Налоговое законодательство: итоги 2011 года, изменения с 2012 года

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 8 Декабря 2011 г.

7 декабря в Центральном доме предпринимателя прошла бесплатная практическая конференция «Налоговое законодательство: итоги 2011 года, изменения с 2012 года», организованная учебно-методическим центром «Градиент Альфа» и компанией «Такском», при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», ТПП РФ и Московской Международной Бизнес Ассоциации.

На мероприятии выступили отечественные эксперты из компаний-организаторов мероприятия, но были также и представители Минфина (Разгулин Сергей Викторович, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики). Сергей Викторович в ходе своего продолжительного выступления рассказал об особенностях налогового администрирования в уходящем году и ожиданий на 2012 год, затронув, в частности, такие темы как камеральные и выездные налоговые проверки, порядок контроля за трансфертным ценообразованием, процедура истребования документов налоговиками и др.

Так, главной особенностью выездной налоговой проверки (ВНП) является решение о ее проведении (кстати, на вопрос к залу «кто сталкивался?» было поднято довольно много рук, хотя при этом и не большинство) . «Глубина» таких проверок составляет 3 года, предшествующих решению о проведении проверки. 2008 год закрыт по общему правилу.

О детализации. В рамках ВНП могут быть рассмотрены даже месяцы (т.е. у вас вполне могут попросить , скажем, январь и июнь просто потому, что имеют на это право). Документы, которые могут быть при этом затребованы, должны касаться только тех налогов, по котором были обнаружены нарушения, и из-за которых было принято решение о проведении выездной проверки. Налоговые органы не вправе проверять периоды, которые уже были проверены (здесь есть определенные исключения). Если нарушение обнаружено за период, не включенный в выездную проверку, то проверять те периоды с ходу у налоговиков права нет – для этого им нужно принимать еще одно решение о новой выездной проверке.

Срок проведения ВНП – два месяца. Если налоговые инспекторы не успевают, у них есть право принять решение о продлении проверки; сроки продления обычно от 4 до 6 месяцев. Здесь будет важен факт вручения налогоплательщику решения о продлении. Можно и приостанавливать проверки, на срок до 9 месяцев. Основанием для этого может быть, например, перевод документов на русский язык. Однако при прочих равных налоговики не заинтересованы в излишнем затягивании (по крайней мере, больше чем на год), так как при этом может выпасть тот самый трехгодичный срок, который составляет «глубину» проверки.

Каковы возможные основания для повторных проверок?

  • Принятие налогоплательщиком решения о реорганизации
  • Представление уточненной налоговой декларации (здесь повторная выездная проверка может охватывать весь срок, за который представлена уточненная декларация, т.е. даже больше, чем 3 года. Однако проверяется только тот налог, по которому делалось уточнение)
  • Самая распространенная причина – решения вышестоящего налогового органа. Бывает так, что решение оспаривается налогоплательщиком в арбитражном суде, и налоговики назначают повторную проверку. Формально они вправе это делать. Однако нужно знать, что в рамках новой налоговой проверки проверяющие обязаны искать именно новые доказательства, которые не рассматривались в суде.

Пару слов о самых распространенных процедурах истребования документов. Истребования производятся на основании специального документа (приказ ФНС от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@, ред. от 17.02.2011). Если налогоплательщик получает требование, содержание которого ему непонятно, он исполняет его в том объеме, в каком оно ему понятно, и просит налоговиков уточнить. Привлекать к ответственности за неисполнение требования в этом случае нельзя. Срок, который отводится на представление – 10 рабочих дней со дня получения требования. Однако само требование может быть при этом отправлено по почве или телекоммуникационным каналам связи. В этом случае к сроку будет дополнительно добавлено 6 дней на почтовый перевод, и таким образом, если письмо шло до налогоплательщика 3 дня, то у него на представление документов будет уже 3 дня + 10 дней = 13 дней.

Штраф за непредставление – 200 р. за каждый документ. При этом документов могут быть сотни и тысячи, и сумма может быть большой.

Требовать можно только те документы, которые подлежат проверке. Нельзя запрашивать всякие примечания, планы и прочую вспомогательную документацию.

Требовать повторного представления налоговики не вправе. Однако для обоснованного отказа им, если уж они пришли к вам с соответствующим запросом, понадобится предыдущее требование и опись документов, представленных ранее. В противном случае налоговики всегда могут сказать, что в предыдущий раз документы были представлены неверно, и вам придется представлять снова.

Есть один-единственный формальный повод для повторного запроса – утрата представленных ранее документов самими налоговиками. Но налоговики на это никогда не пойдут, поскольку это подсудное дело – утрата (сознательная или нет, это будет выясняться в суде) документов, содержащих коммерческую тайну отдельной организации.

Небольшое, но интересное выступление было у П.А. Гагарина, председателя Совета директоров АКГ «Градиент Альфа», который рассказал о налоговых рисках.

Специально проведенное исследование (к сожалению, не можем уточнить, где и кем оно проводилось) показало самые распространенные источники налоговых рисков в России:

  • Частое изменение налогового законодательства
  • Различное толкование его положений
  • Неясность налогового законодательства (то, что порождает причину номер два – GAAP.RU)
  • Неточные, недостаточно проработанные требования (то, что порождает причину номер три GAAP.RU)
  • Изменения бухучета
  • Изменения отраслевого законодательства

Во всех этих случаях мы говорим о добросовестных налогоплательщиках, разумеется. Мы не берем риски «уклонения от уплаты налогов».

Среди главных факторов, порождающих налоговые риски для компании (т.е. риски возникновения претензий со стороны проверяющих), П.А. Гагарин выделяет работу с фирмами-однодневками, причем как прямо, так и косвенно. Фирмам-однодневкам была посвящена значительная часть его выступления, однако мы не будем останавливаться на них здесь подробно, поскольку уже раскрыли в деталях эту тему в материале от 12 апреля с.г. (подробнее).

Еще одним коротким (буквально на 10 минут), но, тем не менее, заслуживающим внимание выступлением была презентация Фадеева Д.Е. (представителя Торгово-промышленной палаты), который рассказал о «налоговых» проблемах малого бизнеса.

Дмитрий Евгеньевич сообщил аудитории, что буквально Вчера был подписан закон о страховых взносах для предприятий 36 видов на «упрощенке». Он добавил, что ТПП будет и дальше настаивать на распространении этой нормы на всех представителей малого бизнеса, поскольку в данный момент это пока не так.

Второе – это рассмотрение законопроекта о введении патентной системы вместо ЕНВД. Торгово-промышленная палата делает все, что притормозить принятие этого закона, потому что для малого бизнеса переход на патентную систему будет означать трудности.

Налоговое администрирование: по данным ФНС, число проверок в отношении малого и среднего бизнеса в 2012 год уменьшилось. Однако на практике как бывает? Зачастую малые предприятия вызывают «к себе», где их принуждают «добровольно» уточнять свою декларацию.

______________________________________

См. также по этой теме http://gaap.ru/articles/83310/

Теги: Градиент Альфа истребование документов камеральные налоговые проверки Минфин Московская Международная Бизнес Ассоциация налоговая д налоговики налоговое администрирование ОПОРА ТПП

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru