Источник: Финмаркет
Дата публикации: 29 Августа 2011 г.
Минэкономразвития допускает возможность введения системы, при которой гражданин обязан объяснять источники средств при совершении крупных покупок. Однако вряд ли эта инициатива может быть реализована в ближайшее время
Министерство экономического развития рассматривает теоретическую возможность введения системы, при которой гражданин при совершении крупных покупок должен будет рассказать, откуда у его появилась деньги на дорогие товары. Правда, вряд ли эта инициатива может быть реализована в ближайшее время.
Введение лимита на сумму оплаты товаров и услуг наличными, за которое, в частности, выступает Сбербанк РФ, является одним из подходов к ограничению теневого оборота наличных, но есть и другие варианты, заявил директор департамента инновационного развития и корпоративного управления министерства Иван Осколков. «Например, можно обязать покупателей объяснять источники средств при совершении крупных покупок. Приходит человек приобретать, например, автомобиль и предоставляет информацию, откуда взял деньги. То есть получил он их законным путем», – сказал он в интервью «Московскому комсомольцу».
Касаясь «подводных камней» практики подтверждения доходов при крупных покупках чиновник добавил: «Каждый человек может предоставить сведения о законно полученных доходах – это не проблема. Однако всегда есть возможность указать, что принесенные для покупки деньги – это сбережения, подарок, наследство. Все эти моменты необходимо продумать, тем более, что в мировой практике такой способ применяется». И. Осколков добавил, что эта мера уже звучала среди предложений по противодействию теневого оборота, однако в ближайшей перспективе эта инициатива вряд ли может быть реализована.
Отметим, что наше государство уже имело опыт контроля граждан при крупных покупках – соответствующий закон действовал с 2000 года и официально отменен с января 2004 года. Данные о крупных покупках (от $20 тыс.) поступали в налоговую инспекцию, которая сопоставляла траты с размером дохода граждан, и в случае несоответствия двух этих показателей просила в письменной форме объяснить, откуда взялись деньги. Но часто граждане обосновывали крупные покупки многолетними накоплениями (о чем сейчас и напомнил И. Осколков) и доказать обратное было невозможно.
Что же касается и идеи введение лимита на сумму оплаты товаров и услуг наличными, подобных мер в ближайшее время тоже ждать не стоит. «А если обсуждать теоретически, то главный аргумент в пользу введения такого ограничения – борьба с теневым оборотом. Отчасти это верно: ограничив размер покупки, можно перекрыть ряд каналов хождения незаконно полученных наличных средств. Таким образом, мы немного повысим издержки злоумышленников. Но не стоит забывать, что и сейчас обналичка тоже стоит денег (по нашей информации – 8-9% от суммы). В ответ, скорее всего, появится инструментарий обхода с использованием безналичных расчетов. И не стоит думать, что от таких ограничений пройдет желание получить деньги незаконным способом: теневой оборот все равно останется», – сказал И. Осколков.
Кроме того, ограничения вводить нельзя раньше, чем обычные граждане как минимум перестанут различать по степени удобства наличные и безналичные платежи. «Не хотелось бы, чтобы российские добропорядочные граждане, которые примерно в половине случаев копят деньги на покупки »под матрасом«, получили проблему. Поэтому мировой опыт надо рассматривать с учетом российской специфики», – заметил он.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU