Резервы по аналогии: микрофинансовым компаниям снижают риски по-банковски
Печать
Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 27 Октября 2011 г.
Минфин и Минэкономразвития (МЭР) планируют обязать микрофинансовые организации создавать резервы на возможные потери по займам по аналогии с тем, как это делают банки по кредитам. Это призвано сделать такие компании более устойчивыми к рискам, но увеличит их расходы на бизнес. При этом гарантии повышения устойчивости микрофинансовых компаний требования по резервированию не дадут, считают эксперты.
О планах Минфина обязать микрофинансовые организации (МФО) создавать резервы на возможные потери по выдаваемым займам «Ъ» рассказали участники рынка микрокредитования. В Минфине подтвердили эту информацию. Соответствующее поручение правительства поступило в Минфин 21 октября, его реализация — подготовка поправок в закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» — осуществляется совместно с МЭР, сообщили в пресс-службе Минфина. Там указали, что законопроект предполагается представить в правительство в первом квартале 2012 года, во втором квартале — внести в Госдуму.
Сейчас микрофинансовые организации, выдавая займы, не формируют резервы на возможные потери по ним, хотя фактически несут такие же риски невозврата, как и банки. По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), на 1 июля (более свежие данные отсутствуют) объем рынка микрофинансирования составил 29,5 млрд руб., доля просроченной задолженности сроком свыше 30 дней на ту же дату — 6,1%. По данным ЦБ, доля просроченных кредитов банков в рознице на 1 сентября находилась на уровне 6%, в корпоративном секторе — на уровне 5%. При этом для банков обязанность формировать резервы в зависимости от рискованности кредитов закреплена на уровне закона, размер резервов — на уровне нормативного акта ЦБ. Согласно ему, по кредитам худшей — пятой категории качества — резервы могут достигать 100%.
Как пояснили «Ъ» в Минфине, вопрос о размерах отчислений для МФО сейчас обсуждается: «Рынок микрофинансирования находится на стадии формирования, поэтому предполагается, что ставки будут либеральнее, чем в банковской сфере». Предполагается, что новация сделает МФО более устойчивыми к рискам, так как зачастую граждане, получающие займы, не осознают последствий, плохо оценивая свои возможности.
Новые нормы должны сделать рынок микрофинансирования цивилизованнее, считают участники рынка. «Это повысит ответственность компаний и заставит их трезво оценивать риски»,— говорит председатель совета директоров Adela Financial Retail Group Евгений Бернштам (в группу входят МФО «Домашние деньги» и «Финотдел»). Впрочем, за устойчивость микрофинансовым организациям придется заплатить ростом расходов и, возможно, убытками. По словам президента УК «Центр микрофинансирования» Павла Сигала, «необходимость создания резервов может оказаться не под силу многим игрокам. Вероятно, им будет проще выйти из реестра МФО и работать так, как делали это до появления закона».
При этом конечная цель поправок — снижения кредитных рисков МФО — может оказаться недостигнутой, указывают эксперты: из-за малого опыта надзора в сфере микрофинансирования у Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). С 29 августа между Минфином и ФСФР были распределены полномочия регуляторов на финансовых рынках: за Минфином были закреплены функции разработки норм правового регулирования в этой сфере, ФСФР получила надзорные функции. «Учитывая большое количество сегментов финансового рынка, надзорные функции за которыми несет ФСФР, едва ли служба сможет качественно следить за исполнением МФО норм резервирования,— говорит директор департамента оценки Crowe Horwath РБС Максим Тищенко.— Это не всегда удается даже Банку России, несмотря на большой опыт подобной деятельности».
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU