Ценные бумаги Ярославской области

Корпоративное управление

Автор:
Опубликовано: 20 сентября 2010

Корпоративная политика акционерных обществ и её влияние на рынок ценных бумаг Ярославской области

Фондовый рынок в Ярославской области стал формироваться параллельно с проведением приватизации объектов различных форм собственности. Вторичный рынок ценных бумаг региона характеризуется в основном проведением сделок с акциями нескольких Ярославских эмитентов. Как показывает мониторинг ведущих предприятий основных отраслей народного хозяйства области, большинство руководителей не готовы к дополнительным эмиссиям как источнику привлечения средств на модернизацию и технического перевооружение производства. Они по-прежнему ориентируются на кредитные ресурсы банков, используя, когда это возможно, гарантии администрации.

Что касается вида ценных бумаг, эмитируемых акционерными обществами, то их абсолютное большинство составляют акции. К сожалению, у региональных эмитентов не пользуется популярностью выпуск именных бездокументарных облигаций, которые в условиях слабости фондового рынка могли бы служить эффективным механизмом привлечения средств для финансирования деятельности предприятий. Столь низкий интерес эмитентов, возможно, объясняется спецификой и ограничениями, свойственными эмиссии облигаций, отсутствием опыта у руководства предприятий и т. д Причины и мотивы, по которым предприятия осуществляют эмиссию ценных бумаг, достаточно разнообразны и у каждого из эмитентов свои. Подавляющее большинство выпусков ценных бумаг в регионе зарегистрировано при учреждении акционерных обществ. В целом же, преобладание этого вида эмиссий может свидетельствовать о том, что большая часть акционерных обществ региона находится на начальном этапе корпоративной деятельности, переживая свое формирование и становление. В настоящее время лишь некоторые эмитенты, осуществляющих эмиссию ценных бумаг, в той или иной степени целенаправленно работает со своим акционерным капиталом. При этом преследуются самые различные цели: от передела собственности до привлечения инвестиций на развитие производства. Сказанное подтверждается тем, что значительная доля зарегистрированных выпусков приходится на дополнительные выпуски, размещаемые эмитентами по закрытой подписке (что дает возможность перераспределения собственности в акционерных обществах). Работа с акционерным капиталом сегодня может расцениваться как самостоятельная «наука», для которой нужны и специфические знания, и опыт, и специалисты.

Эмиссионная деятельность предприятий, их активность, как известно, является основой для привлечения средств и развития производства. Но сегодня решением задачи привлечения инвестиций занимается еще пока очень незначительная часть предприятий региона. Доля ценных бумаг, эмитированных с целью привлечения инвестиций (долгосрочных, среднесрочных) крайне низка.

У ряда региональных предприятий инвестиционные проекты, предполагающие эмиссию ценных бумаг, находятся на разных стадиях разработки и продвижения. Несмотря на то, что привлечение инвестиций является важной задачей для многих предприятий, решение ее зависит от многих факторов: от общеполитических условий и социально-экономической ситуации в стране, от привлекательности конкретного региона. И для инвестора важное, порою решающее значение имеют региональные факторы: информационная открытость предприятия и готовность руководства к привлечению инвестиции; наличие на предприятиях квалифицированных специалистов, способных разрабатывать и реализовывать конкретные инвестиционные проекты; наличие местной законодательной базы по защите инвесторов и т. д.

По оценкам специалистов региональный фондовый рынок можно считать достаточно «продвинутым» рынком, накопившим значительный опыт работы и уже имеющим развитую инфраструктуру. Вместе с тем, сохраняется еще целый ряд негативных моментов, не позволяющих обеспечить эффективное привлечение инвестиций. Большинство из них связаны с перестройкой старой экономической системы и ломкой социалистического менталитета хозяйственных руководителей. Эти проблемы не могут быть одномоментно преодолены разовыми мероприятиями законодательного или организационного характера, а требуют последовательной, постепенной работы по созданию новых правил «игры» в экономике, по стимулированию участников экономического процесса и следовать этим правилам.

К настоящему моменту в сфере формирования цивилизованного рынка инвестиций ситуация следующая. На открытый региональный фондовый рынок вышли почти 20 предприятий Ярославской области, что составляет около 0,5% всех открытых акционерных обществ, а на рынок общероссийский – менее семи региональных эмитентов. Фактически, на организованном рынке ценных бумаг (РТС, биржи) реальная торговля ведется акциями лишь нескольких предприятий Ярославской области (Яртелеком, Ярэнерго, Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез).

Большинство корпоративных ценных бумаг, обращающихся на рынке, имеют низкую инвестиционную привлекательность и сегодня крайне малоликвидны, несмотря на тот факт, что эмитенты этих ценных бумаг имеют высокие фундаментальные показатели. Отсюда – невысокая активность реальной торговли ценными бумагами, существенная недооценка акций и низкий уровень капитализациипредприятий. За редким исключением, сегодня идет торговля акциями первой эмиссии, выпущенными в период создания акционерного общества. Она имеет ярко выраженный спекулятивный характер и, чаще всего, не приносит реальных финансовых средств в производство.

Подавляющее большинство новых эмиссий ценных бумаг связано с переоценкой основных фондов и осуществляется без привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Планомерная работа с акционерным капиталом и более полное использование механизмов фондового рынка позволило бы предприятиям решать проблему привлечения инвестиций более успешно. Кроме общих сложностей, связанных с финансовым кризисом в стране и отсутствием в этих условиях инвестиционной привлекательности у большинства предприятий, негативное влияние на развитие регионального фондового рынка продолжают оказывать такие факторы, как:

  • слабость производственного и финансового менеджмента, а именно, отсутствие у большинства, предприятий как проработанных бизнес-планов и качественных инвестиционных проектов, под реализацию которых может привлекаться дополнительный акционерный капитал, так и знаний о правилах работы на фондовом рынке и практического опыта в подготовке и размещении новых эмиссий;
  • зачастую, незаинтересованность владельцев контрольных пакетов акций или руководителей предприятий в привлечении инвестиций, в результате чего неизбежно перераспределение акционерного капитала, а следовательно, потеря абсолютного контроля над предприятием.
  • недостаточное развитие организационных механизмов и финансовых инструментов для привлечения инвестиций, в том числе сбережений населения;
  • слабая правовая защищенность инвесторов от недобросовестных эмитентов и профессиональных участников фондового рынка;
  • неэффективная система налогообложения участников фондового рынка;
  • низкий уровень раскрытия информации об акционерных обществах и недостаточная прозрачность фондового рынка в целом.

Для преодоления воздействия этих факторов необходима работа по повышению инвестиционной привлекательности АО и увеличению количества «голубых фишек» Ярославской области. Для эмитентов это прежде всего означает совершенствование системы корпоративного управления предприятием и использование стандартов раскрытия информации. Для рынка инвестиционных услуг в целом, это – наличие работающего механизма раскрытия информации в России. Развитие эффективных форм корпоративного управления и перестройка системы управления приватизированными предприятиями позволит создать и укрепить институт эффективного собственника.

В последнее время из средств массовой информации можно узнать, что крупнейшие российские предприятия тратят огромные средства на повышение информационной прозрачности, улучшения норм внутреннего контроля, принятие и реализацию корпоративной политики эмитента, выраженной в Корпоративном кодексе предприятия. Следует отметить, что понятие Корпоративный кодекс на развитых фондовых рынках существует уже достаточно давно, в России же существует и проходит обсуждение проект данного документа, разработанный при непосредственном участии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Основная задача Кодекса заключается в защите определенного круга участников корпоративных отношений (в том числе миноритарных акционеров) от потенциального произвола (неэффективной деятельности) со стороны наемных менеджеров. Цель – обеспечение гарантий на получение дохода внешним инвесторам.

Основные принципы: доверие между участниками корпоративных отношений; постоянное совершенствование стандар-тов корпоративного поведения; равное отношение к акционерам. Корпоративная политика затрагивает следующие блоки: этические стандарты корпоративного поведения; права акционеров; органы управления общества; сделки общества; раскрытие информации. Целенаправленная работа акционеров и руководства предприятий по реализации этих элементов является неотъемлемой частью стратегии развития предприятия, что будет способствовать росту оценки стоимости ценных бумаг рынком.

Рассмотрим один из наиболее частых примеров из российской практики: эффективно работающее предприятие, имеет значительную прибыль по итогам года и при этом отказывается платить дивиденды своим акционерам под различными предлогами. При этом, мелкие акционеры, как правило, не имеют эффективных рычагов воздействия на руководство и не могут участвовать в процессе распределения прибыли. Совет директоров, как правило, состоит из особо доверенных лиц руководства предприятия. Существует и множество других примеров, когда права акционеров на получения части прибыли или информации о деятельности предприятия нарушаются. Однако, как показывает российская практика, эти процессы проявляются на определенном этапе развития предприятия. Когда собственник начинает осознавать необходимость привлечения средств для дальнейшего развития через рынок ценных бумаг (где, в принципе, наиболее дешевые деньги) путем выпуска акций и облигаций, ему необходимо привлечь инвесторов, для чего надо систематически показывать стабильные положительные результаты деятельности предприятия и продемонстрировать информационную открытость. Когда данные мероприятия проводятся грамотно и системно, рынок замечает подобные ценные бумаги, что сразу же сказывается на их котировках, которые могут вырасти в несколько раз.

В настоящее время на российском рынке кроме спекулянтов начинают работу иностранные инвестиционные фонды, которые ориентируются на принятые стандарты работы предприятия, в том числе и по отношению к акционерам. Когда инвестор знает, что ему обеспечена гарантия на его вложения в виде выплаты дивидендов или процентов, то он смело приобретает эти ценные бумаги в отличие от случаев, когда предприятие просто игнорирует права мелких акционеров.

На протяжении последних лет наблюдается постепенное понимание акционерными обществами права акционеров на доступ к финансовой отчётности предприятия и ряду других документов, что регламентируется соответствующими положениями российского законодательства по рынку ценных бумаг. Практически не осталось таких эмитентов, в которых рядовому акционеру могли бы отказывать в получении информации. К сожалению, этот процесс развивается недостаточно быстро и зачастую носит субъективный подход в реальных ситуациях. В идеальном варианте, это должна быть отработанная процедура обращения за информацией и её получения для всех заинтересованных лиц. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее остаются некоторые казусы в отношениях между акционерами и предприятиями-эмитентами. На практике получается, что редкое акционерное общество предоставит бухгалтерскую отчётность стороннему заинтересованному лицу-неакционеру, хотя данная информация общедоступна и должна быть опубликована в средствах массовой информации. В то же время имидж предприятия страдает. Можно встретить такую логику на предприятиях: сначала пусть придёт инвестор, а потом мы всё ему покажем и расскажем. Но как на такое предприятие может прийти инвестор, когда информация о предприятии в условиях «закрытости» до него просто не дойдёт? При разработке информационной политики предприятия необходимо дистанцироваться от подобной практики и следует понимать, что управляемый имидж и информация о предприятии прямо или косвенно позитивно влияют на его положение на рынке. Принятие Кодекса корпоративного уп-завления российскими компаниями окажет "лагоприятное влияние как для самих предприятий, так и для российского фондового рынка в целом. И хотя этот процесс не будет происходить быстро, региональным предприятиям, планирующим выход на открытый фондовый рынок уже сейчас стоит задуматься о разработке и реализации элементов данного кодекса для создания



Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях, холдингах и акционерных обществах России", Ярославль, 16-17 апреля 2002г.»

(состоит из 7 статей)

Ценные бумаги Ярославской области (20 сентября 2010)

Информационная прозрачность (20 сентября 2010)

Развитие законодательства о залоге (20 сентября 2010)

Сравнительный менеджмент в банковской сфере (20 сентября 2010)

Телекоммуникационные технологии (20 сентября 2010)

Нормы и стандарты управления в условиях перехода банков на МСФО (20 сентября 2010)

Региональные банки – административные ресурсы (20 сентября 2010)