Финансовая информация государственного сектора не на службе общественности
Печать
Источник: Эрнст энд Янг
Дата публикации: 25 Ноября 2011 г.
Как указывается в исследовании, несмотря на общую тенденцию в направлении модернизации системы учета в государственном секторе, лишь немногие из опрошенных рассматривают рейтинговые агентства, финансовые учреждения и общественность в качестве основных пользователей финансовой отчетности организаций государственного сектора
Международные финансовые учреждения, рейтинговые агентства и общественность в целом – все те, кого непосредственно касаются проблемы долгового кризиса и обеспечения финансовой стабильности государства – во многих странах мира не рассматриваются в качестве основных пользователей финансовой отчетности организаций государственного сектора. Таковы выводы последнего исследования Toward transparency: A comparative study on the challenges of reporting for governments and public bodies around the world, опубликованного сегодня компанией «Эрнст энд Янг». Проведенный в рамках данного исследования опрос мнений официальных лиц из финансовых ведомств 33 стран, показал, что на фоне значительного большинства респондентов (84%), отметивших правительство и парламент в качестве основных пользователей финансовой отчетности организаций государственного сектора, лишь менее трети из них (33%) включили в данный перечень рейтинговые агентства и чуть более трети (39%) – международные финансовые учреждения. Что касается простых граждан, то они были упомянуты лишь половиной респондентов (51%).
Филипп Пёш-Лестрад, руководитель международной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг правительственным и государственным учреждениям, отмечает: «Полученные результаты указывают на то, что многие государства не в достаточной степени эффективно раскрывают информацию о своем финансовом положении. Если при принятии важнейших инвестиционных, законодательных или политических решений внешние пользователи не будут располагать самой актуальной и надежной информацией, то такая ситуация может негативно отразиться на состоянии мировой экономики в целом. Наученные финансовым кризисом, правительства должны создавать все условия для внедрения механизмов современного управления и реформирования существующих систем ведения бухгалтерского учета. При этом, необходимо принимать более активные меры к снижению обеспокоенности по поводу прозрачности, подотчетности и устойчивости деятельности государственных организаций».
Целью исследования было выявить последние тенденции и изменения в области ведения бухгалтерского учета в государственном секторе, а также провести оценку результатов происходящего в мире процесса перехода от кассового метода к методу начисления, главной целью которого является переход к Международным стандартам финансовой отчетности в общественном секторе (МСФООС).
Глобальная унификация требований в области бухгалтерского учета входит в число мер, к реализации которых призывают страны-члены «Большой двадцатки» и целый ряд других государств для обеспечения стабильности на рынках капитала и создания благоприятных условий для инвесторов. Как показало исследование, национальные стандарты бухгалтерского учета во многих странах по-прежнему являются уникальными, что крайне затрудняет проведение объективного сравнительного анализа финансового положения таких стран. Значительное большинство стран, представители которых участвовали в исследовании, руководствуются собственными стандартами бухгалтерского учета и отчетности, поэтому многие из них не в состоянии сравнить уровень эффективности собственного правительства с уровнем эффективности правительств других государств.
В исследовании была отмечена четкая тенденция в направлении применения МСФООС или стандартов, разработанных на их основе. При этом, судя по имеющимся данным, многие страны создают излишние барьеры на пути к прозрачности, не позволяющие международным инвесторам оценить их инвестиционную привлекательность в сравнении с другими странами.
Большинство участвовавших в исследовании компаний (52%) уже осуществили переход к учету по методу начисления (скорректировав свою учетную политику) и успели ощутить на себе все преимущества данного шага, включая упрощение процесса принятия решений, улучшение качества управления активами и денежными средствами, укрепление финансовой дисциплины и повышение эффективности затрат. Большая часть опрошенных (55%) не планируют дальнейших мероприятий по реформированию своей системы бухгалтерского учета, и, что особо тревожно, треть из них составляют государственные организации европейских стран, где по-прежнему остро стоит проблема нестабильности в финансово-бюджетной сфере.
Подавляющее большинство стран (75%) отметили достоверное представление информации в качестве основного фактора, которому следует уделять внимание при подготовке финансовой отчетности. Тот факт, что данного мнения придерживаются страны, использующие кассовый метод учета, является несколько противоречивым, поскольку, как полагают специалисты в области бухгалтерского учета, кассовый метод не обеспечивает достоверного представления информации о реальном финансовом положении страны. Напрашивается вывод о том, что каждая страна по-своему истолковывает термин «достоверное представление информации» и единого понимания данного термина нет. Хотя финансовые ведомства большинства участвовавших в исследовании стран знают о МСФООС, лишь в трех из них данные стандарты уже действуют.
Комментирует Томас Мюллер-Маркес Бергер, руководитель международной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг в области бухгалтерского учета компаниям государственного сектора: «Эксперты в области государственных финансов и высшие должностные лица все больше склоняются к тому, что архаичная практика бухгалтерского учета по кассовому методу препятствует решению сложных финансовых задач в тех странах, в которых она по-прежнему применяется. Тем более обнадеживающим в этой связи выглядит тот факт, что инициатива по модернизации методов учета в государственном секторе исходит от самих правительств и что финансовый кризис не убавил их решимости. Если раньше частный сектор был вынужден принять меры, направленные на обеспечение прозрачности и доступности своей финансовой отчетности, то теперь пришло время аналогичных действий со стороны государственного сектора».
Г-н Пёш-Лестрад добавляет: «Кризис суверенного долга остро высветил необходимость прозрачности государственных финансов, особенно в странах еврозоны, однако правительствам других стран также важно стремиться к максимальной точности данных, раскрываемых в финансовой отчетности, благодаря использованию современных методов бухгалтерского учета и обеспечивать пользователям полное представление о финансовом состоянии своей страны».
Максим Савостьянов, партнер компании «Эрнст энд Янг», отмечает: «Для успешной реализации масштабной бюджетной реформы в Российской Федерации, затрагивающей все звенья бюджетной системы страны (как на федеральном, так и на муниципальном уровне) и все стадии бюджетного процесса, необходима единая методическая база, которая должна использоваться во всех областях, требующих реформирования. Как и в случае с МСФО в частном секторе, МСФООС закладывают прочные основы для последующего развития национальных стандартов бухгалтерского учета, которым будут следовать бюджетные организации и которые будут адаптированы с учетом потребностей и особенностей российского государственного сектора».
Информация об исследовании
В исследовании приняли участие респонденты из 33 стран, причем число респондентов из той или иной страны определялось с учетом географического положения и уровня развитости страны. Для проведения исследования Центром профессиональной практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг в области бухгалтерского учета компаниям государственного сектора, возглавляемым Томасом Мюллером-Маркесом Бергером, и Институтом государственного управления (Institute of Public Management) совместно была разработана семистраничная анкета. Анкеты заполнялись в первом полугодии 2011 года на основании информации, полученной от респондентов в каждой стране сотрудниками местного офиса компании «Эрнст энд Янг». Информация, в частности, была получена в ходе личных встреч с высокопоставленными сотрудниками финансовых ведомств соответствующих государств (министерство финансов или аналогичное уполномоченное ведомство). В исследовании приняли участие представители следующих 33 стран: Австралия, Австрия, Бразилия, Канада, Хорватия, Египет, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Израиль, Италия, Япония, Кения, Литва, Мозамбик, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, КНР, Польша, Сенегал, ЮАР, Республика Корея, Испания, Швеция, Швейцария, Уганда, Украина, ОАЭ (Абу-Даби), Великобритания, США и Зимбабве.Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU