Отчетность vs. подотчетность

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 18 Августа 2011 г.

По мере развития корпоративной отчетности от компаний теперь ожидают раскрытий их долгосрочного видения, бизнес-моделей и результатов деятельности в финансовых и нефинансовых направлениях

Автор: Sallie Pilot, директор департамента стратегии и развития Black Sun

Источник: Financial Director

Перевод: GAAP.RU

Фото: taxdollars.ocregister.com

В течение последних нескольких лет корпоративная отчетность находилась в зоне повышенного внимания, которое еще больше усилилось после окончания финансового кризиса. С этих самых пор произошло много инцидентов, когда, казалось бы, сильные, глобальные корпорации оказались в центре разбирательств из-за слабого менеджмента, некачественного управления и очевидных провалов с принятием решений управляющими советами.

В результате этого акционеры, правительство, регуляторы и законодатели стали искать пути обеспечения отчетности компаний по результатам их деловой активности, подотчетности акционерам и более широким категориям заинтересованных стороны. Годовой отчет видится как раз таким путем достижения поставленной цели, и, по мере того как корпоративная отчетность продолжает свое развитие, от компаний теперь ожидают раскрытий их долгосрочного видения, бизнес-моделей и результатов деятельности в финансовых и нефинансовых направлениях.

Многие корпорации стали более прозрачны в своей отчетности, опасаясь того, что нераскрытие информации приведет к нежелательным эффектам для их деловой деятельности – потенциально очень серьезных. Компании теперь используют корпоративную отчетность в качестве инструмента управления своей репутацией и довольно часто – для получения конкурентного преимущества; раскрываются данные, которые ранее управляющие советы предпочитали держать за закрытыми дверями.

Тенденции в отчетности

Результаты исследования тенденций в корпоративной отчетности среди компаний FTSE 100 показали, что процесс улучшения прозрачности и раскрытия нарративной (т.е. повествовательной) составляющей годовых отчетов идет по нарастающей, притом компании уже осознают реальную отдачу от этого. Для многих простое написание годового отчета стало «моментом просветления», когда сами советы управления вдруг увидели более четкую картину, как именно работает их бизнес, почему он вообще существует, его ключевые цели и стратегии, которые определяют дальнейшее развитие.

Если вдруг имеют место недостатки в доведении компаниями информации до своих акционеров относительно действительных методов управления и измерения эффективности, сразу возникает риск потери доверия среди этих ключевых групп заинтересованных сторон. Как бы подтверждая эту идею, деловые организации воспринимают свой годовой отчет в качестве мощного инструмента постройки доверительных отношений: 78% опрошенных компаний из FTSE 100 и FTSE 250 согласились, что улучшенная прозрачность улучшает и доверие инвесторов.

Часто мы встречаемся с ситуацией, что разные компоненты одного бизнеса рассказывают разные, часто конфликтующие истории того, как их организация работает, делает деньги или управляет рисками. Сведение этих историй в связанное лаконичное послание часто требует соединения внутренней и внешней отчетности.

Годовая отчетность также может породить дискуссии среди разных групп-участников бизнеса. При этом практически две трети всех респондентов отмечает, что такой обмен информацией, наряду с улучшенной внутренней координацией, является ключом к успешному составлению годовой отчетности.

По мере того как преимущества становятся очевидными, разрыв между «лидерами» и «отстающими» в корпоративной отчетности среди FTSE 100 нарастает. А в отдельных случаях при этом становится очень легко перепутать количество с качеством. Длина среднего отчета теперь составляет 175 страниц (еще в 2004 году было 108). В этом году уже было зафиксировано шесть случаев, когда длина превысила 300 страниц.

Итак, что же нас сдерживает?

Компании биржевого индекса FTSE по-прежнему видят возросшую сложность корпоративной отчетности в качестве главного препятствия, чтобы начать делать все правильно. Взять хотя бы прошлый года: компаниям пришлось учиться и соответствующим образом отчитываться по трем очень значительным наборам изменений в законодательных требованиях, включая британский Кодекс корпоративного управления, надзорные рекомендации Совета по финансовой отчетности (FRC), а также другие рекомендации из обзора Дэвиса (бывшего министра торговли Британии Лорда Дэвиса, см. «Davies Review» – GAAP.RU).

Но есть и другие факторы, и большинство из них носят внутренний характер. Около четверти респондентов полагает, что недостаточный уровень участия советов управления и старшего менеджерского состава оказывает прямой негативный эффект на прозрачность и раскрытия. Только один из пяти советов значительным образом оказывался вовлечен в составление годовой отчетности. При этом лишь третья часть тех лиц, которые действительно ответственны за составление годовых отчетов, выразили уверенность в способности членов правления объяснить бизнес-модели своих компаний. Чаще рисуется весьма несвязанная картина.

Практические задачи качественной отчетности

Многие деловые организации четко осознают, что годовой отчет является законным инструментом по созданию доверительных отношений. Хотя этот момент и не обходится без своих трудностей, довольно часто качественную отчетности воспринимают в качестве «прокси» по отношению к хорошему менеджменту, и она предоставляет организациям возможность реально продемонстрировать, как совет осуществляет управление бизнесом.

На фоне дальнейшего развития практики и базовых основ отчетности не приходится сомневаться в том, что она останется в фокусе внимания на протяжении ближайших лет.


Сводим все воедино

Чтобы создать хороший отчет, повествовательный стиль необходим для связанного изложения всей истории. А чтобы это стало возможным, мы приводим здесь пять ключевых принципов раскрытия информации:

  1. Мыслите структурно и разрабатывайте структурный, целостный подход ко всем
  2. Разработайте ключевые послания, которые наилучшим образом отражают видение бизнес-организации директорами из совета управления, и фокусируйтесь как на тех вещах, которые наиболее тесным образом связаны с акционерами, так и на тех, что касаются будущего
  3. Не отклоняйтесь от значимой, актуальной, сбалансированной и сопоставимой информации
  4. Развивайте вашу историю с течением времени путем добавление и развития ключевых тем и посланий
  5. Найдите способ отразить корпоративную культуру и ценности; подчеркните все то, что делает вашу компанию особенной.
Теги: FTSE бизнес-модели годовая отчетность годовой отчет Кодекс корпоративного управления корпоративная отчетность раскрытие информации финансовый кризис

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru