Стратегический и бизнес план. Основные требования потенциальных инвесторов. Увеличение стоимости компании

Практика

Автор:
Источник: по материалам Конференции "Зачем мы нужны миру?" ИКФ "Альт", ноябрь 2002 года
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Стратегический и бизнес план. Основные требования потенциальных инвесторов. Увеличение стоимости компании.

Что Вы должны подготовить, чтобы инвестор / кредитор начал рассматривать ваше предложение.

  • Определиться, какой источник средств вам необходим: Долговое финансирование, Финансовый или Стратегический инвестор
  • Подготовить Бизнес План / Стратегический План
  • Продемонстрировать профессионализм и готовность работать вместе с инвестором по увеличению стоимости Компании
  • Быть готовым к открытому и честному диалогу

Объекты Интереса Венчурных и Прямых Инвесторов.

  • Венчурные / прямые инвестиции – бизнес, связанный, в основном, с малыми и средними предприятиями
  • Компания, а не отдельный продукт или проект
  • Компания, акции которой не находятся в свободном обращении, находящаяся на стадии роста и имеющая тенденции к дальнейшему росту
  • Отраслевые предпочтения

Базовая Структура Стратегического и Бизнес Плана.

  • Кратко изложите содержание разделов Стратегического или Бизнес Плана (Executive Summary)
  • Кратко опишите историю Компании, ее состояние в настоящее время и планы на перспективу
  • Опишите бизнес модель Компании в настоящее время (ее дочерних и зависимых структур), продукты и услуги, предлагаемые на рынок, сильные и слабые стороны, конкурентные преимущества и недостатки
  • Опишите конкурентную ситуацию в настоящее время и в перспективе, настоящие и прогнозируемые рыночные условия, ценообразование продуктов и услуг, сравнение с конкурентами и т.д.
  • Опишите корпоративную структуру, структуру владения и управления: организационные и юридические аспекты, акционерные вопросы, Совет Директоров и т.д.
  • Опишите стратегические и операционные/тактические задачи (включая допущения): Какова бизнес стратегия роста Компании, Доходность, Доля рынка, Рыночная экспансия продуктов и услуг, Слияния и Поглощения и т.д.
  • Финансовое состояние: Баланс, Прибыли и Убытки, Движение Наличности (3 года факт и прогноз на 2-3 года), настоящий и планируемый Бюджет (прогноз на 2 года), финансовый анализ
  • Опишите какие стандарты бухгалтерского учета использует Компания (IAS,GAAP, Российские стандарты)
  • Опишите интеллектуальную собственность и права на нее, если есть (патенты, торговые марки и т.д.): история, исследования и разработки, владение, использование ИС в Компании и т.д.
  • Опишите требования, которые вы предъявляете к перспективному с вашей точки зрения инвестору, что вы от него ожидаете: Финансовый или Стратегический инвестор (добавленная / дополнительная стоимость, какое дополнительное качество он должен привнести в Компанию)
  • Опишите и детализируйте планируемые направления использования инвестиций: как, по какому графику, на какие цели вы намерены использовать инвестиционные средства ?
  • Опишите в деталях финансовые потребности на перспективу: Сколько денег вам потребуется в будущем (2-3 года), Долговое и/или долевое финансирование ?
  • Опишите и оцените бизнес, политические и технологические риски: Каковы бизнес, политические и технологические риски вашей Компании в контексте вашего Стратегического и Бизнес плана (в т.ч. каковы риски принятия тех или иных допущений при бизнес-планировании) ?
  • Сделайте оценку вашей Компании и проанализируете ее: Какова стоимость вашей Компании в настоящее время (до инвестиций) и какие модели/способы оценки вы использовали ? Каков будет изменение стоимости вашей Компании в ближайшие 2-3 года ? Возврат на капитал, Свободные денежные потоки ?
  • Сделайте предложение, что потенциальный инвестор/ры получат за их инвестиции (т.е. место/та в Совете Директоров, доля в капитале в %, права голоса и/или права на дивиденды, изменения в Устав и т.д.)
  • Дайте ваше видение стратегии выхода для инвестора: это важно, поскольку инвестору необходимо знать о ваших планах относительно его выхода через 3-5 лет
  • Опишите ключевой персонал и его квалификацию: приведите краткие биографии ключевого менеджмента и персонала
  • Приложения (иллюстрации): Графики, таблицы, новости Компании, менеджмент, продукция, публикации, отзывы от клиентов, ссылки из официальных источников о Компании, официальные/независимые данные по состоянию рынка, позиционированию Компании, сертификаты и т.д.

Время, необходимое на подготовку Бизнес Плана.

  • В зависимости от квалификации персонала Компании, прибегаете ли вы к услугам консультантов, вам потребуется 6-8 недель для подготовки Бизнес Плана
  • Разделы, описанные на предыдущих слайдах настоятельно рекомендуется включить в Бизнес План, поскольку они отражают важные требования инвесторов и показывают профессионализм Компании
  • Качественный Стратегический или Бизнес План с минимальными доработками может быть эффективно использован в дальнейшем для подготовки Инвестиционного Меморандума

Ключевые моменты, на которые обращает внимание Инвестор.

  • Конкурентоспособная и нацеленная на рост бизнес стратегия, конкурентоспособная продукция или услуга (доля рынка и доходность бизнеса)
  • Понятная и прозрачная корпоративная структура и структура владения
  • Устойчивая клиентская база (с потенциалом роста)
  • Стабильный и качественный денежный поток (с потенциалом роста)
  • Хороший возврат на капитал/свободный денежный поток
  • Квалификация и эффективность менеджмента, сотрудничающая и гибкая управляющая команда, ориентированная на рост бизнеса
  • Понимание бизнеса, отрасли, ее законов, перспектив роста
  • Технологические и/или рыночные преимущества
  • Финансовая и бюджетная дисциплина, финансовые показатели
  • Деление рисков Инвестора с менеджментом
  • Привлечение квалифицированных консультантов (специалистов по финансам, юристов, аудиторов, банкиров и т.д.)
  • Понятная стратегия выхода для инвестора
  • Наличие другого инвестора и/или хорошая кредитная история

Предпочтительная Организационная Структура. Особенности Финансового и Стратегического Инвестирования. Концепция Увеличения Стоимости Компаний.

  • Российский взгляд
    • Акционерная доля дает право на получение дивидендов
    • Акционерная доля позволяет принимать участие в управлении
  • Общепринятый взгяд
    • Формирование источника финансирования
    • Финансовый рычаг
    • Повышение стоимости компании и акционерного капитала
    • Ликвидность
    • Акционерные права
  • Активная совместная работа с Инвестором
  • Все внимание Менеджменту, построение эффективной управляющей команды
  • Ключевыми факторами успеха являются люди и интеллектуальная собственность (особенно касается High-Tech компаний)
  • Выбор продукта / технологии, имеющих рыночный потенциал
  • Увеличение стоимости в результате использования доходных моделей бизнеса и моделей получения прибыли, финансового инжиниринга, стратегического планирования и своевременного финансирования
  • Разработка реалистичного и выполнимого бизнес плана
  • Предоставление возможности менеджменту Компании сконцентрироваться только на бизнесе, технологии и т.д.
  • Соблюдение финансовой дисциплины
  • Управление ростом компании

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с конференции ИКФ "АЛЬТ" "Зачем мы нужны миру?", ноябрь 2002г.»

(состоит из 16 статей)

Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество. Трансформация организации через оптимизацию бизнес-процессов (16 Сентября 2005)

Мифы на рынке инвестиций (16 Сентября 2005)

Пора ли собственникам отходить от оперативного управления? (16 Сентября 2005)

Услуги по производству высокотехнологичной продукции – возможности аутсорсинга (16 Сентября 2005)

Как российские компании не дают возможности инвестору вложить в них деньги (16 Сентября 2005)

Поиск эффективных решений для создания судоремонтного бизнеса в России (на примере рыбной отрасли) (16 Сентября 2005)

Новый консалтинг (16 Сентября 2005)

Бизнес на инновациях: практика одного проекта (16 Сентября 2005)

Метафизика брэнда (16 Сентября 2005)

Менеджмент: не наука и не искусство (16 Сентября 2005)

Новый вызов руководителям компаний (16 Сентября 2005)

Консалтинг, руководство продвинутого пользователя (16 Сентября 2005)

Практические вопросы проектного финансирования (16 Сентября 2005)

Концепция управления стоимостью в Инвестиционной Компании "СИ-ПРОПрактические вопросы проектного финансирования (16 Сентября 2005)

Стратегический и бизнес план. Основные требования потенциальных инвесторов. Увеличение стоимости компании (16 Сентября 2005)

Факторы риска в инвестиционных проектах и оценка эффективности использования инвестиционного капитала (16 Сентября 2005)