (Если учитывать состав клиентов и собственников данных банков, можно предположить,что кочующие капиталы пойдут именно сюда.) Чтобы показать масштаб этих ресурсов, следует отметить ,что в 2000 – 2001 гг.на каждый рубль валовых сбережений, оставшийся в России (валовое накопление), приходилось 40 – 45 копеек, вывезенных негосударственным сектором за рубеж. Важно отметить, что позиционирование в рамках той или иной стратегии в конечном счете определяется самим банком. Можно привести несколько примеров целенаправленной смены стратегий рядом крупных банков. Так, Росбанк, в 1999 –2000 гг. твердо придерживавшийся стратегии внешнеэкономического посредничества, начиная с 2001 г., стал медленно, но верно разворачиваться в сторону внутренней экспансии. Банк заметно нарастил кредитование реального сектора, параллельно активизировав привлечение средств населения. Последовательная эволюция в сторону внутренней экспансии наблюдается в последнее полугодие у ряда «иностранцев» (Дойче банк, Гаранти банк, Райффайзенбанк Австрия). Многие пути сдвига банков в сторону стратегии внутренней экспансии хорошо из вестны:

  • стимулирование банками развития филиальных сетей, включая покупку санируемых многофилиальных банков;
  • стимулирование процессов концентрации в банковской системе (через повышение требований к минимальному капиталу,стимулирование объединения бизнеса и т.п.), что позволит расширить слой банков с диверсифицированной клиентской базой и, как следствие, большим кредитным потенциалом;
  • стимулирование развития высоколиквидного внутреннего рынка долговых инструментов, что создаст альтернативу вложениям в иностранные активы.

Банки – адепты стратегии внешнеэкономического посредничества – представлены в первую очередь Внешторг банком.Это крупнейший банк, реализующий данную стратегию:он концентрирует около 6%всех банковских активов (порядка 5,1 млрд долл.). О позиционировании Внешторгбанка красноречиво говорит структура его операций: высокая валютизация клиентских счетов (70%против 42% в среднем по банковской системе) и доля чистых иностранных активов в активах (18% против 11%), низкая доля кредитов и займов реальному сектору (25%против 40%).

От большинства «собратьев» по стратегии банк отличают две структурные особенности: высокий уровень кредитования государства и активное позиционирование в качестве «банка для банков »,обслуживающего международные платежи.

На Внешторгбанк приходится 12%совокупного банковского портфеля государственных ценных бумаг (второй после Сбербанка портфель). Эти бумаги занимают 28% его активов и формируют около 60%его прибыли. Учитывая государственный статус банка, тенденцию к уходу частных банков с рынка гособлигаций и сохраняющуюся потребность государства в откупе своих внешних обязательств, можно утверждать, что значимость этого направления деятельности банка будет возрастать.

Обладая развитой корреспондентской сетью как в стране, так и за рубежом, Внешторгбанк служит важнейшим каналом проведения международных расчетов для других российских банков,что позволяет ему привлекать значительные объемы ресурсов в виде остатков на корсчетах и депозитах банков (около 14% его привлеченных средств). Показатели, характеризующие финансовое положение Внешторгбанка,исключительно хороши. Благодаря большому портфелю госбумаг банк имеет беспрецедентно высокую для данной стратегии прибыльность активов (7,3%). Стараниями Центробанка, в свое время обеспечившего масштабную накачку уставного фонда Внешторгбанка, он достиг высокого уровня капитализации (33%ассивов). Наконец, огромные остатки на счетах в зарубежных банках обеспечивают ему достаточную ликвидность.

Банковская структура Росии

К группе крупнейших банков с неразвитой филиальной сетью, концентрирующей 12% суммарных банковских активов, относятся Доверительный и инвестиционный банк, Международный промышленный банк,Национальный резервный банк, Сургутнефтегазбанк и Газпромбанк.

Учитывая профиль главных клиентов и (или) собственников данных банков («Газпром »,«Сургутнефтегаз », ЮКОС, «Татнефть », «Сибур »), группу заслуженно можно именовать «нефтегазовой ».

Банки этой группы, за исключением Международного промышленного банка (он достаточно сильно отличается от остальных тем, что тяготеет к стратегии внутренней экспансии), играют подчиненную роль о отношению к своим главным клиентам, выполняя для них две основные функции. Это проведение расчетов между их подразделениями, покупателями, поставщиками и прочими контрагентами и размещение финансовых накоплений компаний – клиентов в зарубежные активы. Отсюда вытекает и структура баланса банков группы:беспрецедентно высокая валютизация клиентских средств (83%), низкая доля кредитов и займов реальному сектору (30%)и в целом работающих активов (38%).

Для банков группы характерно предельно агрессивное перекачивание средств реального сектора в чистый кредит загранице (наиболее яркий пример – Сургутнефтегаз банк).Величина чистых заимствований у реального сектора составляет 25% активов этих банков, величина чистых иностранных активов –41%.

Узкая специализация в ближайшей перспективе может привести крупнейшие банки к стагнации. Первый звонок прозвучал уже в третьем квартале минувшего года,когда стал сокращаться ключевой ресурс этих банков –остатки на счетах и депозитах предприятий. Это впервые за не сколько лет привело к остановке роста совокупного объема активов банков группы. Возможно, отмеченная тенденция подтолкнет крупнейшие банки к диверсификации бизнеса и, как следствие, они активнее начнут кредитовать внутренних заемщиков.

Группу банков, подконтрольных нерезидентам, образуют 28 банков, у которых доля нерезидентов в уставном капитале превышает 90%. На них приходится 10%активов банковской системы. По российским меркам эти банки достаточно крупны: активы среднего банка группы – 313 млн долл., что почти в 6 раз больше, чем у среднего российского банка (без учета Сбербанка).

С точки зрения рассматриваемых стратегий группа иностранных банков весьма неоднородна: выделяются как банки, специализирующиеся на чистом вывозе капитала, так и на его ввозе.Но пока доминируют первые.В результате группа в целом работает на отток капитала. Чистые иностранные активы составляют 45%активов банков группы, что существенно выше среднебанковского уровня (18%).

По отношению к реальному сектору группа выступает в качестве чистого заемщика, привлекая больше ресурсов, чем размещая.Средняя доля кредитов реальному сектору в активах «иностранцев» составляет всего 27%против 40% в среднем по банкам.

Иностранные банки демонстрируют хорошую динамику на ритейловом рынке:за три квартала прошлого года средства на депозитах физических лиц в них увеличились на 75%, что более чем в два раза выше средних темпов прироста по банковской системе.Но пока ритейловые услуги иностранных банков ориентированы на достаточно узкую клиентуру (высокообеспеченные слои населения,физические лица не резиденты),потенциал роста доли этих банков на рынке ритейла весьма ограничен.Несмотря на все успехи,на «иностранцев »приходится всего 2%вкладов физических лиц.

Говорить об экспансии группы на российском рынке еще рано.Пока банки,контролируемые нерезидентами, растут теми же темпами,что и банковская система в целом.Вот уже почти два года доля этих банков в совокупных банковских активах остается незыблемой, замерев на отметке 9 –10% (аналогична их «квота » и в займах реальному сектору).

Похоже,что высокие риски, связанные с непрозрачностью заемщиков,низкой ликвидностью внутренних финансовых инструментов,отсутствием минимальных правовых гарантий возврата ссуд,пока служат надежной стеной на пути полномасштабной экспансии «иностранцев »на российский кредитный рынок.

Среди банков – адептов стратегии внутренней экспансии можно выделить, прежде всего,Сбербанк.Это крупнейший российский банк, на него приходится 29%активов российской банковской системы и занимает он в ней особое место.Это –несомненный «лидер »банков,реализующих стратегию внутренней экспансии как по своему масштабу (величина активов –26 млрд долл.),так и по характеру деятельности.

После краха рынка ГКО – ОФЗ в 1998 г.Сбербанк развернул аккумулируемый им поток сбережений населения (это 3/4 всех банковских вкладов россиян)в сторону предприятий.В результате возник беспрецедентный для российской банковской системы по мощности канал чистого кредитования реального сектора.

Только за 1999 –2000 гг.Сбербанк выдал предприятиям новых кредитов и займов на сумму 7,2 млрд долл.,при этом чистое кредитование реального сектора выросло на 4,4 млрд долл.К 2001 г.доля Сбербанка в совокупных кредитах и займах банковской системы достигла 30%,увеличившись за два года почти в три раза.

Однако в начале 2001 г.эта тенденция внезапно изменилась.За три квартала средне месячные темпы прироста кредитов и займов замедлились до 2,7%,что почти в два с половиной раза ниже среднемесячных темпов 2000 г.Доля Сбербанка в совокупном банковском кредитном портфеле стала падать.

Первая причина замедления роста кредитования состоит в переориентации ресурсов Сбербанка на вложения в государственные ценные бумаги. Такой поворот,по всей видимости,был в значительной мере вынужденным:Сбербанк предпринял этот маневр,что бы поддержать рынок ГКО – ОФЗ в условиях снижения спроса на госбумаги со стороны коммерческих банков. Последние приостановили наращивание своего портфеля после того,как в конце 2000 г.до ходность по коротким бумагам скатилась ниже уровня инфляции.

Вторая причина –наметившаяся тенденция к ослаблению позиций Сбербанка на рынке частных вкладов (за три квартала прошлого года доля Сбербанка на рынке частных вкладов снизилась с 78 до 74%),что сужает основной источник ресурсов для чистого кредитования Сбербанком реального сектора.

Банки с развитой филиальной сетью (более пяти филиалов)–это свыше 80 банков,располагающих 24%совокупных активов банковской системы.Средний размер активов банка группы – 260 млн долл.К кредитным организациям с развитой филиальной сетью относится более половины наиболее крупных российских банков:26 из 50 ервых по размеру активов. Это такие банки,как Альфа банк,Росбанк,Банк Москвы, МДМ банк,Промышленно строительный банк (Санкт Петербург),Собинбанк,Гута банк,«Возрождение »,Московский индустриальный банк,Импексбанк и другие. В этих крупных банках сконцентрировано около 85%ресурсов группы.

Развитие филиальных сетей обеспечивает банкам ряд конкурентных преимуществ. Во первых,позволяет расширить и диверсифицировать круг корпоративных клиентов и заемщиков.Это обусловливает максимальную среди других групп банков кредитную активность:кредиты и займы предприятиям составляют около 50%активов, чистый кредит –20%активов. Во вторых,филиалы позволяют наращивать привлечение средств частных вкладчиков:доля депозитов населения в пассивах (14%)максимальна среди других групп (не считая Сбербанка).

Динамика многофилиальных банков характеризуется опережающим наращиванием основных видов привлеченных средств.За три квартала 2001 г.доля многофилиальных банков на рынке частных вкладов возросла с 10 до 12%,на рынке межбанковских кредитов и де озитов –с 34 до 38%, в привлечении средств нерезидентов –с 18 до 21%.Таким образом,привлечение средств преследовало цель максимально возможной диверсификации их источников.Эта практика будет способствовать поддержанию устойчивой динамики развития многофилиальных банков в ближайшей перспективе.

Средние и мелкие банки с неразвитой филиальной сетью –самая многочисленная группа. Здесь сосредоточено 90%всех российских банков (более 1100), на которые,правда,приходится всего 20%активов банковской системы.В группу входят банки с величиной активов до 200 млн долл.,средний размер банка группы – 17 млн долл.

Многочисленность данной группы обусловливает ее разнообразие.Тем не менее просматривается образ некоторого типичного небольшого банка,для которого характерны следующие черты.

Клиентура средних и мелких банков – преимущественно редприятия внутренне ориентированного сектора экономики.Отражением этого является низкая доля валютных счетов предприятий – 18%и незначительная доля иностранных активов –10%. Последнее объяснятся и тем, что многие мелкие банки не могут получить генеральную лицензию из за недостаточной величины капитала.

Доля кредитов предприя тиям у мелких и средних банков значительно превышает уровень банков,придерживающихся стратегии внешне экономического посредничества,однако ниже,чем у многофилиальных банков. В настоящее время группа средних и мелких банков растет даже несколько быстрее,чем банковская система в целом.В основном этот рост в 2001 г.был обеспечен за счет выпуска собственных векселей и привлечения вкладов населения.Первое направление связано с активным участием банков группы в схемах вексельных расчетов между предприятиями.Второе –с олигопольным положением региональных банков на местных ритейловых рынках.

Аккумулируемые ресурсы группа использует для усиленного наращивания кредитов и займов реальному сектору,а также портфелей ценных бумаг: темп прироста этих активов составил соответственно 54 и 31% против 38 и 23% в среднем по банкам. Рост кредитов у этих банков происходит за счет сокращения избыточно высоких рублевых ликвидных активов (остатков на корсчетах и депозитах в Банке России денежной наличности). За три квартала объем последних сократился на 10%, а доля в совокупных активах – на 8 процентных пунктов (с 26 до 18%). Необходимо отметить, что эта позитивная тенденция усилилась бы еще больше, если бы в группе наблюдался процесс концентрации, слияний и поглощений. Это привело бы к вымиранию маломощных «банков одного клиента», расширению слоя банков с диверсифицированной клиентской базой, обладающих более высокой кредитоспособностью.

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 8»

(состоит из 3 статей)

Современные проблемы мирового банковского сообщества. (15 сентября 2005)

Совершенствование методов оценки текущей платежеспособности (15 сентября 2005)

Учет акций: российская практика и международные стандарты (15 сентября 2005)