Методическое руководство по бюджетному планированию
Введение
В условиях нестабильности внешней среды, неопределенности условий хозяйствования, эффективность работы предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования. Чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование.
На данный момент, многие предприятия не осуществляют перспективного планирования, снижая тем самым вероятность своего выживания в сложившихся условиях. В большинстве случаев план разрабатывается только на ближайший квартал с разбивкой заданий по месяцам. Составляемые планы часто носят фрагментарный характер, разрабатываются на разной информационной базе, не содержат механизм корректировки в процессе их реализации, что приводит к рассогласованности плановых заданий и дезорганизации работы подразделений предприятия.
Планирование необходимо для того, чтобы:
- Понимать, где, когда, как и для кого следует производить и продавать продукцию
- Понимать, какие ресурсы понадобятся для достижения поставленных целей
- Добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов
Сложившаяся система планирования в России имеет недостатки:
- Планирование сегодня – процесс очень трудоемкий. Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа
- Процесс планирования затянут во времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений
- Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
- При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности
- Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции; отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли; не проводится анализ безубыточных продаж
- При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие; невозможно определить запас финансовой прочности
- Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и поэтому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия
- При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности
Эффективное управление предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без четкой системы внутрифирменного планирования. Создание такой системы – сложный процесс, требующий соответствующих ресурсов, навыков и умений.
В данной работе освещены суть бюджетного планирования, принципы и последовательность подготовки основного бюджета коммерческой организации.
Список используемой литературы
- Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии, Часть 2, – Минск, ООО «Новое знание», 2000
- Контроллинг как инструмент управления предприятием, под ред. Н.Г. Данилочкиной, – Москва, «Аудит», «ЮНИТИ», 1999
- Управленческий учет, под ред. А.Д. Шеремета, – Москва, ИД ФБК ПРЕСС, 1999
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование, – Москва, ИНФРА-М, 1999
- Ильин А.И. Планирование на предприятии, – Минск, ООО «Мисанта», 1998
- Фольмут Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я, – Москва, Финансы и статистика, 1998
- Справочник антикризисного управляющего, под ред. проф. Э..А. Уткина. – Москва, «Тандем», 1998
- Деловое планирование, под ред. В.М. Попова, – Москва, Финансы и статистика, 1997
- Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. – Минск, Выш.шк., 1997
- Алексеева М..М. Планирование деятельности фирмы, – Москва, Финансы и статистика, 1997
- Бюджетирование, – интернет-ресурс корпорации Карана, www.GAAP.ru '\