Управляем долгом. Как финдиректору грамотно подойти к подготовке и проведению реструктуризации задолженности

Практика

Автор:
Источник: &.ФИНАНСИСТ
Опубликовано: 25 Июля 2009

Грамотное управление долгом в кризисный период даст возможность удержать компанию на плаву и не допустить ее ликвидации. Но для реального понимания ситуации с задолженностью предприятия перед кредиторами и возможностью получения дебиторской задолженности необходим комплексный анализ состояния дел.

Реструктуризация задолженности включает в себя подготовку и исполнение ряда сделок, направленных на уступки со стороны кредиторов взамен на определенные активы или всевозможные соглашения, которые увеличат возможность платежей по задолженности и в конечном результате помогут предприятию избежать ликвидации. Этот процесс имеет важное значение и с юридической, и с финансовой точки зрения, поэтому предполагает вовлечение специалистов как минимум из этих двух сфер.

Формируем базу задолженности

Первый этап реструктуризации задолженности — создание своего рода базы данных с анализом текущей задолженности предприятия, а также разделение общей задолженности на первоочередных и второстепенных кредиторов. Задолженность должна включать в себя не только основную сумму, но также проценты и пеню в случае возникновения просрочки. При составлении такой базы данных в виде таблицы следует разбить кредиторов на первоочередных и второстепенных. В данном случае такая разбивка происходит в основном по критерию последствий неплатежей. Соответственно такие кредиторы, как банки, владеющие залогом в виде активов или акций, государство и контрагенты — достаточно влиятельные партнеры, — должны попасть в первоочередные кредиторы. Неуплата по данному типу задолженности может привести к крайне негативным последствиям для компании — взысканию на активы или акции либо обращению в суд.

На данном этапе желательно привлечь юридического консультанта для анализа этих соотношений, потому что только юрист может определить возможность обращения в суд.

На этом этапе происходит также детальное изучение существующих кредитных договоров. К сожалению, большинство заемщиков невнимательно читают кредитные договоры при оформлении кредита, а банки неохотно меняют их условия. Поэтому часто кредитные договоры содержат ошибки, а иногда даже прямые противоречия законодательству. Соответственно при составлении таблицы задолженностей подобные оплошности могут быть использованы при проведении переговоров с кредиторами с целью убедить их снизить некорректно оформленные требования. По окончании переговоров необходимо подписать акт, подтверждающий сумму долга. Так или иначе, любые неточности договора можно использовать как аргумент в переговорах при реструктуризации. Как правило, данная таблица составляется на шестимесячный период, чтобы получить более четкое представление о предстоящих платежах.

Такая же база данных создается и по дебиторской задолженности. Фактически составляется таблица по первоочередным и второстепенным должникам с формированием групп должников. В этом случае снова необходимо привлечение юридического консультанта для определения того, взыскание какой задолженности является реальным, а какую можно временно перенести в колонку «безнадежная».

Рассчитываем денежные потоки

Следующий этап — определение предстоящих доходов и расходов предприятия в прогнозируемом периоде. Так, в доходы предприятия можно внести все денежные поступления: выручку от продаж, взыскание дебиторской задолженности, процентный доход, доход от продажи активов и др. Опять же, в данном случае необходима совместная работа финансовых и юридических специалистов.

Следующий шаг — расчет необходимых платежей, в который входят налоговые платежи, закупки товаров и сырья, коммерческие расходы, платежи по услугам, заработная плата и общепроизводственные затраты.

После составления таких баз данных и проведения анализа их достоверности должна получиться сумма денежных средств, свободных для оплаты долга. Если она окажется меньше необходимой для покрытия задолженности, то следует предпринять определенные меры для реструктуризации.

Существует ряд методов увеличения денежных средств при их поступлении. Для этого имеются механизмы переуступки прав требования или взыскания дебиторской задолженности со скидкой. Также возможна продажа непроизводственных активов или их обмен. Как правило, данный этап включает в себя проведение переговоров с дебиторами, которые предполагают предоставление скидки при уплате или дебиторской задолженности.

Скидку следует предложить тем, кто вряд ли заплатит в ближайшем будущем, или тем, с кем вы хотите поддерживать хорошие отношения. Дисконт можно предлагать также дебиторам, которые, скорее всего, будут эффективно противостоять любым юридическим действиям по взысканию.

При определении размеров скидки нужно проанализировать, в какой степени дебитор стремится погасить свою задолженность, затраты, связанные с судопроизводством против дебитора, а также размер скидок, принятых в данной ситуации. Обычно скидки от 5 до 10% недостаточно привлекательны для покупателей. При переуступке права третьей стороне обязательно будет рассматриваться ряд вопросов.

  • Насколько корректно задокументированы требования?
  • Насколько дорогостоящим является процесс взыскания?
  • В какой мере он может быть определен и прозрачен во времени?
  • Существуют ли другие стороны, которые захотят обратить взыскание?
  • Можно ли найти клиентов, которые хотели бы купить требования и погасить свои долги перед кредиторами?
  • Есть ли возможность найти партнера, компанию, которые имели бы значительное влияние на должника или хотели бы купить его бизнес?

Уменьшаем обязательства

Следующий этап реструктуризации — уменьшение обязательств, или их конфирмация. Одним из способов уменьшения обязательства является обмен активов компании на различные уступки со стороны кредиторов, например, возвращение суммы задолженности или уменьшение объема поставок и суммы задолженности. При этом предприятие не должно ограничиваться своей продукцией. Наоборот, ему надо принимать во внимание любые активы: производственные, недвижимость, облигации других предприятий, банков и проч. Перед тем как предлагать данные активы для реструктуризации долга, необходимо провести анализ. Насколько важны данные активы для производства? Действительно ли они в настоящее время используются неэффективно? Какие затраты несет предприятие на хранение этих активов? Будет ли более выгодным продать эти активы, нежели оставить их у себя?

Очередным вариантом реструктуризации является освобождение от уплаты долга взамен на пакет акций предприятия. В сущности, это и есть заключение соглашения между кредитором и собственником предприятия, который готов переоформить долю предприятия в обмен на рассрочку или прощение кредита предприятия.

Еще одним вариантом реструктуризации можно считать зачет взаимных требований. Так, предприятию следует рассмотреть, с какими из кредиторов у него вероятно возникновение взаимных задолженностей, которые могут быть зачтены. Более сложный механизм — многосторонний взаимозачет задолженностей. Так, например, предприятие А может иметь задолженность перед предприятием Б, предприятие Б имеет задолженность перед предприятием В, а предприятие В — перед предприятием А. Очевидно, что все эти долги можно аннулировать, но Б не знает о том, что В является должником А. Сложность такой схемы состоит в определении цепочки дебиторов, кредиторов и получении необходимой информации. Для этого в последнее время создаются разного рода базы, помогающие кредиторам и дебиторам находить друг друга и проводить многофункциональный зачет задолженностей за определенное вознаграждение посредникам.

Если задолженность дебиторов перед кредиторами ничем не обеспечена, можно предложить обеспечение за поддержку кредита при его возможной рассрочке. Кроме того, если обеспечением выступает продукция, которая сегодня не является ликвидной, банку можно предложить более надежное обеспечение в счет рассрочки или уменьшения самого долга. Существует также возможность преобразования задолженности в вексельные обязательства.

Основной переговорный аргумент — предоставление кредиторам различных вариантов ликвидации компаний и выплат после нее. Для этого должна рассчитываться стоимость предприятия. Здесь мы говорим не о балансовой стоимости, а о реальной цене за активы, которую на сегодняшний день можно получить с учетом амортизации. При ликвидации предприятие должно показать конкретные цифры. Для установления доверительных отношений кредиторам необходимо предоставить полную финансовую информацию, возможно, даже доступ к учетным данным.

Переговоры между кредиторами и дебиторами достаточно затяжной и тяжелый процесс. Участие как финансистов, так и юристов обязательно для составления объективной картины перед должниками и кредиторами.

Автор: