Клиентов ММВБ-РТС пустили в расход: им отказано в компенсации потерь от сбоя на бирже

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 21 декабря 2011 г.

Клиентам ММВБ-РТС, потерявшим средства на биржевом сбое в понедельник, вряд ли удастся компенсировать эти убытки. Вчера и руководство биржи, и многие брокеры, через которых заключались сделки, заявили, что ничего компенсировать не обязаны. Зато руководство биржи принесло публичные извинения всем участникам торгов и объяснило, что причиной беспрецедентного сбоя на ММВБ-РТС стало ошибочное попадание в торговую систему данных, использованных при тестировании накануне первого дня торгов на объединенной бирже. По факту сбоя ФСФР начала проверку.

Вчера объединенная биржа ММВБ-РТС назвала причину сбоя, происшедшего на вечерних торгах в понедельник — первый день работы объединенной площадки. Как пояснил «Ъ» первый зампред правления ММВБ-РТС Роман Горюнов, в понедельник, после проведения итоговых расчетов (клиринг) по основной сессии, в торговую систему были закачаны некорректные данные по открытым позициям и денежным средствам участников торгов. На тот момент в клиринговой системе оставались данные с субботнего тестирования торговой системы, проводившегося накануне начала торгов на объединенной площадке. Эти данные и отобразились как актуальные, что стало причиной некорректного отображения позиций. По словам господина Горюнова, всего в систему попало 300 тыс. тестовых сделок. В результате 15 минут торги проходили с неверным отображением данных по открытым позициям и денежным средствам, а затем, в 19:15, торги были приостановлены до 23:00. По данным биржи, за то время, пока проходили торги, было совершено 17 тыс. сделок.

Глава ММВБ-РТС Рубен Аганбегян вчера извинился перед всеми участниками рынка, клиентами и партнерами биржи. «Мы взяли на себя повышенные обязательства и, к сожалению, в первый день не смогли обеспечить бесперебойные торги»,— говорится в обращении господина Аганбегяна. Господин Горюнов вчера заверил, что «биржа проведет внутреннее расследование по факту технического сбоя и примет нужные меры».

Впрочем, внутренним расследованием ММВБ-РТС дело не ограничится. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин вчера заявил, что считает недопустимой ситуацию, сложившуюся на бирже в понедельник. «Биржа не уделила должного внимания тестированию программного продукта и вопросам технического сопровождения торгов в целом»,— сказал господин Панкин. Сейчас ФСФР направила предписание на биржу и запросила информацию, кроме того, служба намерена провести встречи с руководством ММВБ-РТС. «Не хотелось бы махать шашкой, но виновные должны нести ответственность. Полагаю, что возможны отзывы квалификационных аттестатов у лиц, виновных в происшедшем сбое»,— предупредил господин Панкин. Более того, он заявил, что «в случае если будет доказана вина биржи, клиенты смогут обратиться в суды с исками о компенсации убытков».

Иски действительно могут последовать. Вчера на многочисленных профессиональных форумах обсуждалась возможность подачи коллективных исков с требованием возместить убытки. Потери понесли те инвесторы, которые, несмотря на некорректное отображение своих позиций в торговой системе, стали совершать сделки. «После 19:00 я с удивлением обнаружил, что у меня открыта короткая позиция на 117 контрактов на фьючерс РТС и короткая позиция на 223 фьючерса на акции Сбербанка. Чтобы открыть такую позицию, мой депозит должен быть 1,5 млн руб., притом что мой счет составляет 350 тыс. руб.»,— рассказал «Ъ» частный инвестор Алексей Кошкин. По его словам, у него сложилось ощущение, что кто-то открыл позиции за него, получив доступ к его счету, и, чтобы предотвратить возможные манипуляции, ему пришлось закрывать позиции. «Мой брокер не сообщил мне, что делать в такой ситуации, а дозвониться до него было невозможно»,— добавляет господин Кошкин. После возобновления торгов он увидел на своем счете убыток в размере 82 тыс. руб. Трейдер Илья Якименко рассказал «Ъ», что по результатам некорректно проведенных из-за сбоя сделок получил 120 тыс. руб. убытка, причем, так как его счет был всего на 71 тыс. руб., он еще и остался должен своему брокеру «Финам».

По словам господина Горюнова, инвесторам, если они заподозрили неладное, не стоило совершать никаких сделок, а сообщить о некорректной информации своему брокеру. Впрочем, трейдеры указывают, что получить вразумительный комментарий от брокеров в понедельник было почти невозможно. «Я торгую через Сбербанк, и сообщение о проблемах мне пришло только в 19:55 — уже после того как я совершил сделки»,— рассказывает трейдер Павел Шницер, получивший убыток 225 тыс. руб. Он дозвонился до брокера «ближе к 22 часам» и на вопрос, будут ли отменены некорректные сделки, получил ответ, что «скорее всего, да». Однако через некоторое время уже в ответ на письменный запрос он получил от Сбербанка «уведомление о margin call на 2,5 млн руб., притом что сумма на счете составляет 990 тыс. руб.».

«Прояснить ситуацию у своего брокера ВТБ 24 я не мог — все четыре часа, пока торги были приостановлены, дозвониться до него было невозможно»,— говорит господин Кошкин. Запросы «Ъ» в брокерские подразделения Сбербанка и ВТБ 24 вчера остались без ответа.

Возместить свои убытки пострадавшим частным инвесторам будет сложно. Опрошенные «Ъ» брокеры единогласно заявляют о непричастности к происходящему и считают, что ответственность несет биржа. «Брокер не несет ответственности за действия третьих лиц, в данном случае биржи, которая не исполнила свои обязанности. Такие риски отражены в договоре брокерского обслуживания, который подписывает клиент»,— говорит руководитель направления «Брокерское обслуживание на срочном рынке» БКС Александр Дубров. «Брокеры останутся в стороне, потому что на их стороне договор, который инвесторы не могут не подписывать. Ответчиком в данном случае должна быть биржа»,— считает юрист коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Василий Моисеев. «Бирже нужно время для осмысления ситуации. Надеюсь, у них (руководства биржи.— »Ъ«) хватит духа выработать правильную позицию, собрать пострадавших инвесторов и договориться с ними о компенсациях в том или ином виде»,— говорится в ответе гендиректора компании ITinvest Владимира Твардовского на запрос клиента Юрия Чернышука, получившего убыток в размере 300 тыс. руб. Пока на бирже не готовы компенсировать убытки инвесторов. Господин Горюнов вчера заявил «Ъ», что инвесторы не могут предъявить к бирже иски, так как не имеют с ней договорных отношений.

На некорректном отображении данных в торговой системе кто-то мог и заработать, считаю участники рынка. На опрос в профессиональном форуме, заработал ли кто-то на сбое, желающих откликнуться не нашлось. Однако на форуме РТС пользователь под ником avb написал, что после сбоя получил длинную позицию с 800-кратным плечом. По оценкам участников, после того, как он закрыл эту позицию и торги в 23:00 восстановились, этот трейдер на движении рынка мог заработать 1 млн руб.

Автор: Петр Руденко, Александр Мазунин

Теги: Дмитрий Панкин клиринг ММВБ ММВБ-РТС Роман Горюнов РТС Рубен Аганбегян Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru