Стратегическое управление холдином: как заставить систему работать?

Финансовый менеджмент

Автор:
Источник: Практические материалы с конференции "Стратегии управления активами группы компаний", 24-25 ноября 2005г, Киев
Опубликовано: 14 декабря 2005

Стратегическое управление холдином: как заставить систему работать?

Основные принципы – 1

  • Холдинг – это диверсифицированная компания, управляющая портфелем бизнес-единиц
  • Стратегия холдинга – управление портфелем бизнесов, которые конкурируют друг с другом за ресурсы центра
  • Стратегия бизнес-единицы – набор стратегических инициатив, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества в данном сегменте по отношению к потребителям и конкретным внешним конкурентам

В механизм управления холдингом входят:

  • дерево целей
  • система, поддерживающих эти цели, контрольных показателей
  • инфраструктура ответственности подразделений и сотрудников за утвержденные цели и показатели
  • система мониторинга и анализа отраженных в значениях показателей результатов деятельности компании

Механизм управления холдингом


ТИпы моделей холдинга


Основные принципы – 2

  • Задача разработки целей и контрольных показателей для операционного холдинга не отличается от аналогичной задачи для монокомпании / бизнес-единицы / функционального блока
  • Поскольку вторым уровнем структуры холдинга является уровень бизнес-единиц, задача целеполагания сводится к декомпозиции целей диверсифицированной компании на уровень бизнес-единиц и Корпоративного центра
  • Корпоративный центр является специфической бизнес-единицей, деятельность которой необходимо отдельно оценивать. В этой связи необходимо четко понимать роль и функции КЦ, которые отличаются для разных моделей холдинга

Роль и ункции корпоративного центра

  • Специфическая роль Корпоративного Центра заключается в четырех видах деятельности – целеполагание и оценка результатов, упралвение портыелем, определение ключевых компетенций (синергии бизнесов), предоставление сервисной поддержки бизнес-единицам
  • При утверждении целей изнес-единица и корпоратиный центр должны добиваться максимально возможного соответствия цели (ответственности за нее) выделенным бизнес-единице полномочиям, ресурсам и компетенциям

Влияние корпоративного центра на бизнес-единицу холдинга


Управление портфелем бизнесов 1

  • Холинги всех типов, за исключением операционного, упрпавляют портфелем бизнесов. Обычно в холдинге бизнес-направление понимается как финансовый актив с определенной рыночной стоимостью.
  • Как финансовый актив любой бизнес в портфеле рассматривается в двух аспектах – «внешняя фиансовая привлекательность сегмента» и внутренняя привлекательность как «сила конкурентной позиции в сегменте»
  • Конкретные количественные и качетсвенные показатели внешней привлекательности определяются достаточно просто. Стандартный набор – емкость сегмента, рентабельность сегмента – дополняются такими показателями как «цикличность», «уровень конкуренции»
  • Проблема: оценка конкурентной позиции компании в сегменте
    Самый простой контрольный показатель силы конкурентной позиции – доля компании в данном сегменте. Для более глубокого понимания конкурентоспособности необходимо построение синтетического показателя на базе двух групп экспертных оценок, показывающего степень разрывов между ключевыми факторами успеха в данном сегменте и имеющимися компетенциями компании, а также компетенциями конкурентов и компетенциями компании.

Управление портфелем бизнесов 2

  • Определение оптимального сегмента на плоскости двух критериев «внешняя финансовая привлекательность сегмента» / «сила конкурентной позиции в сегменте» – это задача двухкритериальной оптимизации, поэтому единственного оптимального решения не существует
  • Оптимальным является все Паретто – множество сегментов, находящихся одновременно «выше и правее» остальных

Управление портыелем бизнесов 3

  • Портфельные матрицы не учитывают временной фактор, что ограничивает их применение визуально-графическим анализом. Параметры и внешней и внутренней привлекательности интересны нам только в связи с нормой доходности, которую мы можем получить на вложенный капитал в данном сегменте. Инвестиции и доходы мы получаем в разные промежутки времени поэтому в качестве контрольной нормы принято использовать внутреннюю норму доходности разнесенного во времени денежного потока. (Internal rate of return, IRR)
  • IRR имеет реальный жизненный смысл только тогда, когда поток расходных платежей предшесвует потоку доходных платежей: их чередование недопустимо. Иначе использование IRR в качестве контрольного показателя бессмысленно. Поэтому рассчет внутренней нормы доходности необходим для отдельной бизнес-единицы, а внутренняя рентабельность портфеля бизнесов – величина некорректная, поскольку для реального портфеля чередование расходов и доходов практически неизбежно.

Управление портфелем бизнесов 4

  • Как измерить эффективность КЦ в отношении функции «управление портфелем бизнесов»
    Если предположить, что в портфели включаются бизнесы (проекты), удовлетворяющие требуемой норме доходности, то достаточно контролировать объем средств в обращении в соотношении с издержками КЦ на управление портфелем.
  • Целями КЦ в таком случае будет:
    • повышение эффективности управления как удержание удельных издержек КЦ в определенном заданном диапазоне
    • снижение рисков
    • такие показатели наряду с IRR по каждому бизнесу дают приемлемый набор контрольных показателей для управления портфелем.

Разделение ответственности между бизнес-единицами


Оценка синергии бизнесов 1

  • Синергия – одно из самых двусмысленных понятий в теории управления, про которое много говорят на качественном уровне, но которое тяжело почувствовать визуально. За синергию отвечает КЦ в стратегическом управляющем холдинге, и синергия дополняет финансовую составляющую привлекательности бизнес-направлений в портфеле еще одной характеристикой – блтзостью к ядру.
  • Холдинговая компания должна иметь ответна вопрос, что же такое «профильный бизнес». Если для финансового холдинга понятие «профильный бизнес» – тот, который дает необходимую рентабельность на вложенный капитал, то для стратегического – имеющий необходимую степень синергии с бизнес-ядром. У КЦ в стратегическом холдинге появляется особая стратегическая цель – наращивать синергию, поскольку именно она является базовым каркасом всей ситемы и залогом успеха.

Как определить, что такое синергия, и какова степень близости к бизнес-ядру всех остальных бизнесов?

  • Для публичных холдинговых компаний, которые имеют котируемые бизнес-единицы, формулу синергии «2+2=5» можно использовать буквально. Разница между стоимостью холдинговой компании и суммой капитализаций ее бизнес-единиц – это и есть синергия. Она может быть и отрицательной.

Оценка синергии бизнесов 2

Автор:

 

Все статьи цикла «Практические материалы с конференции «Стратегии управления активами группы компаний», 24-25 ноября 2005г, Киев»

(состоит из 14 статей)

Построение стратегии управления активами на примере корпорации «Инком» (14 декабря 2005)

Формирование стратегии развития холдинга с целью повышения возврата на инвестированный капитал (14 декабря 2005)

Стратегическое управление холдином: как заставить систему работать? (14 декабря 2005)

Ключевые проблемы стратегии управления активами группы компании (14 декабря 2005)

Оптимизация структуры капитала (14 декабря 2005)

Факторы, влиящие на эфективно работающую финансовую систему холдинга (14 декабря 2005)

Управленческий учет для холдинговых компаний (14 декабря 2005)

Финансовое управление на уровне business-unit вертикально-интегрированных холдингов: практика (12 января 2006)

Аутсорсинг активов: инструменты и готовность российских предприятий к аутсорсингу (18 января 2006)

Стратегия управления важнейшими нематериальными активами группы компаний (12 января 2006)

Реструктуризация автомобильного производства корпорации УКРАВТО (18 января 2006)

Подготовка корпорации к выходу на внешние рынки капитала (12 января 2006)

Интегрированный риск менеджмента компании: критерии и технологии (18 января 2006)

Что необходимо учитывать при разработке успешной стратегии управления активами группы компания? (12 января 2006)