Стандартизация аудиторской деятельности в России и за рубежом

Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Опубликовано: 2 октября 2007

Аудиторская деятельность должна быть однозначно понята всеми участниками рыночных отношений, а также государственными и судебными органами, что обуславливает необходимость единых условий ее осуществления. В период становления аудиторской деятельности в этих целях в Российской Федерации были разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Однако, во Временных правилах стандарты не упоминались вовсе, не было и впоследствии никакого нормативного акта, который описывал бы процедуру утверждения российских аудиторских стандартов, обязательность их соблюдения, меры контроля за их выполнением и ответственность тех, кто не соблюдает их требования. Тем не менее, Комиссия по аудиторской деятельности подготовила и одобрила 37 стандартов, одну методику аудиторской деятельности и перечень терминов и определений к ним. Неопределенный правовой статус этих документов приводил к тому, что часть аудиторских фирм выполняла требования этих документов, часть – ориентировалась непосредственно на положения международных стандартов аудита (МСА), не учитывая при этом российскую специфику, а часть аудиторских фирм вообще никаким стандартам не следовала. При этом и первые, и вторые, и третьи выдавали своим клиентам аудиторские заключения одного и того же образца.

С принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119 – ФЗ данный правовой вакуум устранен: в законе указывается, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности должны утверждаться Правительством РФ, а в случае их несоблюдения к виновным могут быть применены строгие меры.

Постановлением Правительства от 23 сентября 2002 г. № 696 утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

При помощи аудиторских правил (стандартов) формируются единые требования, обеспечивающие качество и надежность аудита, а также определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении и качество профессиональной деятельности аудиторов как специалистов в своей области.

Аудиторские правила (стандарты) могут быть использованы не только аудиторскими организациями, но и иными предприятиями как в качестве рекомендаций при проведении внутреннего аудита, так и в качестве руководства при рассмотрении компетентности и качества работы аудитора.

В целях унификации подходов к аудиту на международном уровне Международный комитет аудиторской практики (IАРС), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFAC), разрабатывает международные правила (стандарты) проведения.
Во многом развитие международных стандартов и нормативов аудита связано с унификацией принципов учета и отчетности. В настоящее время национальные особенности учета, конечно, сохраняются, однако стремление к выработке общих подходов становится объективной реальностью. Происходит это по целому ряду причин.
К внешним факторам, обуславливающим разработку МСА, относятся:

  1. Развитие транс – национальных корпораций;
  2. Развитие фондового рынка;
  3. Формирование единого рынка финансовых услуг;
  4. Международная интеграция.

Являясь одной из отраслей сферы услуг, аудит не может развиваться независимо от основных тенденций развития экономики. Так аудиторские услуги традиционно развивались как международные, что привело к созданию мультинациональных компаний и профессиональных международных организаций.

К внутренним факторам можно отнести разработку международных стандартов аудита осуществляемую международными организациями:

  1. Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC);
  2. Комитет по стандартам финансового учета (FASB);
  3. Комиссия по ценным бумагам и биржам;
  4. Управление по международным стандартам;
  5. Европейское экономическое общество и др.

Однако, национальные профессиональные организации стремились препятствовать проникновению «иностранных» правил. Вопросы такой политики в области аудита были рассмотрены в рамках Уругвайского раунда ГАТТ/ГАТС (Генеральное соглашение по торговле и услугам), в результате которого предусмотрено установление ограничений для государственного вмешательства на рынке финансовых услуг с тем, чтобы снять ограничение доступа на национальные рынки, что призвано обеспечить создание по-настоящему глобального рынка. Также в рамках ГАТС установлено взаимное признание критериев профессионализма, включая требования к образованию, квалификационным экзаменам и опыту аудиторов.

В рамках Единого Европейского Акта 1986 г. было принято решение о взаимном признании дипломов и сертификатов аудиторов, создание единой системы квалификационных экзаменов.
К унификации международных стандартов аудита приводит и высокая степень монополизации в области аудиторских и консультационных услуг, где более 90 % рынка принадлежит десяти-двенадцати фирмам-лидерам. Очевидно, что в этом случае не обойтись без разработки единой стратегии и методологии аудита и консалтинга, а также единых стандартов качества, которые удовлетворили бы клиентов.

При Совете Международной федерации бухгалтеров (МФБ) существует Комитет международной аудиторской практики (КМАП). Основной задачей деятельности, которого является обеспечение единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.

Следует отметить, что разработанные КМАП нормативы, не являются обязательными к применению. Поэтому регулирование международных нормативов в соответствии с практикой, установившейся при аудите финансовой информации, осуществляется на локальном уровне, т. е. соответствующими органами власти или профессиональными объединениями в пределах национальных границ.

Большое внимание КМАП уделяет изучению и обобщению практики различных стран и выработке на основе национальных нормативов универсальных норм, рассчитанных на международное применение.

Помимо международных стандартов аудита, существует целый ряд национальных стандартов профессиональной деятельности аудиторов, например, американские GAAS — общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности, непосредственно определяющие качество деятельности аудиторов и включающие такие основные положения, как «квалификация аудитора, независимость, профессионализм, планирование и контроль, изучение структуры внутреннего контроля, достаточная, компетентная и доказательная информация».

Структура стандартов в настоящее время состоит из следующих стандартов:

  1. Международные Стандарты по аудиту (МСА 100-999);
  2. Положения по международной аудиторской практике (1000-1100).
  3. Международные Стандарты по Обзорным Проверкам (ISREs 2000-2999);
  4. Международные Стандарты по заданиям, подтверждающим достоверность информации (ISAEs 3000-3999);
  5. Международные Стандарты по сопутствующим услугам (ISRSs 4000-4999).

В свою очередь система МСА состоит почти из полусотни стандартов разбитых на девять групп (Приложение 1).

  1. Вводные аспекты (100-199).
  2. Обязанности (200-299).
  3. Планирование (300-399).
  4. Внутренний контроль (400-499).
  5. Аудиторские доказательства (500-599).
  6. Использование работы третьих лиц (600-699).
  7. Аудиторские выводы и подготовка отчетов (заключений) (700-799).
  8. Специализированные области (800-899).
  9. Сопутствующие услуги (900-999).

Необходимо отметить, что в последние годы ведется большая работа по разработке МСА: так в 2002-2005 гг. разработаны семь абсолютно новых стандартов, которые повлияли на 22 других МСА. В тот же период, начался пересмотр 17 существующих стандартов, девять стандартов изъяты. 19 МСА находятся в стадии пересмотра в настоящий момент.

Международные стандарты написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. В МСА аудиторам предлагается несколько альтернативных вариантов действий и доброжелательно подсказывается аудитору, как ему целесообразно поступать, чтобы не разориться из-за судебных преследований клиентов или иных пользователей бухгалтерской отчетности, при том, что аудитор, возможно, делал все добросовестно.

Для пояснения МСА выпускаются Положения по международной аудиторской практике, статус которых ниже чем статус МСА.

Общепринятые стандарты аудита были разработаны AICPA (США) в 1947 г. и претерпели минимальные изменения. Эти стандарты настолько специфичны, чтобы служить сколько-нибудь значимым руководством для практиков.

Эти десять стандартов обобщены в три группы:

  1. Общие стандарты,
  2. Стандарты работы на объекте,
  3. Стандарты заключений.

Для толкования общепринятых стандартов аудита AICPA были выпущены Положения по стандартам аудита (SAS), которые представляют наиболее авторитетный справочный материал, доступный аудиторам.

Автор: