Клиенты добавили банкам надежности: российский банковский сектор получил самую высокую оценку надежности в СНГ от Standard & Poor's

print
Печать

Источник: Газета.Ru

Дата публикации: 10 Ноября 2011 г.

Агентство Standard & Poor's улучшило оценку российского банковского сектора. России присвоена самая высокая группа надежности из стран СНГ. Повлиял активный рост депозитов и кредитования. Но остаются серьезные риски — слабый банковский надзор.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P), исходя из оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора, переместило Россию из группы 8 в группу с большей надежностью 7, сообщило агентство.

Оценка рисков

В соответствии с методологией оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора S&P разделяет все страны на десять групп: к группе 1 относятся страны с наименьшим уровнем риска, к группе 10 — с наивысшим.

Россия единственная из стран СНГ с такой высокой оценкой, остальные входят в группы 8—10. Эксперты S&P отметили такие положительные изменения в российском банковском секторе, как рост депозитов и кредитования. Так, за прошедшее десятилетие объем вкладов физлиц вырос в 20 раз, с 500 млрд рублей до 10,8 трлн рублей, по состоянию на конец августа 2011 года, и почти сравнялся с объемом депозитов корпоративных клиентов. Рост объемов кредитования, прекратившийся в 2008—2010 годы из-за рецессии, реструктуризации кредитов, сокращения иностранных заимствований, возобновился и по итогам года составит 10% по сравнению с 2010 годом, считают в S&P. По итогам года отношение банковских кредитов, выданных частному сектору и нефинансовым госкомпаниям, к ВВП составит 43%. При этом в России сравнительно низкие уровни задолженности юридических и физических лиц, отмечают эксперты агентства.

Но есть и факторы, вызывающие тревогу. Высокий кредитный риск связан с «большим процентом валютных кредитов, низкой кредитоспособностью неэкспортных отраслей экономики, а также слабостью и несовершенством российской правовой системы, создающими неопределенность в отношении перспектив взыскания задолженности», — объясняют эксперты S&P.

Ряд макроэкономических условий, влияющих на деятельность банков, также вызывают у экспертов S&P опасения. «Россия подвергается высокому риску нарушения экономической устойчивости, среднему риску возникновения экономических дисбалансов и очень высокому кредитному риску в экономике», — подчеркивает агентство. Эксперты S&P указывают на сильную зависимость российской экономики от цен на сырье, на неконкурентоспособность производственного сектора и низкие темпы проведения экономических реформ.

Кроме России к группе 7 относятся Болгария, Индонезия, Марокко, Филиппины и Ирландия, власти которой уже обращались к Европейскому стабфонду за деньгами для поддержки банковского сектора.

Дополнительный фактор риска — слабый банковский надзор: банки лишь формально отвечают требованиям регуляторов, считают в S&P.

«Неожиданная передача Банка Москвы под управление Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в 2011 году после приобретения 46% его акций государственным банком ВТБ и последующие неоднократные проверки свидетельствуют о слабости российской системы банковского надзора»,

— подчеркивают в S&P, признавая при этом, что действия властей во время кризиса 2008—2009 годов были более эффективными, чем в докризисный период.

Пессимистично смотрит на российские банки еще одно международное рейтинговое агентство — Moody«s. В октябре оно ухудшило прогноз развития банковской системы России до «негативного» со «стабильного». «Если реализуется сценарий, аналогичный кризису 2008 года, то, согласно нашему неблагоприятному сценарию, банки могут понести большие убытки по ценным бумагам и кредитным портфелям, а снижение прибылей может привести к снижению коэффициента достаточности капитала банковской системы ниже 10% против 16,7%, по состоянию на середину 2011 года», — объяснял тогда заместитель управляющего директора Moody»s Ярослав Совгира. «Негативный» прогноз означает, что этих изменений Moody's ожидает в течение следующих 12—18 месяцев.

В том, что агентство S&P улучшило прогноз по рейтингу российской банковской системы, не последнюю роль сыграли события на мировых рынках, говорит генеральный директор микрофинансовой компании «Финотдел» Татьяна Юрина. «Банковские системы Европы и Америки, казавшиеся несколько лет назад оплотом консервативности и надежности, сейчас штормит в финансовом море.

Экономические показатели еврозоны и волатильность рынков, проблемы Греции и «арабская весна» расшатали нервы инвесторов. При этом цены на сырьевые товары остаются достаточно высокими, нефть не опускается ниже $100 за баррель. На этом фоне экономика России уже не кажется такой отсталой и запредельно рискованной», — считает Юрина. Российские эксперты считают оценку S&P более близкой к реальности, чем Moody's: ситуация в банковской сфере России не критична. «Оценка S&P, оставаясь невысокой, всё же отражает позитивные тенденции в банковском секторе и неоправдавшиеся ожидания реализации худшего сценария в части качества кредитных портфелей банков и ожидаемых потерь», — говорит президент Первого республиканского банка Людмила Лебедева.

S&P более существенное внимание уделяет факторам господдержки, что вполне адекватно: наши власти продемонстрировали возможности поддержки банковского сектора в 2008—2009 годах, добавляет главный эксперт «Интерфакс ЦЭА» Алексей Буздалин. «Возрастающие рыночные риски, которые отмечает Moody's , тоже верны с учетом последних тенденций на рынке, — признает эксперт. — Для некоторых крупных банков актуальны вложения в облигации». Но в основном это гособлигации крупных, с относительно высокими кредитными рейтингами эмитентов, поэтому ожидать дефолта по ним не приходится, хотя они и обесценились в последнее время примерно на 15%, отмечает эксперт.

Автор: Ольга Танас, Сюзанна Камара

Теги: S&P Standard & Poor's банковский надзор российский банковский сектор

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru