Внедрение МСФО в России: 25 рекомендаций по обеспечению перехода к МСФО

Обзор МСФО
Источник: Материалы с конференции «Международные стандарты финансовой отчетности – переход на МСФО в России», 23-24 ноября 2004 г, Москва
Опубликовано: 16 сентября 2005

Введение
Деятельность Рабочей группы по внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) исходит из работы Круглого стола по корпоративному управлению в России1. В 2002 году российский Круглый стол издал Белую книгу по вопросам корпоративного управления, в которой даются согласованные приоритеты реформ и рекомендации о том, как повысить качество корпоративного управления в Российской Федерации. В числе рекомендаций Белой книги, в качестве значительного компонента повышения прозрачности указывается быстрый переход на МСФО в полном объеме для компаний с биржевым листингом и компаний без листинга с широким кругом собственников. Из российских экспертов и экспертов ОЭСР была образована группа, задачей которой стало определение приоритетов для достижения этой цели. В 2004 году Рабочая группа провела ряд встреч, итогом которых стал настоящий документ.
Цель настоящего доклада состоит в том, чтобы представить рекомендации Рабочей группы по краткосрочным приоритетам для перехода на МСФО в России. Цель состоит в том, чтобы усовершенствовать систему корпоративного управления, что сегодня широко признается необходимым фактором для создания благополучных компаний, целостного финансового рынка и привлекательного инвестиционного климата. Прозрачность в корпоративной среде — это особенно важный компонент хорошего управления, обеспечивающий защиту как индивидуальных, так и институциональных акционеров. Для принятия взвешенных экономических решений акционерам и потенциальным инвесторам требуется точная и надежная информация. МСФО отвечают этим требованиям.

Хотя за последние несколько лет Россия достигла существенного прогресса на пути улучшения управления и повышения прозрачности, России важно сохранить набранные темпы реформ. В России уже был предпринят ряд попыток ввести МСФО. Все они отличались различной степенью успешности, но ни одна из них не увенчалась полным успехом. На момент написания данного доклада условия для перехода на МСФО обнадеживают, органы власти выражают желание достичь успеха реформ в этой области. Благодаря недавним институциональным изменениям и уточнению распределения обязанностей, в течение 2004 года перспективы успешной реализации реформы стали гораздо более обнадеживающими, чем в предыдущие годы.
Настоящий доклад предназначен для использования правительственными организациями, частными институтами и другими заинтересованными сторонами, участвующими во внедрении МСФО в Российской Федерации. В деятельности Рабочей группы и подготовке доклада активно участвовали Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР), Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли. Следовательно, настоящий доклад представляет собой общее видение процесса реформ и приверженность выполнению представленных в нем рекомендаций, применяя их на практике. Доклад также предназначен для использования международными организациями, оказывающими техническую помощь в этой области, а также другими странами, планирующими внедрение МСФО.

Москва, 11 ноября 2004 г.

Рабочая Группа по внедрению МСФО в России

Благодарности
ОЭСР выражает благодарность членам Рабочей группы, которые потратили много времени и сил на подготовку этого доклада. Консультативные встречи и регулярный обмен корреспонденцией по электронной почте дали великолепный результат. Практический опыт, представленный Рабочей группой для этого доклада, преобразовался в реальные рекомендации, которые будут в значительной степени способствовать переходу России на МСФО. Члены Рабочей группы подтвердили свою готовность работать над рекомендациями в этом докладе и стимулируют всех членов Круглого стола по корпоративному управлению России участвовать в этой работе. По просьбе Рабочей группы, ОЭСР обязуется поддерживать этот процесс в 2006 г. путем осуществления оценки внедрения рекомендаций.

«Этот доклад, подготовленный Рабочей группой, стаи практически первым опытом реалистичного взгляда на то, как должен быть организован процесс перехода России к широкому применению МСФО. В результате, предложены совершенно конкретные и реализуемые меры.» Леонид Шнейдман, Министерство финансов России

Резюме Рабочая группа по внедрению МСФО в России обозначила 25 аспектов в 4 областях, которые будут способствовать процессу перехода России на МСФО и над которыми будут работать участники Рабочей группы.
1) При расстановке приоритетов и определении масштаба перехода, сначала МСФО необходимо применять только к крупным компаниям с листингом, к регулируемым финансовым институтам и компаниям, представляющим значительный национальный интерес. В краткосрочной перспективе МСФО должны стать обязательными для консолидированных счетов.
2) Необходимо ввести критерии для одобрения МСФО, с четким разделением функции принятия решений по разработке стандартов и функции одобрения. Кроме того, интерпретация стандартов должна остаться в ведении Комитета по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО).
3) С самого начала основной задачей должно быть обеспечение соблюдения МСФО, включая надлежащие стандарты и практику аудита, а также усиление механизма надзора за деятельностью профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
4) В среднесрочной перспективе есть смысл в пересмотре Российских стандартов бухгалтерской отчетности (РСБУ) с конечной целью иметь единый набор стандартов.

Ожидается, что введение МСФО в Российской Федерации принесет существенные выгоды для целого ряда заинтересованных лиц. Рабочая группа верит, что эти выгоды перевесят краткосрочные затраты. Выгоды от высокого качества финансовой отчетности наиболее очевидны для компаний, которым требуется привлечь средства от внешних инвесторов. Последние захотят увидеть, помимо прочего, финансовые отчеты, доступные их пониманию, которым они могли бы доверять. С точки зрения менеджмента, благодаря новым стандартам, финансовые показатели и результаты компании станут более прозрачными. Благодаря новым стандартам, государственные деятели смогут укрепить рынок капитала России, а органы регулирования смогут воспользоваться укреплением надзора и правоприменения. В более широком смысле, другие заинтересованные лица выиграют от общего повышения уровня прозрачности счетов компании.

  • 1. ЗАДАЧИ

Первоначальное внедрение МСФО представляется сложным ввиду их принципиальных отличий от существующей практики, основанной на различных исторических, культурных и правовых традициях.

Эти различия коренятся в основополагающих определениях и концепциях. Во избежании путаницы, ниже даны определения терминов, используемых в настоящем документе. В целях настоящего документа счетоводство – это рутинный процесс ведения бухгалтерских проводок и первичного отражения операций компании. Бухгалтерский учет – это функция, начинающаяся с систематического учета сделок, но включающая также анализ операций предприятий. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, как правило, представляет собой усилия по представлению финансовых показателей компании и оценке того, насколько хорошо или плохо компания использовала средства, доверенные ей акционерами. Наконец, аудит – это изучение бухгалтерских отчетов и лежащих в их основе данных с тем, чтобы установить, правильно ли представлены эти отчеты в соответствии с общепризнанными принципами бухгалтерского учета. Аудиторскую деятельность осуществляют имеющие соответствующую лицензию аудиторские фирмы или аттестованные и лицензированные индивидуальные аудиторы. Сам аудит осуществляется в соответствии с собственными принципами и стандартами.

МСФО ставят концептуальную задачу. Основной проблемой внедрения МСФО является понимание и принятие концепции «содержание превыше формы». МСФО написаны как концептуальный документ, который можно охарактеризовать как подход к бухгалтерской отчетности, ставящий «содержание превыше формы». Например, в них нет ссылок на дебет и кредит, нет инструкций по бухгалтерским проводкам, нет номеров счетов, нет инструкций о том, как должны выглядеть документы по тем или иным сделкам, нет указаний о том, как часто следует проводить инвентаризацию или следует ли взыскивать убыток с виновного в случае выявления недостачи при инвентаризации. В России, как и в некоторых других странах, нормы регулирования бухгалтерского учета традиционно носили в значительной степени директивный характер и в силу этого подталкивали к применению подхода «форма превыше содержания». Действительно, бухгалтеры могут скрупулезно следить за тем, чтобы документы были правильными по форме. Однако, форма может неточно отражать содержание. В тех странах, где бухгалтеры мало сталкивались (или вообще не сталкивались) с концепцией «содержание превыше формы», бухгалтеры могут оказаться неготовыми применять ее на практике.

В России бухгалтерская отчетность компаний должна развиваться, чтобы соответствовать новым потребностям рынка. До 90-х годов российский бухгалтер представлял собой высококвалифицированного служащего, который предоставлял информацию, необходимую государству для национальной статистики и управления. Эта информация никогда не предназначалась для использования финансовыми рынками, для целей корпоративного управления или защиты инвесторов. В условиях новой рыночной экономики России, кардинальным образом изменились как пользователи информации, так и их потребности, и отчетность компаний должна развиваться, чтобы отвечать потребностям и запросам меняющихся пользователей. Сейчас настало благоприятное время для осуществления этих изменений одновременно с государствами-членами Европейского Союза, которые вводят МСФО для консолидированной отчетности компаний, имеющих биржевой листинг. Требование рынка, главным образом, создает необходимость изменений.

  • 2. ВЫГОДЫ

Долгосрочные выгоды МСФО перевесят затраты, связанные с переходом на них. Хотя введение МСФО связано с затратами, долгосрочные выгоды МСФО их перевесят. Этого нельзя сказать о разработке самостоятельных российских стандартов финансовой отчетности. Разработка чисто российского свода стандартов бухгалтерской отчетности для компаний с листингом обойдется слишком дорого и будет невыгодной для России в долгосрочной перспективе.

В конечном итоге, переход на МСФО необходим для тех российских компаний, которые стремятся снизить стоимость финансирования как на национальном, так и на международном рынках, а также для тех, кто хотел бы иметь возможность осуществлять международную торговлю с минимальными препятствиями. В случае привлечения финансовых средств внутри страны, существенной выгодой могут стать хорошие местные стандарты, понятные для всех и действительно отражающие экономическое состояние компании. По мере того, как на банки усиливается давление с тем, чтобы они улучшили процессы принятия решений по вопросам кредитования и резервирования по кредитам, увеличится необходимость получения более развернутой отчетности от клиентов. Привлечению финансовых средств на международном рынке помогают отчеты, подготовленные в соответствии со стандартами, которые понятны инвесторам, кредиторам, фондовым биржам и органам регулирования.

"Россия имеет возможность внедрить высококачественную систему финансовой отчетности, которая в значительной степени улучшит функционирование рынков капитала и сделает инвестиции в страну более привлекательными»,
Джеффри Митчелл, Европейская федерация бухгалтеров, Великобритания.

Тем не менее, выгоды от внедрения МСФО в России не ограничиваются снижением стоимости капитала и упрощением международных операций. Рабочая группа определила и обсудила ряд преимуществ, которые получит широкий круг заинтересованных лиц. Некоторые из этих преимуществ представлены ниже.

Выгоды для компаний:

  • Повышение качества информации для принятия решений менеджерами
  • Облегчение доступа к капиталу, в том числе из иностранных источников
  • Снижение стоимости капитала
  • Простота применения единых стандартов отчетности в дочерних компаниях, зарегистрированных в различных странах
  • Упрощение слияний и поглощений
  • Повышение конкурентоспособности

Выгоды для инвесторов:

  • Повышение качества информации для принятия решений
  • Укрепление доверия к представленной информации
  • Лучшее понимание рисков и доходности
  • Компании могут быть сопоставлены с аналогичными компаниями

Выгоды для государственных деятелей:

  • Укрепление российского рынка капитала и повышение его привлекательности
  • Облегчение доступа к мировым рынкам капитала
  • Содействие привлечению межгосударственных инвестиций

Выгоды для национальных органов регулирования

  • Укрепление надзора и правоприменения органами регулирования
  • Повышение стандартов раскрытия финансовой информации
  • Повышение качества информации для участников рынка в целях регулирования на основе раскрываемой информации
  • Более широкие возможности по привлечению и мониторингу листинга иностранных компаний

Выгоды для других заинтересованных лиц

  • Повышение доверия и улучшение экономических перспектив для бухгалтерской и аудиторской профессий.
  • Повышение прозрачности компаний за счет улучшения отчетности
  • Улучшение отчетности по новым и иным аспектам бизнеса
  • 3. РЕКОМЕНДАЦИИ
  1. Приоритеты перехода
  2. Одобрение и интерпретация; построение возможностей для внедрения.
  3. Обеспечение соблюдения
  4. Согласование российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) с МСФО

После текста каждой рекомендации дано краткое разъяснение, что помогает представить рекомендации в контексте.

3.1. Приоритеты перехода

1. Для достижения прогресса при переходе на МСФО требуется, чтобы и в дальнейшем приверженность такому переходу выражалась на высшем уровне.
Ключевым фактором успешной реформы является ее поддержка ведущими государственными деятелями в этой области. Правительство уже выражало в прошлом и продолжает выражать свою приверженность реформе.

2. В то время, как успешный переход невозможно представить без приверженности руководства, стимулирование спроса со стороны составителей отчетов, инвесторов и аналитиков также является решающим фактором успеха.
Правительство нуждается в активном сотрудничестве и поддержке составителей отчетов, профессиональных организаций, инвесторов и других пользователей бухгалтерской отчетности, включая органы регулирования.

3. МСФО должны быть первоначально распространены на компании, представляющие общественный интерес, такие как компании с листингом, чьи ценные бумаги котируются на официальных фондовых биржах, регулируемые финансовые институты, такие как банки и страховые компании, и компании общенационального значения.
Все компании, представляющие общественный интерес, в независимости от размера, которые обязаны готовить консолидированные счета в соответствии с МСФО, обязаны представлять бухгалтерские отчеты согласно МСФО. Если компания имеет филиалы, их бухгалтерские отчеты должны быть консолидированными бухгалтерскими отчетами, как того требуют МСФО.

4. МСФО должны быть обязательными только для консолидированных отчетов, в соответствии с требованиями по консолидации, определенными МСФО.
В ЕС МСФО обязательны для консолидированных отчетов компаний с листингом. На консолидированном уровне МСФО можно применять, не опасаясь случайного создания, нежелательных побочных последствий, таких как коллизии с требованиями законов, относящихся к отчетам самостоятельных юридических лиц. Альтернативное решение – изменение действующего законодательства -отличается сложностью и требует больших затрат времени. Наконец, пользователи, которым необходима защита – это, как правило, внешние акционеры, заинтересованные в получении консолидированных бухгалтерских отчетов предприятий, представляющих общественный интерес.

5. Масштабы перехода на первом этапе должны быть ограничены четко определенной группой компаний. Было бы ошибкой одновременно и в полном объеме вводить МСФО для большой группы компаний.
Такие действия рискуют привести к неудачной реализации реформ. Самым плохим результатом стало бы представление компаниями бухгалтерских отчетов, которые выглядят так, как будто они соответствуют требованиям МСФО, готовятся по той же форме, включают примечания и раскрывают информацию, но не отражают реального положения вещей. Подготовленные таким образом отчеты принесут мало пользы инвесторам, подорвут репутацию международных стандартов, и возможно, подтолкнут российские компании к практике уклонения от их соблюдения.

6. Лучше уж обеспечить соблюдение МСФО небольшим числом компаний по существу, чем обещать массовый переход на международные стандарты на раннем этапе и потерпеть фиаско.
Среди членов Рабочей группы сформировалось единое мнение относительно того, что применение МСФО должно начаться с ограниченной группы компаний и что дальнейшее расширение этой группы должно носить постепенный характер. Однако, необходимо избежать того, чтобы намеченный срок перехода, например, к 2006 или 2007 году, стал синонимом слова «никогда». Многие из крупнейших российских компаний уже применяют либо МСФО, либо Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (ОПБУ США). Следует проанализировать список компаний, представляющих общественный интерес, и приоритезировать его таким образом, чтобы требование перейти на МСФО предъявлялось сначала наиболее значимым компаниям. По мере накопления опыта следует разработать дальнейшие планы по более широкому применению МСФО.

7. Исключения на переходный период могут стать практической необходимостью для компаний с листингом, представляющим отчеты в соответствии с ОПБУ США:
Государства-члены ЕС могут временно освобождать определенные компании от обязанности представлять отчеты согласно МСФО в двух случаях: 1) если компании имеют листинг как в ЕС, так и на бирже за его пределами, и готовят отчетность в соответствии с другими международно признанными стандартами; и 2) если компании имеют лишь публично торгуемые долговые обязательства. Первое исключение распространялось бы прежде всего на российские компании, которые сегодня используют ОПБУ США, в соответствии с американскими требованиями к листингу.

8. Понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» или «МСФО» относится только к стандартам, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
Системы отчетности, представляющие собой адаптации МСФО или включающие отступления от МСФО, не могут именоваться МСФО. С учетом того, что разработка стандартов МСФО продолжается, правительство должно указывать дату утверждения стандартов, которые компании обязаны применять.

3.2. Одобрение и интерпретации МСФО; построение возможностей для внедрения

9. Российской Федерации необходим механизм одобрения. Необходимо законодательно признать МСФО в России. Цель такого механизма одобрения будет состоять в «легализации» МСФО и интерпретаций Комитета по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО) в соответствии с законодательной системой Российской Федерации. Практически все основные страны, планирующие сейчас переход к МСФО, создают такие механизмы одобрения. Эти примеры, и в частности, опыт ЕС, заслуживают тщательного изучения.

10. В принципе разработка стандартов и их одобрение должны находиться в разных руках, чтобы не допустить конфликта интересов. Для воплощения в жизнь механизма одобрения требуется собрать или подготовить экспертов по МСФО. Как правило, это представители бухгалтерской и аудиторской профессии, составители отчетности, представители научного сообщества и государственных органов. Механизм одобрения, действующий в ЕС, включает в себя два уровня: уровень технических экспертов и политическую надстройку. В конечном итоге, одобрение – это обязанность государства, а не частного сектора и не профессионального сообщества.

11. Однако, практические соображения и ограниченность ресурсов могут потребовать объединения институтов, связанных с механизмом одобрения, и органа по разработке стандартов. Если в России будут действовать одновременно отдельный орган одобрения и отдельный разработчик стандартов, подходы этих двух институтов потенциально могут вступать в противоречие друг с другом. Это вызовет проблемы, особенно, если оба органа будут работать над одними и теми же вопросами, что действительно и произойдет, если установленная российским законодательством отчетность будет развиваться в направлении МСФО. Объединение этих двух функций под одной крышей может способствовать выработке консенсуса и обеспечит экономию масштаба. Появится возможность выделить дополнительные ресурсы для более активного взаимодействия с Комитетом по международным стандартом финансовой отчетности (КМСФО), разработчиком международных стандартов, и работы над согласованием российских стандартов с МСФО. Потенциальную проблему конфликта интересов можно решить путем: I) определения четких критериев одобрения; и 2) выработки строгих правил надлежащего процесса одобрения с четким разделением полномочий по принятию решений в отношении разработки стандартов и их одобрения. В отношении разработки стандартов следует дополнительно подумать над тем, какого рода органы по разработке стандартов следует создать, чтобы осуществлять мониторинг и/или оказывать воздействие на процесс определения стандартов в России.

12. Следует исключить возможность частичного одобрения МСФО или принятия или утверждения отдельных стандартов с сокращениями и/или модификациями. Неприменение стандарта должно быть исключительной мерой, рассматриваемой в самую последнюю очередь, и только на временной основе. Серьезные сложности возникнут, если органы механизма одобрения примут решение не одобрить тот или иной стандарт. Если компания соблюдает стандарты лишь выборочно, это влияет на заключение аудиторов, которые в таком случае заключают, что компания не соблюдает МСФО в полной мере. В конечном итоге, это может поставить под угрозу признание бухгалтерских отчетов российских компаний, имеющих листинг за рубежом. Учитывая последствия негативного заключения, России важно более тесно взаимодействовать с КМСФО, чтобы уменьшить вероятность неодобрения. Необходимо применять последовательный и полный набор МСФО.

13. Для того, чтобы сохранить целостность МСФО и обеспечить их единообразную интерпретацию в разных странах, интерпретация стандартов должна остаться в ведении Комитета по интерпретации международной финансовой отчетности (КИМФО). Ни комиссии по рынкам ценных бумаг, ни национальные органы по разработке стандартов не должны участвовать в интерпретации стандартов. Любые издаваемые правительством рекомендации не должны расходиться с МСФО или интерпретациями КИМФО.

14. Рабочая группа предложила создать механизм для распространения опыта российских компаний по применению МСФО с участием профессионального бухгалтерского сообщества. Этот механизм обеспечит непрерывный процесс обучения, который улучшит процесс внедрения МСФО.

15. Следует структурировать и институционализировать процесс перевода, чтобы обеспечить точный и последовательный перевод новых стандартов и других документов КМСФО в будущем. Перевод на русский язык самих стандартов и справочных материалов по ним имеет принципиальное значение. Успех введения МСФО в критической степени зависит от наличия высококачественного, авторитетного перевода. Для подготовки точных переводов оригинального английского текста МСФО следует обратиться в КМСФО за рекомендациями и разъяснениями. Однако, даже если перевод, выполненный очень хорошим переводчиком, будет верен оригиналу, возможность неверного понимания сохранится, поскольку текст не будет вписываться в российскую традицию, на которой строится практика. С другой стороны, если попытаться создать нечто, напоминающее действующий нормативный акт, сохраняя при этом суть МСФО, опасность будет состоять в том, что это будет уже не перевод, а новый стандарт.

16. Для обеспечения надежности бухгалтерской отчетности по МСФО потребуются хорошо подготовленные профессионалы на предприятиях, а также компетентные и независимые аудиторы. В России обучение управляющего персонала компаний и работников государственных органов также станет важной более долгосрочной задачей. ЕС располагает значительными ресурсами, которые он может направить на осуществление перехода к МСФО. Тем не менее, даже в ЕС ресурсы компаний, консультантов, аудиторов и прочих участников, включая органы регулирования, перенапряжены. Было бы неразумно ожидать, что России удасться превзойти ЕС по масштабам или срокам своего перехода. Эти ограничения следует признать и попытаться преодолеть посредством: 1) определения соответствующих масштабов и сроков реформ; и 2) подготовки к растущему спросу на навыки, связанные с МСФО, путем поощрения соответствующего обучения.

3.3. Обеспечение соблюдения

17. Введение МСФО должно сопровождаться дискуссиями о том, каким образом будет обеспечено их соблюдение. Внешний аудит и обеспечение соблюдения играют ключевую роль в этом процессе. Без них переход на МСФО никогда не будет завершенным. Обеспечение соблюдения – это не просто создание сильного регулирующего органа, а гораздо более сложный процесс. Его можно рассматривать как систему контролирующих мероприятий, осуществляемых многочисленными частными и государственными органами. Режим обеспечения соблюдения включает, в частности, следующие элементы:

  • Высококачественную систему корпоративного управления
  • Самодисциплину компаний при подготовке бухгалтерских отчетов
  • Утверждение бухгалтерской отчетности (комитетами по аудиту, советами директоров и годовыми общими собраниями акционеров)
  • Предусмотренный законом аудит бухгалтерской отчетности
  • Анализ, производимый общественностью и прессой
  • Рыночные силы, наказывающие компании за слабое раскрытие информации
  • Систему институционального надзора
  • Судебную систему, действующую через санкции и/или иски

18. Механизмы соблюдения стандартов необходимо ввести в действие как можно быстрее. В соответствии с практикой надлежащего корпоративного управления, ответственность за раскрытие информации, прозрачность и корпоративные коммуникации обычно рекомендуется возлагать на советы директоров (в России – наблюдательный совет). Таким образом, на советы директоров ложится важная обязанность по обеспечению правильного внедрения и соблюдения МСФО,

19. Обеспечение соблюдения МСФО также в критической степени зависит от высококачественных стандартов и практики аудита. В Российской Федерации необходимо усилить и первое, и второе. В ходе внешнего аудита финансовая информация, предоставляемая внешним пользователям, подвергается независимому, объективному изучению и проверке, что повышает ее надежность. Если бухгалтерские отчеты не соответствуют стандартам бухгалтерского учета, обязанность аудиторов состоит в том, чтобы привлечь внимание заинтересованных сторон к этим отклонениям в своих отчетах. У аудиторов нет юридических полномочий для того, чтобы потребовать исправления ошибок и искаженных данных или применить какие-либо санкции, однако, в случае отклонения от стандартов бухгалтерского учета, условно положительные или отрицательные заключения будут выданы аудиторами. Международные стандарты аудита (МСА), в том виде, в каком они утверждены Международной федерацией бухгалтеров (МФБ), должны стать основой для проведения аудита в России. В ЕС внедрение МСА будет происходить после внесения изменений в восьмую директиву Совета ЕС по акционерному праву.

20. Требуется усилить механизм и практику надзора за деятельностью профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В ЕС и в ряде других стран предпринимаются шаги по ужесточению регулирования аудиторской профессии. Слабость аудиторской профессии и аудита, в целом, представляет собой серьезное препятствие на пути внедрения МСФО в России. Для последовательного и высококачественного применения стандартов бухгалтерского учета необходимо обеспечить существенное улучшение качества аудита. Важно усилить контроль за качеством квалификации аудиторов со стороны профессиональных организаций. Если имеются основания для обеспокоенности качеством аудита, должен существовать механизм, позволяющий подать жалобу в орган, регулирующий аудиторскую деятельность, а также в профессиональные саморегулируемые организации. Такие жалобы должны надлежащим образом рассматриваться, и в случае подтверждения фактов, влечь за собой применение соответствующих мер из набора эффективных санкций. Принципы аудиторского надзора и Принципы аудиторской независимости, разработанные Международной организацией комиссий по рынку ценных бумаг (МОКЦБ), являются международно-признанными рекомендациями в области мониторинга аудиторской профессии.

3.4. Согласование российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) с МСФО

21. В то время, как в более долгосрочной перспективе наличие единого набора стандартов для привлечения средств как на национальном, так и на международном уровне, принесет выгоды, в среднесрочной перспективе есть смысл пересмотреть РСБУ с целью их приближения к МСФО. Согласование российских стандартов с МСФО станет полезным по многим причинам. Российским компаниям, не имеющим листинга, необходимы стандарты, которые позволят обеспечить представление отчетности надлежащего качества. У них также есть свои кредиторы и свои акционеры, а хорошая отчетность помогает правительству лучше осуществлять свои функции в области экономики. У некоторых компаний может возникнуть необходимость подготовиться к получению листинга в будущем, т.е. к переходу на МСФО. Если различия между РСБУ и МСФО будут слишком велики, компаниям, намеревающимся получить листинг в будущем, будет сложно преодолеть эту пропасть. Российские компании только выиграют от сведения к минимуму различий между РСБУ и МСФО.

22. Согласование российских РСБУ с МСФО также поможет компаниям (которые еще не обязаны применять МСФО*) пользоваться установленными российским законодательством формами отчетности, которые в будущем будут максимально приближены к МСФО, но будут предусматривать более мягкие требования, особенно по раскрытию информации. Принципы, определяющие отчетность по МСФО, должны в конечном итоге, быть эквивалентными принципам, определяющим отчетность по нормам, установленным законодательством. Это должно обеспечить сопоставимость отчетности компаний с листингом и без, что может иметь значение для венчурных капиталистов и банков. Кроме того, это даст компаниям как с листингом, так и без него, надлежащий и полный свод стандартов бухгалтерского учета. В России предприятия, не имеющие листинга, а также малые и средние предприятия (МСП) могли бы выиграть от перехода на упрощенный вариант МСФО, но прежде, чем углубляться в рассмотрение этого вопроса, следует дождаться его решения международным сообществом. МСФО для малых и средних предприятий, разрабатываются сейчас КМСФО. Пока идет эта работа, полезным подспорьем может послужить руководство по бухгалтерскому учету на МСП, разработанное Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

23. Согласование РСБУ с МСФО и продвижение к подходу, основанному на принципах, должны происходить постепенно. Такой переход потребует разработки многолетнего плана действий по сближению стандартов, в котором будут изложены шаги, которые необходимо предпринять во всех направлениях с участием различных сторон. По мере эволюции установленной законом отчетности, должна претерпевать изменения и правовая база. Процесс сближения РСБУ с МСФО можно облегчить, опираясь на опыт профессиональных бухгалтеров и повышая роль профессионального сообщества в процессе разработки стандартов.

24. Необходимо облегчить бремя отчетности для российских предприятий. Сегодня компании в России, включая малые и средние, обязаны готовить установленные российским законодательством бухгалтерские отчеты, налоговые декларации, а также статистические отчеты. Как и в некоторых других странах, российские правила налогового учета не базируются на установленных законом правилах бухгалтерского учета. Таким образом, компании обязаны по закону вести двойной учет: один для соблюдения требований бухгалтерского учета и отчетности, а другой – для целей налогообложения.

25. При разработке новых норм регулирования по налогообложению и бухгалтерскому учету, органам власти следует стремиться к сближению системы налогового учета с системой бухгалтерской отчетности. Представители российского правительства неоднократно заявляли о необходимости гармонизации систем бухгалтерского и налогового учета. Рабочая группа в целом поддерживает эту идею. Зачастую налоговые и бухгалтерские отчеты готовятся с использованием одних и тех же бухгалтерских данных.