НДС на милосердие: почему не работают законы о благотворительности

print
Печать

Источник: Российская бизнес-газета

Дата публикации: 7 Сентября 2011 г.

Государство намерено стимулировать бизнес активнее заниматься благотворительностью. На федеральном уровне приняты поправки в Налоговый кодекс РФ. На днях минэкономразвития на своем сайте опубликовало модульный проект, где предложен порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ социально ориентированным некоммерческим организациям. Это сделано в помощь властям регионов при распределении бюджетных ассигнований на эти цели. Причем речь идет исключительно о региональных программах.

Сегодня не в каждом субъекте РФ могут похвастаться особым вниманием депутатов к меценатам. По нашей информации, специальные законы для компаний, осуществляющих благотворительную деятельность, были приняты лишь в Самарской, Челябинской областях и Пермском крае. В Башкирии разрабатывают законопроект, гарантирующий налоговые преференции предприятиям и предпринимателям, занимающимся благотворительностью. В других же регионах, как правило, ограничиваются принятием документа о социальной ответственности бизнеса, в рамках которого могут предоставляться различные преференции таким организациям. Однако на местах зачастую их называют не иначе как законами о легализации взяток.

По закону коммерческие компании могут жертвовать средства на благотворительность только за счет своей чистой прибыли. В противном случае это уже будет явное «нецелевое расходование средств». Разумеется, в любом случае придется выплатить полностью налог на прибыль, даже если вся она будет пожертвована на благое дело.

Впрочем, ситуация начинает меняться. От уплаты налога на прибыль пропорционально средствам, потраченным на благотворительность, могут быть освобождены компании, пожертвовавшие деньги на культуру, науку или здравоохранение. Однако такую льготу они смогут получить только после того, как соответствующее региональное министерство походатайствует за них перед налоговиками и внесет в соответствующий «белый» список.

Еще одно послабление: коммерческие фирмы могут не платить НДС, если жертвуют нуждающимся не деньги, а товары, работы или услуги. Но и тут есть подводные камни: в таком случае контролеры отказываются принимать к вычету налог на добавленную стоимость, который компания заплатила поставщикам товаров. Поэтому льгота актуальна в основном для фирм, у которых нет «входного» НДС.

Все эти минусы сказываются на дополнительной налоговой нагрузке на предприятие и ведут к искажению бухгалтерской отчетности, когда уменьшается показатель чистой прибыли и чистых активов, – пояснил корреспонденту «РБГ» предприниматель, член Комитета по местному самоуправлению и общественным объединениям Госсобрания Республики Башкортостан Ильдар Гарифуллин.

Напомним, что еще в 1995 году в России появился на свет Федеральный закон N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Соответственно в Башкирии был принят свой закон о благотворительности. До 2002 года фирмы могли направлять на благотворительность до пяти процентов своей прибыли. Эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу. Но среди филантропов появились и махинаторы, которые подделывали документы о якобы сделанных ими благотворительных пожертвованиях, чтобы получить льготы. Это стало поводом для отмены льгот в отношении меценатов.

 – Считалось, что прежний закон давал мошенникам большие возможности для ухода от налогообложения. Но его отмена, на мой взгляд, принесла с собой гораздо больше минусов, чем плюсов, – уверен Ильдар Гарифуллин.

С ним солидарен и председатель Башкирской республиканской организации Всероссийского общества слепых Юрий Акшенцов. «Современное налоговое законодательство не позволяет нашей организации успешно функционировать, – считает Акшенцов. – Раньше мы занимались жилищным строительством. ВОС построило в Уфе 12 многоквартирных домов и более 400 квартир на условиях долевого строительства. На четырех предприятиях республики работали полторы тысячи слепых, а теперь осталось менее 300 рабочих мест. Предприятие »Электролуч«, где незрячие уфимцы могли найти посильную работу, и вовсе обанкротилось. Сегодня у нас остались льготы лишь по налогам на имущество и землю. Как же тогда заниматься реабилитацией инвалидов?»

Впрочем, чиновники в Уфе уже и так обратили внимание на данный вопрос. И, как заявила министр труда и социальной защиты населения Башкирии Ленара Иванова, необходимость принятия закона, предусматривающего предоставление мер государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, назрела.

Между тем в тех немногих регионах, где приняты местные законы о благотворительной деятельности, они не работают. Так, в Самарской области такой закон принят еще весной 1999 года. Для того чтобы воспользоваться сполна предусмотренными им преференциями, нужно получить статус и паспорт благотворительной организации (выдается на три года). Имеющие такой паспорт освобождаются от уплаты налога на имущество и платят в бюджет налог на прибыль по минимально возможной ставке – 13,5%.

Однако за девять лет только 17 организаций в регионе смогли получить паспорт благотворительной организации. При этом, чтобы его оформить, уходит в среднем от 3 до 12 месяцев. По мнению экспертов, волокита с документацией и потенциальные проверки не добавляют популярности закону среди самарских волонтеров. А когда в итоге благотворители обращаются за налоговыми послаблениями, у инспекторов возникают трудности: как отнести денежные средства, перечисленные юрлицами, к социально значимым целям и какой перечень подтверждающих документов нужно собрать. В законе социально значимые цели благотворительной деятельности имеют довольно обобщенную формулировку.

В Пермском крае мецената могут наградить благодарственным письмом губернатора Пермского края. Закон о благотворительности был принят здесь в июне 2003 года, но реальной помощи филантропы не получают. Все дело в том, что в 2008 году по инициативе краевых властей в закон внесли исправления. В частности, из него была исключена статья 13, которая предусматривала на уровне региона различные льготы и преференции для предприятий-благотворителей. В итоге сегодня благотворительность в крае поддерживается только за счет «моральных» стимулов. К таковым, например, относится представление участников благотворительной деятельности к награждению государственными наградами Российской Федерации.

Справка «РБГ»

Ситуацию с поддержкой благотворительных организаций должен изменить совсем недавно вступивший в силу Федеральный закон N 235. Он внес изменения в Налоговый кодекс в интересах меценатов и бизнесменов, занимающихся благотворительной деятельностью. Закон предусматривает льготное налогообложение по налогу на прибыль в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований. От НДС освобождаются услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Помимо этого, освобождается от НДС безвозмездное оказание услуг по производству и распространению социальной рекламы.

По мнению депутата Госдумы Виктора Казарина, наконец принят закон, который совершенствует механизм государственного поощрения благотворительной деятельности. Эксперты уверены, что прописанные в законе налоговые льготы не только придают экономический стимул благотворителям, но поднимают их статус. Норматив позволит не взимать налог с суммы выплат в виде благотворительной помощи, оказываемой российскими и иностранными благотворительными организациями как в денежной, так и в натуральной форме.

Автор: Ольга Бухарова, Айгуль Камаева, Алексей Трапезников, Анна Шепелева

Теги: благотворительная деятельность налог не прибыль Налоговый кодекс НДС нецелевое расходование средств социальная ответственность чистая прибыль

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru