Трансформация финансовой отчетности и параллельное ведение учета по российским и международным стандартам

Банковский бизнес в России и зарубежом

Автор:
Источник: журнал "Банковское дело в Москве" № 1, 2003 г
Опубликовано: 16 сентября 2005

Банкам, стремящимся получить доступ на международные финансовые рынки, следует позаботиться о составлении отчетности для выполнения требований не только российских налоговых органов и законодательства, но, прежде всего, международных. Как правило, эта задача решается путем внедрения системы ведения бухгалтерского учета и отчетности по двум стандартам.

Насколько необходимо такое дорогостоящее «мероприятие»? Какую материальную выгоду можно извлечь в результате его проведения? В чем заключаются отличия системы российского бухгалтерского учета и финансовой отчетности от международных стандартов?

Параллельное ведение бухгалтерского учета: причины и требования

Важными основаниями для ведения учета по двум стандартам являются внешние факторы: иностранным инвесторам нужна западная отчетность для оценки финансового положения и результатов деятельности банков, выступающих в роли объектов их инвестирования или созданных ими на российской территории. Как правило, инвесторы доверяют известным системам программного обеспечения (ПО) финансовой деятельности, а также финансовой отчетности, подготовленной с использованием таких систем.

В нашей стране все зарегистрированные юридические лица обязаны вести полный и подробный бухгалтерский учет в соответствии с российским законодательством. Что касается иностранных банков в России, то им также приходится не только обрабатывать информацию, необходимую для управления деятельностью, и своевременно выполнять требования по отчетности, установленные в головном офисе, но и обеспечивать надлежащее соблюдение нашего законодательства. Поэтому иностранные банки в первую очередь стремятся выполнить требования законодательства и только потом, по возможности, трансформировать учет по российским стандартам, управленческий учет в отчетность, предоставляемую головному офису (при этом, безусловно, принимаются во внимание различия в методах учета и влияние инфляции).

Таким образом, система учета и отчетности должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям:

  • ведение учета и отчетности по национальным стандартам в соответствии с российским законодательством;
  • составление отчетности по зарубежным стандартам для головного офиса или материнской организации;
  • ведение управленческого учета для руководства банка.

Особенности ведения бухгалтерского учета по IAS и российским ПБУ.

Инвесторы в России часто задают вопрос об особенностях российского бухгалтерского учета, в частности, о причинах, по которым он считается таким сложным, и о способах его ведения.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) в России являются в достаточной степени детализированными, и они обязательны для исполнения. Весь учет ведется в рублях с использованием нормативного Плана счетов. В настоящий момент структура Плана счетов строго регламентированна, и в отличие от западных стран его применение практически не дифференцируется в зависимости от банка.

В России действуют нормативные акты, подробно расписывающие, как следует отражать отдельные виды операций. Такой метод учета, как правило, необходим для целей налогообложения, потому что бухгалтерский учет и нацелен главным образом на налогообложение.

У банков имеется некоторая свобода выбора в отношении учета (отражение реализации по кассовому методу или в момент выставления счета), однако, как правило, они вынуждены придерживаться единообразного метода ведения учета. Кроме того, отсутствует концепция ведения учета согласно методам управленческого учета операций с последующей их корректировкой для целей налогообложения.

Концепция же, по которой операции могут по-разному отражаться для целей бухгалтерского учета и налогообложения, появилась сравнительно недавно и все еще недостаточно хорошо отработана. Таким образом, налицо два фундаментальных отличия российских положений по бухгалтерскому учету от IAS:

1. Западные нормативные акты в основном относятся к публичной отчетности, а в российском законодательстве расписаны сами методы ведения первичного учета;

2. На Западе нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности могут не совпадать с налоговым законодательством, что обусловливает некоторое отличие результатов в бухгалтерском и налоговом учете.

Отметим и другие расхождения. C одной стороны, выбор доллара в качестве первичной валюты отчетности не представляется разумным (согласно российским ПБУ подробный учет должен вестись в рублях). Таким образом получается, что первичный учет не может соответствовать международным стандартам. С другой стороны, как уже упоминалось выше, иностранные банки и банки, ориентированные на привлечение иностранных кредитов, помимо отчетности, составленной с соблюдением российских требований к бухгалтерскому учету, обычно представляют также отчетность, составленную в соответствии с IAS. Использование независимых систем отчетности по российским и международным стандартам чрезвычайно дорого, и в результате могут возникнуть многочисленные проблемы, связанные с осуществлением сверки.

Наиболее широкое распространение получил параллельный учет по национальным и международным стандартам. Существуют три способа его ведения:

1. Детализированный пересчет данных по каждой операции. Учет по двум стандартам можно вести по мере совершения сделки либо еженедельно, ежемесячно или ежеквартально. Это зависит от степени точности, установленной инвестором, а также от степени детализации отчетности, необходимой инвестору;

2. Пересчет только сальдо по счетам. Согласно данному методу необходимо вносить больше корректировок для устранения различий;

3. Составление отчетности согласно IAS на основе российской базы данных (в результате получается гораздо менее точная информация).

Некоторые различия между российскими положениями по бухгалтерскому учету и международными стандартами удалось преодолеть за счет автоматизированного учета по двум стандартам. Однако, как показывает опыт, систему учета по двум стандартам можно автоматизировать лишь на 90 %, а оставшиеся 10 % приходится исправлять вручную (следует отметить, что данное соотношение зависит от объема операций, и иногда оно меняется даже в сторону повышения доли автоматизированного учета).

К требованиям, позволяющим вести учет по двум стандартам в рамках единой системы ПО, относятся:

1. Возможность работы с необходимым количеством баз данных (на стадии внедрения ПО можно создавать отдельные базы данных по российским и международным стандартам, а также систему их взаимоотношений);

2. Аналитические коды, позволяющие проводить анализ счетов и операций.

С помощью аналитических кодов можно отбирать соответствующую информацию для отчетности. Например, некоторые из них могут использоваться для установления необходимых трансформационных связей между российской и западной отчетностями. Другие можно применять в целях отбора данных для западной отчетности посредством введения различных форм запросов в российскую базу данных;

3. Предварительно заданы формы учета операций, одни из которых можно выбрать для переноса в западную базу данных, а другие нет;

4. Возможность использования нескольких валют. Все отчеты по российским стандартам формируются на основе оценки операций в рублевом выражении, а их перенесение в западную базу данных осуществляется в валютном эквиваленте;

5. Комплект отчетности по российским стандартам. Внешнее устройство по автоматическому составлению отчетности должно содержать встроенные формы всех отчетов в соответствии с требованиями российских налоговых и прочих нормативных актов.

Подходы к трансформации финансовой отчетности

Для осуществления трансформации финансовой отчетности в соответствии с IAS прежде всего необходимо дать соответствующую характеристику банка и его учетной политики (УП). В процессе анализа УП чрезвычайно важен учет всех аспектов, связанных с IAS, а также стандартов IAS, имеющих отношение к деятельности кредитных организаций (остальные стандарты IAS, правда, также следует принимать во внимание на данном этапе). Кроме того, требуются анализ различий и приведение всех необходимых элементов отчетности в соответствие с IAS. Нелишним будет сказать, что качество трансформации и соответствие отчетов IAS, безусловно, зависят от уровня профессионализма специалистов.

При проведении анализа очень важно определить степень соответствия учетной политики основным принципам IAS. Как показывает практика, вследствие применения российскими банками собственной учетной политики нарушаются важнейшие принципы, принятые IAS (например, принцип осмотрительности в части начисления резерва по безнадежным ссудам и принцип надежности в части оценки активов и пассивов и т. п.). Таким образом, широкое использование в практике бухгалтерского учета основополагающих международных принципов позволяет упростить процесс трансформации отчетности с соблюдением IAS, что повышает ее достоверность.

Основные аспекты использования методики трансформации

1. Данный аспект связан с постепенным переходом отечественной системы учета на IAS, что порождает необходимость проведения трансформации бухгалтерской отчетности.
Трансформация позволяет готовить финансовую отчетность в формате, знакомом всем участникам того или иного финансового рынка. Она обеспечивает базу для сбора финансовой информации в том виде, который согласуется с системой учета и управленческими информационными системами.

2. Аспект, касающийся расходов, связанных с подготовкой бухгалтерской информации по IAS. На первый взгляд, трансформация финансовой отчетности требует наименьших расходов, так как проводится по мере необходимости (для мелких и средних банков – от одного раза в квартал до одного раза в год, что продиктовано необходимостью предоставления соответствующей информации для управления банком; для большинства крупных банков периодичность должна составлять один раз в месяц). Для крупных банков ведение двойного учета может оказаться более приемлемым решением.

Проведение трансформации финансовой отчетности в соответствии с IAS требует привлечения специально подготовленных кадров или консультантов. Для наработки опыта и знаний внутри банка необходимы время и средства, а «эксплуатация» консультантов оборачивается обычно большими затратами. Другая сторона медали: на рынке труда существует нехватка высококвалифицированных специалистов в данной области.

Независимо от того, примет ли банк решение о трансформации бухгалтерской отчетности или сочтет более удобным введение двойного учета, в обоих случаях от сотрудников банка потребуются экспертные знания и опыт. Поэтому подготовка компетентных кадров должна стать первоочередной задачей. Даже на начальном этапе ознакомления с IAS персонал банка может быть привлечен к сбору и первичной обработке данных, что позволит избежать расходов, связанных с привлечением консультантов «извне». Уже после проведения первой трансформации руководство банка быстро осознеает выгоды, полученные в результате предоставления отчетности в новом формате, от использования знаний и навыков собственных сотрудников.

Для того чтобы оценить целесообразность ведения параллельного учета или осуществления трансформации, руководство банка должно четко представлять себе, какую выгоду от данных процессов могут получить конкретные подразделения и банк в целом.

Последовательность проведения работ по трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами

I этап. Подготовка учетной информации по разделам учета и общей информации о банке в соответствующем формате.

2 этап. Анализ подготовленной учетной информации на полноту и соответствие требованиям российских ПБУ.

3 этап. Подготовка финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Для того чтобы подготовить финансовую отчетность в соответствии с IAS, необходимо:

1) внести принципиальные изменения в статьи отчетности, связанные с особенностями ведения бухгалтерского учета по международным стандартам. В результате должен быть составлен пробный баланс с измененными статьями в рублях;

2) провести группировку статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по позициям, с тем чтобы составить баланс в рублях, соответствующий требованиям международных стандартов;

3) составить отчетность в долларах США или иной иностранной валюте согласно требованиям IAS, с тем чтобы получить финансовую отчетность в твердой валюте;

4) к каждой статье полученной финансовой отчетности дать комментарии с подробными разъяснениями.

Трансформация отчетности и ведение параллельного учета как элементы технической политики кредитной организации

Осуществление трансформации финансовой отчетности и одновременное ведение учета по российским ПБУ и по международным стандартам приводят к необходимости отдельного рассмотрения технической базы подобных процессов.

Требуется дополнительный анализ затрат, сроков и технической возможности осуществления трансформации отчетности или параллельного ведения учета. Нередко именно проблемы с технической базой и отсутствие квалифицированного персонала приводят к непредвиденным затратам и даже к невозможности реализации данных проектов, что обусловливает необходимость включения их в техническую политику (ТП) банка.

Техническая политика должна отражать основные правила формирования материально-технической базы кредитной организации. Целью ее разработки является развитие материально-технической базы, которое должно быть увязано с развитием кредитной организации в целом. В ТП прописывается техническое обеспечение планируемых к реализации проектов по трансформации финансовой отчетности или по параллельному ведению бухгалтерского учета. Основной задачей ТП кредитной организации является оптимизация затрат на техническое обслуживание в зависимости от ожидаемого эффекта данного типа капиталовложений. Поскольку речь идет об автоматизации процессов трансформации финансовой отчетности и параллельного ведения учета, следует рассмотреть несколько общих моментов, связанных с автоматизацией банковской деятельности в России.

В начале 1990-х гг. многим руководителям банков, желающим воспользоваться услугами программных комплексов, казалось, что достаточно поставить на стол компьютер, приобрести автоматизированную систему управления банком, и все изменится к лучшему. Сегодня же клиенты фирм – разработчиков экономических компьютерных программ прекрасно осознают, что от переименования бухгалтерской системы в систему управления улучшений не последует (от перемены мест слагаемых сумма не меняется).

Пользователей банковских программных систем можно условно разделить на три группы. Представители первой полагают, что сегодняшняя российская софтверная индустрия в состоянии лишь в некоторой степени автоматизировать учет в банке. Представители второй группы внимательно наблюдают за развитием автоматизированных банковских систем, изучают международный опыт, но к российским разработкам относятся крайне недоверчиво. Они понимают, что системы должны помогать зарабатывать деньги, обеспечивая не только автоматизированный контроль, но и автоматизированное обслуживание клиентов. В зависимости от возможностей выбранной системы такой контроль в той или мере обеспечивается. Те, кто относится к третьей группе (приверженцев данной точки зрения, надо отметить, становится все меньше с каждым днем), считают, что российские разработчики способны создавать аналитические системы, позволяющие оптимизировать ведение финансового бизнеса.

С мнением представителей первых двух групп можно соглашаться и не соглашаться. Тем не менее на софтверном рынке в течение уже нескольких лет успешно работает целый ряд фирм, занимающихся вопросами автоматизации российского финансового рынка.

Информационные технологии – это динамичный и, самое главное, очень перспективный вид бизнеса. Фирмы-разработчики нередко совершают действия, оправданные с точки зрения получения экономической выгоды, но в дальнейшем способные отрицательно сказаться на качестве их продуктов и услуг. Они подчас пытаются расширить свою клиентуру за счет конъюнктуры рынка, но это нередко приводит к снижению качества сопровождения. Дело в том, что рост количества клиентов требует адекватного увеличения штата службы сопровождения, однако для того, чтобы новые работники превратились в первоклассных специалистов, нужно время, какой бы предварительной подготовкой и опытом они ни обладали. Сегодня требования банков к выбираемой автоматизированной системе становятся все более и более специфическими, ориентированными на индивидуальные представления о технологии работы с разными банковскими продуктами, т. е. на проводимую техническую политику. Поэтому выигрывают фирмы, не просто предлагающие готовые решения, но способные на разумных условиях и в ограниченные сроки удовлетворять запросы банков.

Что касается внедрения зарубежных автоматизированных систем в российских банках, то оно остается крайне проблематичным вплоть до настоящего времени. Это связано прежде всего со спецификой работы российских банков и определенными отличиями в учете. Сегодня такие внедрения оказались более или менее успешными лишь в банках, ориентированных на работу с западными клиентами. Все остальные попытки сводились в основном к адаптации западных автоматизированных систем к российским условиям. Как правило, результаты в данном случае выходили плачевные. Даже крупнейшие банки страны терпели на этом пути неудачу.

Поэтому, если для трансформации финансовой отчетности или параллельного ведения учета банку требуется та или иная компьютерная система, это должно быть включено в его техническую политику.

Практические советы, касающиеся приобретения и установки компьютерных систем.

При приобретении необходимой компьютерной системы прежде всего следует определиться, способна ли она вообще улучшить учет и контроль в банке. Для этого можно прибегнуть к помощи консультанта. Критерием при подборе хорошего специалиста может послужить наличие у него знаний в области ведения дел и банковской терминологии.

После принятия решения о приобретении компьютерной системы можно приступить к работе над контрактом. В контракте должна быть точно определена роль компьютерной системы (прописывается на языке, что называется, понятном руководству банка). Наличие подобного контракта дает возможность избежать покупки не подходящего для решения задач трансформации отчетности или параллельного ведения учета аппаратного и программного обеспечения.

Wall Street Journal, например, дает такой совет: «Ищите консультанта по компьютерам, который вам подходит. Избегайте тех, кто начинает с обсуждения решений. Избегайте тех, кто проявляет особую склонность к определенным видам аппаратного и программного обеспечения. Избегайте консультантов, которые не могут объяснить, что делают, потому что это слишком сложно с технической точки зрения». На первый взгляд, более логичным может показаться первоначальный выбор компьютерной системы, а затем уже ПО. В действительности же лучше начать с приобретения последнего, тем более что в банке всегда имеется какое-то количество компьютеров. Как показывает практика, правильный выбор программного обеспечения наиболее важен для успеха работы компьютерной системы.

Некоторые виды ПО могут быть использованы далеко не на всех моделях компьютеров. К сожалению, немногие руководители банков учитывают этот фактор. Поэтому не стоит удивляться, что компьютерные системы порой «не оправдывают ожиданий».

По мнению менеджера банка Bank of America Джона Холидея, компьютер хорош настолько, насколько хорошо его программное обеспечение.

Действительно, всем известно, что не сам компьютер обрабатывает информацию, а ПО. Программное обеспечение содержит набор инструкций, которые указывают компьютеру, какую работу и как необходимо ему выполнить.

Даже самый совершенный компьютер окажется лишь бесполезным электронным устройством, если ПО не будет отвечать нуждам реализуемых проектов.

Трудно бывает подобрать ПО, имея широкий выбор пакетов. Перед тем как решить этот вопрос, следует посоветоваться с коллегами, которые уже сделали свой выбор, узнать их личные впечатления, и, сами понимаете, лучше, если это не будут ваши конкуренты. Сформулируем несколько основных вопросов, ответы на которые позволяют сделать правильный выбор соответствующего ПО:

  • способен ли данный пакет программ усовершенствовать существующую систему учета и контроля в банке;
  • отвечает ли компьютер требованиям программного обеспечения;
  • насколько хорошо работает ПО именно на этом компьютере;
  • хватит ли объема памяти и графических возможностей;
  • с какой скоростью работает ПО.

Автор: