Трансформация выручки автотранспортного предприятия в соответствии с МСФО

IAS 18 Выручка

Автор:
Источник: Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия
Опубликовано: 23 июня 2009

Применимые стандарты МСФО:

IAS 18 «Выручка»;
IFRIC -13 «Программы, направленные на поддержание лояльности клиентов».

Основные положения:

ВЫРУЧКА — это валовой приток экономических выгод за период, возникающий в ходе обычной деятельности, когда такой приток приводит к увеличению собственного капитала, иному, чем за счет взносов акционеров.

В соответствии с МСФО 17 выручка от продажи товаров признается, когда удовлетворяются все перечисленные ниже критерии:

  • значительные риски и вознаграждения, связанные с владением товарами переходят к покупателю;
  • компания больше не контролирует проданные товары и не использует их в собственных интересах;
  • сумма выручки может быть определена с достаточной степенью уверенности;
  • существует высокая степень уверенности в том, что экономические выгоды, связанные с продажей товаров, будут получены;
  • понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой, могут быть измерены с достаточной степенью уверенности.

Выручка в соответствии с МСФО оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого вознаграждения, за вычетом торговых или оптовых скидок и возмещаемых налогов.

В российском бухгалтерском учете порядок признания выручки регламентируется ПБУ 9/99 «Доходы организации». Несмотря на то, что на первый взгляд в указанном ПБУ отражены схожие принципы признания выручки, при трансформации могут потребоваться корректировки для следующих типов доходов:

  • начисление бонусных баллов по программам лояльности клиентов;
  • реклассификация видов доходов в состав выручки или, наоборот, из состава выручки в состав прочих доходов.

Программы лояльности клиентов

Автотранспортные предприятия могут использовать различные программы поощрения клиентов, под которыми понимаются программы, целью которых является стимулирование покупателей к покупке товаров либо услуг. В случае если покупатель покупает товар либо услугу, компания начисляет покупателю «бонусные баллы» (за ремонт автомашины, приобретение автомобиля, установку доп. оборудования и т.п.), которые покупатель может в дальнейшем использовать путем бесплатного получения товаров, работ или услуг компании либо получения скидки на товары, работы или услуги.

Программы лояльности могут быть реализованы различными способами. От покупателя может требоваться накопление определенной суммы «бонусных баллов» перед тем, как он сможет использовать их. Автотранспортные предприятия могут организовывать и реализовывать программу лояльности клиентов самостоятельно либо участвовать в программе, организованной третьей стороной.

В соответствии с IFRIC-13 бонусные единицы необходимо отражать по справедливой стоимости как отдельно идентифицируемый компонент сделок продажи, в рамках которых они были предоставлены. Справедливая стоимость полученной или причитающейся к получению компенсации в отношении первоначальной продажи распределяется между бонусными единицами и другими компонентами продажи, уменьшает величину признанной выручки и увеличивает величину обязательства по предоставлению скидки, учитываемого в составе доходов будущих периодов.

Справедливую стоимость бонусных единиц следует определять на основании профессионального суждения при помощи справедливой стоимости скидок на услуги или продукцию, на которые их можно обменять. При этом доходы, отнесенные на бонусные единицы, признаются в качестве выручки, когда бонусные единицы погашены и компания выполнила обязательства по предоставлению скидки.

Пример 1

Автотранспортное предприятие «Автотрейд» установило следующее правило продажи и автомобилей, и услуг автосервиса:

1 приобретенный автомобиль = 10000 бонусов.
1000 рублей при оплате услуг автосервиса = 100 бонусов.

В конце календарного месяца бонусы суммируются, и на бонусную карту начисляется скидка, которая соответствует набранному количеству бонусов. Скидка действует в течение года и распространяется на услуги автосервиса. Размер скидки зависит от набранного количества баллов:

бонусы

Скидка, %

0-1000

1 %

1001-2000

2,5 %

свыше 2001

5 %

Например, 1 июня 2009 г. покупатель приобрел автомобиль и, таким образом, набрал 10 000 бонусов. В июле для данного покупателя будет действовать скидка 5 %. Если до июня 2010 г. следующего года покупатель не сделает новых покупок, то начиная со 2 июня 2010 г. скидка будет 0 %. Если в мае 2010 покупатель воспользуется услугами автосервиса на 10 000 рублей, то скидка, начиная со 2 июня 2010 г., составит 1 % (10 000/1000*100 = 1000 бонусов).

В соответствии со стандартами МСФО необходимо определить справедливую стоимость «бонусных баллов», начисленных при продаже товаров, работ и услуг, и учесть их как отдельный компонент операции по продаже.

Справедливая стоимость полученного вознаграждения — это стоимость, по которой «бонусные баллы» могут быть проданы отдельно. В ситуации, когда справедливая стоимость «бонусных баллов» недоступна в явном виде, справедливая стоимость «бонусных баллов» должна быть оценена (оценка, представленная в примере, является условной и не регламентирована стандартами). В нашем случае «бонусные баллы» определяет процент скидки на стоимость услуг автосервиса. Поскольку бухгалтер не может выполнить такого рода оценку самостоятельно, он направляет запрос в коммерческий отдел следующей информации:

  1. Общий фактический размер предоставленных скидок в 2008 году.
  2. Количество держателей карт в разбивке (на дату запроса) по группам скидок:

Скидка, %

Количество держателей карт

1 %

 

2,5 %

 

5 %

 

В соответствии с оценкой отклика по данной программе лояльности бухгалтер получил информацию о том, что в 2008 году в совокупности было предоставлено скидок на 10 млн. рублей при годовой выручке в 900 млн. рублей. Цена автомобиля составляет 1 млн. рублей. Количество держателей карт на 30 июня 2009 г. (дата трансформации полугодовой отчетности) распределилось следующим образом:

Скидка, %

Количество держателей карт

1 %
2,5 %
5 %

100
400
50

При этом осуществляются следующие корректировки:

Дт Выручка от реализации Величина продажи (1 000 000) * Величину средней скидки по выпущенным картам ((100*1% + 400*2.5%+50*5%)/(100 + 400 + 50)) * Процент использования скидок от выручки (10 млн./900 млн.) = 27 272 руб.

Кт Доходы будущих периодов 27 272 руб.

По мере использования бонусных баллов (течения времени) в учете признается выручка с соответствующим уменьшением величины доходов будущих периодов. Например, за июль 2009 г. необходимо сделать следующую корректировку:

Дт Доходы будущих периодов 27 272 * 1/12 = 2 273 руб.
Кт Выручка от реализации 2 273 руб.

Реклассификация части выручки в прочие доходы

Необходимость в данной поправке возникает в силу того, что с точки зрения всей компании деятельность отдельных подразделений не является основным видом деятельности. Например, если основной доход компания получает от продажи автомобилей, то выручка от реализации услуг автосервиса является прочей деятельностью. Соответственно, все доходы от такого рода деятельности должны быть представлены в отчетности по строке прочие доходы.

Для выполнения данного требования в Системе выполняется автоматическая поправка, которая переносит доходы банков с позиций доходов на позицию прочих операционных доходов.

Пример 1

Автотранспортное предприятие «Автотрейд» реклассифицирует выручку от услуг автосервиса в состав прочих доходов. Величина выручки по данным услугам составила 30 млн. рублей. Себестоимость услуг составила 20 млн. рублей:

Дт Выручка от реализации 30 млн. руб.
Дт Прочие расходы 20 млн. руб.
Кт Прочие доходы 30 млн. руб.
Кт Себестоимость реализации 20 млн. руб.

Автор: