Время действовать! Готовы ли компании розничной торговли к переходу на МСФО?

Подготовка международной отчетности
Источник: www.deloitte.ru
Опубликовано: 16 сентября 2005

Не все задачи решены

Переход к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) будет иметь далеко идущие последствия для предприятий розничной торговли. Помимо влияния на данные финансовой отчетности и рейтинги аналитиков и средств массовой информации применение МСФО также затронет действующие системы бухгалтерского учета. Новые стандарты заставят компании по-новому взглянуть на процедуру начисления заработной платы сотрудникам, проведение слияний и поглощений, систему уплаты налогов и многие другие вопросы, связанные с деятельностью предприятия. Подготовка к переходу на МСФО должна стать одним из основных вопросов повестки дня руководителей финансовых подразделений предприятий. Время действовать!

Большинство компаний Евросоюза, акции которых котируются на бирже, должны перейти на Международные стандарты составления финансовой отчетности уже с 1 января 2005 года. Использование новых стандартов может привести к неожиданным изменениям отчетных показателей предприятий. Для подготовки к этому испытанию клиентов, занятых в области розничной торговли в странах Европы, компания Делойт создала специальную рабочую группу. Целью группы является выработка единых прагматических рекомендаций по применению МСФО. В рамках данной работы группа провела сравнительное исследование, в ходе которого были рассмотрены следующие вопросы:

  • Какова степень готовности крупных европейских торговых компаний к применению МСФО?
  • Какие из возможных процедур учета планируют внедрить компании розничного сектора для решения вопросов, связанных с применением новых стандартов?
  • Являются ли эти решения целесообразными и практически осуществимыми?
  • Имеют ли все предприятия розничной торговли одинаковое понимание принципов применения МСФО?

Исследование привело к неожиданным результатам.

  • Не все европейские компании, работающие в секторе розничной торговли, уже готовы к переходу на МСФО.

Подобно большинству предприятий других отраслей, лишь немногие крупные компании розничного сектора, участвовавшие в исследовании, оказались способными обеспечить полное соответствие стандартам МСФО при существующих методах ведения учета. И хотя ряд торговых компаний заявил о том, что они приняли все необходимые меры для перехода на новые стандарты, часть предприятий на момент исследования, проводившегося летом 2004 года, еще не завершили обязательные этапы подготовки к выполнению новых законодательных норм. Данные результаты, свидетельствуют о том, что значительной части розничных компаний еще предстоит приложить соответствующие усилия для своевременного перехода на МСФО.

  • Некоторые розничные компании недооценивают объем работ, необходимых для подготовки к соблюдению определенных положений МСФО.

На момент проведения исследования не все компании обладали надлежащей системой учета, необходимой для составления сегментной отчетности согласно МСБУ 14, а также для распределения скидок поставщиков на отдельные товары с целью определения соответствующей себестоимости реализованной продукции. Кроме того, некоторые компании не провели необходимые процедуры финансового моделирования с целью оценки влияния новых стандартов на отражение доходов и снижение стоимости активов предприятия, включая торговые марки согласно МСФО 36. И это лишь отдельные примеры существующих недостатков.

  • Если компании будут следовать сложившейся практике учета, это может привести к различиям в применении МСФО разными компаниями.

Выборочные результаты нашего сравнительного исследования (см. далее) свидетельствуют об отсутствии единства во взглядах компаний розничного сектора на применение новых стандартов. Устранение данных расхождений предполагает изменение многих основных принципов ведения учета.

  • Использование стандартов МСФО связано не только с техническими трудностями, но также затрагивает вопрос о взаимоотношении розничных компаний с пользователями их финансовой отчетности.

Изменение принципов финансовой отчетности может потребовать от розничных сетей решения ряда технических вопросов. При этом велика вероятность того, что данные изменения могут существенно повлиять на отчетные показатели компании. Именно поэтому одной из приоритетных задач является способность компаний объяснить пользователям их финансовой отчетности причину таких изменений и их воздействие на фактические показатели деятельности. Наше исследование показало, что большинство розничных продавцов не уделяет должного внимания планированию подобных разъяснений. При этом влияние таких вещей на настроение рынка и оценку стоимости компаний может быть значительно, особенно если имеется риск неверного толкования этих изменений инвесторами.

Рабочая группа Делойта по использованию МСФО в секторе розничной торговли

Признавая тот факт, что внедрение МСФО предполагает учет ряда специфических особенностей сектора розничной торговли, компания Делойт создала европейскую рабочую группу, в состав которой вошли специалисты сферы розничной торговли и эксперты в области МСФО из пяти стран Европы. В задачи группы входит определение конкретных особенностей использования МСФО в секторе розничной торговли. При этом группа занимается не только теоретическим обоснованием особенностей внедрения МСФО в сферу розничного предпринимательства, но и, что более важно, разрабатывает соответствующие практические рекомендации. Внимание группы сосредоточено на Стандартах, связанных с решением вопросов, возникающих перед розничными компаниями. Такими оказалась почти четверть Стандартов из тех, что будут применимы в 2005 году. Применение других Стандартов, способных оказать существенное влияние на сектор розничной торговли (например, принципы учета выплачиваемых работникам вознаграждений или отражение в отчетности финансовых инструментов), порождает проблемы, не являющиеся уникальными только лишь для компаний розничной торговли. Компания Делойт занимается разработкой решения данных вопросов, используя экспертные знания международных специалистов в области МСФО, а также опыт рабочих групп Делойт, выполняющих аналогичные задачи для предприятий других отраслей.

Стандарты, наиболее сложные для соблюдения розничными компаниями

Многие предприятия, независимо от принадлежности к той или иной отрасли, задают себе одни и те же вопросы при переходе на МСФО. Помимо этого, однако, существуют задачи, которые требуют учета специфики отрасли и имеют особое значение для предприятий розничной торговли.

  • МСБУ 2 «Запасы»

Оценка запасов должна производиться способом, аналогичным применяемому для оценки себестоимости продаж. Согласно МСФО 18 учет скидок поставщиков в составе себестоимости реализованных товаров приведет к снижению балансовой стоимости запасов и повлияет на размер прибыли.

  • МСБУ 14 «Сегментная отчетность»

Вопрос предоставления финансовой информации о деятельности компании по сегментам имеет особую значимость для компаний розничной торговли. Этот Стандарт ставит одноформатные розничные предприятия в менее выгодные условия по сравнению с мультиформатными предприятиями в связи с необходимостью предоставлять более детальную информацию о своей деятельности.

  • МСБУ 16 «Основные средства»

Многие розничные предприятия сталкиваются с проблемой определения полезного срока использования своих активов. Это связано с проблемой точной оценки перспектив развития конкретных форматов торговли, а также с трудностями, возникающими при расчете остаточной стоимости актива в субъективных условиях рынка недвижимости.

  • МСБУ 17 «Аренда»

Предприятия розничной торговли входят в число основных арендаторов объектов недвижимости в Европе. В связи с переходом на МСФО необходимо будет классифицировать все договора аренды как финансовые и операционные. Для выбора соответствующей процедуры учета u1072 аренды, помимо анализа сроков арендного договора, необходимо определить сущность арендных отношений. Особая сложность заключается в отражении арендных отношений, начавшихся до перехода на МСФО. В этом случае компании должны будут учитывать данные, заключенные только на момент начала срока аренды. Учет арендаторами премиальных платежей, полученных ими для привлечения к заключению договоров аренды, также нуждается в пересмотре для обеспечения их равномерного распределения на весь срок аренды.

  • МСБУ 18 «Выручка»

«Каков размер выручки?», «Когда выручка должна быть отражена в учете?» – вот основные вопросы, связанные с этим стандартом. Выручка от реализации является ключевым показателем эффективности деятельности розничной компании. При этом от значительной части ныне существующих методов ее признания придется отказаться. Стандарт устанавливает новые требования к учету соглашений, заключаемых между поставщиками и розничными компаниями. Эти изменения могут значительно повлиять на размер выручки, а также на показатель себестоимости реализации, отражаемый в отчетности как розничным продавцом, так и поставщиком. Затраты на программы по стимулированию потребителей должны учитываться в момент отражения продаж во многих случаях с отнесением на уменьшение дохода розничной компании. Принципы признания выручки от субаренды площадей или продажи услуг третьих сторон, при оказании которых розничные компании выполняют функцию посредника, должны быть полностью изменены, что также окажет влияние на сравнение показателя выручки за первый отчетный период с данными за предыдущие периоды.

  • МСБУ 3 «Объединения бизнеса», МСБУ 38 «Нематериальные активы»

Розничные сети приобретают, продают и создают бренды. Каким образом это должно быть отражено в учете? Основной вопрос заключается в точном определении характера нематериальных активов, получаемых в результате объединений бизнеса, а также раздельное определение стоимости бренда, клиентской базы, районов охвата обслуживанием и других показателей в соответствии с требованиями МСБУ 38.

  • МСБУ 36 «Обесценение активов»

Каждая розничная компания располагает активами, которые не могут использоваться с полной эффективностью. Трудности, с которыми может столкнуться каждый розничный продавец, касаются разработки соответствующих процедур расчета показателей обесценения, проведения ежегодной проверки гудвилла и нематериальных активов с неопределенным полезным сроком службы на предмет обесценения, а также определения генерирующей единицы '28ГЕ), на уровне которой проводится проверка обесценения гудвилла и необоротных активов. Каковы критерии выделения ГЕ? На какой уровень детализации должна ориентироваться розничная компания при определении ГЕ: уровень страны, региона, магазина или отдела?

Сравнительное исследование

Летом 2004 года компания Делойт провела конфиденциальное исследование, в котором приняли участие представители восьми крупнейших европейских компаний розничной торговли.

Исследование состояло из нескольких этапов:

  • разработка блоков вопросов, касающихся применения новых международных стандартов учета, наиболее значимых с позиции компаний розничного сектора;
  • выбор респондентов, репрезентативно представляющих европейский сектор розничной торговли: компаний, работающих на рынке товаров массового потребления, специализированных товаров, продовольственных и непродовольственных товаров; компаний, оперирующих по всему миру и в отдельных регионах; публичных компаний и компаний закрытого типа. Компании, принявшие участие в исследовании, представляют 5 стран Европы и ведут деятельность по всему миру;
  • сравнение практики применения местных стандартов учета с требованиями МСФО, а также, по возможности получение комментариев и оценок розничных сетей относительно перехода на МСФО;
  • анализ результатов исследования с целью выявления сходств и отличий МСФО от местных стандартов составления отчетности и логического объяснения точки зрения розничных компаний.

Основные вопросы перехода на новые стандарты

Новые стандарты существенно повлияют на многие аспекты составления отчетности и производственной деятельности компаний розничной торговли. Приведенные ниже 4 примера иллюстрируют некоторые из этих аспектов.

  • МСБУ 14 «Сегментная отчетность»

В соответствии с МСБУ 14 организации должны представлять финансовую информацию по каждому направлению деятельности и географическому сегменту, выделяемым на основе аналогичных рисков и уровня доходности. Два или более производственных или географических сегмента могут расцениваться в качестве единого сегмента деятельности или географического сегмента только при условии, что они характеризуются сходными долгосрочными финансовыми показателями. Подобное сходство должно наблюдаться по всем критериям, которые обозначены в определении отчетного сегмента. Значительный синергетический эффект, возникающий в результате совместной деятельности двух предприятий, также может быть основанием для их объединения в один сегмент, если их финансовые показатели находятся во взаимной зависимости друг от друга.
Розничные компании с узкой моноформатной специализацией сталкиваются с проблемой необходимости предоставлять более детализированную информацию о своей деятельности по сравнению с мультиформатными конкурентами. При этом они заявляют о несправедливости данного требования с точки зрения подробности сведений, представляемых пользователям отчетности.

Комментарий Делойта:

К сожалению, данный стандарт не предусматривает альтернативного решения для компаний розничной торговли.
Розничные компании не хотят раскрывать конфиденциальную информацию о своей деятельности, считая, что это может негативно отразиться на их конкурентоспособности.

Комментарий Делойта:

Стандарт определяет ряд минимально необходимых условий, при которых требуется раскрытие детальной информации. Вместе с тем, МСФО действительно предполагает обеспечение большей прозрачности в сфере бухгалтерского учета.
Информационные системы многих предприятий розничного сектора не способны выделять финансовую информацию, необходимую для составления бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках по каждому отдельному сегменту.

Комментарий Делойта:

В этом случае компании должны незамедлительно приступить к разработке плана, направленного на соблюдение МСФО 14. Время действовать!

  • МСБУ 16 «Основные средства»

МСБУ 16 устанавливает порядок учета основных средств компании. Предполагает первоначальное признание по фактической стоимости и последующий учет объектов основных средств по первоначальной стоимости или стоимости переоценки. Метод начисления амортизации в отношении основных средств должен отражать схему потребления компанией экономических выгод, получаемых от актива. Данные исследования позволяют сделать следующие выводы:
Компании розничного сектора не располагают четкими критериями определения срока полезного использования актива, в связи c неопределенностью будущих показателей деятельности, характерной для предприятий розничного сектора.

Комментарий Делойта:

Мы считаем, что данные решения должны определяться в первую очередь экономическими соображениями, а не требованиями системы налогообложения. Для новых моделей, форматов и каналов сбыта, возникающих в процессе деятельности компании, логично установить более короткий срок использования.
Проблема точного определения остаточной стоимости активов в связи с противоречивыми оценками рынков недвижимости в местах расположения торговых площадей компании.

Комментарий Делойта:

Розничные компании должны учитывать различные нормы местного законодательства, регулирующие открытие торговых площадей, а также ситуацию на рынке недвижимости, с целью разработки для своей компании специальной процедуры учета остаточной стоимости активов.
Некоторые торговые фирмы при составлении первой отчетности в соответствии с МСФО планируют применить метод переоценки основных средств, описанный в МСБУ 1, и впоследствии перейти к учету согласно МСБУ 16. Другие участники не заявляют о подобном намерении.

Комментарий Делойта:

Если в соответствии с МСБУ 1 на момент перехода на МСФО любой объект основных средств может быть однократно переоценен по своей справедливой стоимости, то последующее использование учетной политики переоценки, предусмотренной МСБУ 16, потребует проведения регулярных переоценок. Стоит отметить, что переоценке можно подвергнуть, по усмотрению компании, отдельные категории активов, как, например, земельные участки. Данное условие устраняет ряд трудностей, связанных с процессом переоценки, и уменьшает влияние ее результатов на будущий показатель чистой прибыли.

  • МСФО 17 «Аренда»

В МСФО 17 говорится о взаимоотношениях между арендодателями и арендаторами. Данный стандарт четко устанавливает правила учета операций между ними.
Некоторые компании все еще считают, что последствия перехода от национальных стандартов бухгалтерского учета к МСФО окажут на учет их арендных отношений минимальное влияние. Однако подробные требования МСФО 17, которые говорят о необходимости рассматривать землю и здания по договорам аренды отдельно, а также опираться на суть контрактных обязательств, а не только на их форму, могут привести к совершенно иным выводам.

Комментарий Делойта:

Хотя переход к МСФО рассматривается некоторыми компаниями как возможность провести переоценку своих портфелей недвижимости, нам представляется, что многие бизнесмены смогут и далее учитывать договоры операционной аренды в соответствии с местными стандартами бухгалтерского учета. В долгосрочной перспективе мы ожидаем публикации рекомендаций Совета по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB) по завершении соответствующего проекта, которые могут задать новые правила отражения большинства видов арендных договоров в бухгалтерском балансе. Разрабатывая стратегии в области использования недвижимости, розничные торговцы должны принимать во внимание влияние как краткосрочных, так и долгосрочных перемен.

  • МСФО 18 «Выручка»

Цель МСФО 18 заключается в определении момента признания выручки, возникающей в результате продажи товаров или оказания услуг.
В прошлом выручка от широкого спектра услуг, предоставляемых поставщиками торговым компаниям, учитывалась в составе доходов. И хотя МСФО 18 не дает полной ясности по этому вопросу, продавцам придется задаться вопросом, как учитывать выручку от оказания таких услуг: по-старому, как доход, или как сокращение расходов. Применение данного стандарта приведет к снижению дохода, что не обязательно отразится на норме прибыли.

Комментарий Делойта:

На наш взгляд, МСФО 18 четко предписывает, что в большинстве случаев розничные компании должны учитывать доходы от оказания услуг как снижение расходов. Мы прогнозируем, что в результате применения МСФО 18 большинство компаний отразят в отчетности снижение доходов. МСФО 18 не дает четкого представления о том, каким образом должны учитываться программы поощрения постоянных покупателей. Бизнесменам не понятно, как должны учитываться результаты программ: как снижение доходов или как снижение расходов.
МСФО 18 не дает четкого представления о том, каким образом должны учитываться программы поощрения постоянных покупателей. Бизнесменам не понятно, как должны учитываться результаты программ: как снижение доходов или как снижение расходов.

Комментарий Делойта:

Розничные компании должны учитывать баллы, начисляемые постоянным покупателям по программе немедленно после их начисления, принимая во внимание статистические данные о проценте использования баллов по данным программам. Обычно программы поощрения постоянных покупателей учитываются как снижение расходов. Однако в том случае, если программа финансируется поставщиком, компании не обязательно снижать доход.
Розничные компании должны учитывать баллы, начисляемые постоянным покупателям по программе немедленно после их начисления, принимая во внимание статистические данные о проценте использования баллов по данным программам. Обычно программы поощрения постоянных покупателей учитываются как снижение расходов. Однако в том случае, если программа финансируется поставщиком, компании не обязательно снижать доход. Розничные компании часто выступают в роли агентов при предоставлении своих торговых помещений поставщикам по договорам субаренды, или являются посредниками (например, при продаже туристических услуг или услуг по приему платежей операторов мобильной связи). Согласно МСФО 18, если торговая компания выступает в качестве агента, она имеет право включить в выручку от оказания услуг только размер своих комиссионных.

Комментарий Делойта:

Данное обстоятельство может оказать существенное влияние на показатели выручки предприятия. Задолго до перехода на МСФО розничным компаниям будет необходимо разработать и реализовать специальную программу, направленную на информирование пользователей финансовой информации.

На что еще обратить внимание

Переход розничных предприятий к МСФО может иметь далеко идущие последствия. В то время как главными поводами для беспокойства являются раскрытие показателей по сегментам деятельности, отражение выручки, учет недвижимости и договоров аренды, переход к МСФО влечет за собой и другие трудности.

  • МСБУ 2 «Запасы»

Данный стандарт дает инструкции по определению себестоимости запасов, представляет формулу расчета себестоимости запасов, которая используется в случаях, если фактическая стоимость каждой единицы запасов не может быть определена, разъясняет, когда и в каких обстоятельствах происходит списание запасов в расход или снижение их стоимости. Розничные продавцы видят главную проблему принятия данного стандарта в необходимости более подробного раскрытия информации, а также в соблюдении требований по использованию единого метода для расчета себестоимости запасов.

Комментарий Делойта:

Компании розничного сектора должны в срочном порядке изучить требования МСБУ 2 по раскрытию дополнительной информации и сравнить эти требования с местной практикой бухучета. Также необходимо определить подходящий метод расчета себестоимости запасов и применять его последовательно в соответствии с МСФО 2.

  • МСФО 3 «Объединения бизнеса»

Все сделки по объединениям бизнеса должны учитываться по методу покупки. Покупатель признает идентифицируемые активы, пассивы и условные обязательства приобретенной компании по их справедливой стоимости на дату приобретения; он также признает гудвилл, который будет ежегодно проверяться на предмет потенциального обесценения (вместо начисления амортизации). Некоторые компании обеспокоены отсутствием амортизации гудвилла и тем, что справедливая стоимость идентифицируемых активов, пассивов и условных обязательств может превысить стоимость приобретения (ранее такая ситуация называлась «отрицательный гудвилл»).

Комментарий Делойта:

В отношении отраженного гудвилла будет проводиться оценка возможной потери стоимости на ежегодной основе или чаще, если u1077 есть индикаторы снижения стоимости. Любое превышение справедливой стоимости идентифицируемых активов, пассивов и условных обязательств над стоимостью приобретения должно незамедлительно отражаться в отчете о прибылях и убытках.

  • МСБУ 36 «Обесценение активов»

Данный стандарт объясняет, каким образом компания может обеспечить выполнение следующего условия: активы компании не должны отражаться в финансовой отчетности по стоимости, превышающей их возмещаемую стоимость. В стандарте говорится о методах определения возмещаемой стоимости. Главные проблемы связаны с определением индикаторов обесценения, периодичности проведения оценок возможного обесценения и разбивки активов на генерирующие единицы (ГЕ). Еще одной непростой задачей представляется определение балансовой стоимости ГЕ и распределение корпоративных активов на каждую ГЕ.

Комментарий Делойта:

Необходимо определить внутренние и внешние источники обесценения для каждой конкретной компании, а также периодичность проведения и объем оценки. Кроме того, мы рекомендуем компаниям разработать приемлемый метод распределения активов.
Что касается определения балансовой стоимости ГЕ, розничные компании должны удостовериться, что она рассчитывается при помощи метода, который согласуется со способом определения возмещаемой стоимости ГЕ. Для этого необходимо обратить особое внимание на то, каким образом в оценке возможного обесценения учитываются резервы на выплату вознаграждения работникам и затраты на реструктуризацию.

– ne sterat"! —>