Налоговое творчество Минфина

print
Печать

Источник: Независимая газета

Дата публикации: 23 Января 2012 г.

Владимир Путин поручил министерствам внести к 15 февраля в правительство предложения очередной налоговой реформы. Вчера глава Минфина Антон Силуанов объявил о начале «творческой» работы над реформой. Министр сообщил, что власти могут снизить прямые налоги и взамен поднять косвенные – то есть, например, снизить налог на прибыль, но увеличить акцизы или налог на добавленную стоимость (НДС).

Именно это, по версии Минфина, простимулирует экономический рост в стране. Между тем организация «Деловая Россия», которая и смогла убедить премьера в необходимости реформы, настаивает на снижении НДС, налога на прибыль и страховых взносов до 15%. Выпадающие доходы должны компенсировать высокие акцизы на табак и алкоголь, повышение налогов на добычу ископаемых и налога на недвижимость.

Независимые эксперты уверены: для Минфина главное – вовсе не экономический рост, а собираемость налогов. Именно косвенное налогообложение дает гарантированный приток средств в бюджет.

«Если налоговые доходы бюджета не позволяют совершить маневр, конечно же, есть еще один выход – повышение налогов», – сказал вчера глава Минфина, выступая на Гайдаровском форуме в Москве. Но возникает вопрос, какие именно налоги надо повысить. Ведь «серьезные изменения налогового поля не всегда улучшают налоговый климат и инвестиционную привлекательность», властям нельзя допускать радикального изменения уровня фискальной нагрузки на экономику. У Минфина есть свои наработки по данной проблеме.

«Может быть рассмотрено некоторое сокращение прямых налогов и замена их на косвенные, – пояснил Силуанов. – Мы считаем, что более правильно повышать НДС и косвенные налоги, ни в коем случае не социальные платежи, ни в коем случае налог на прибыль». Повышение социальных платежей и налога на прибыль приведет к ухудшению конкурентоспособности экономики – такова «минфиновская позиция». Как добавил министр, не исключено рассмотрение вопроса об изменении страховых взносов в зависимости от того, как будет реформироваться пенсионная система.

Напомним, в декабре 2011 года премьер Владимир Путин, выступая на съезде «Деловой России», указал на фискальные дисбалансы в экономике: «Налоговая нагрузка распространяется неравномерно даже в производственных отраслях. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству – 11,3%, а по металлургии – 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов – 5%». Очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый маневр, который простимулирует рост, диверсификацию экономики и приток инвестиций, говорил Путин.

По итогам этой встречи с предпринимателями правительство получило от премьера ряд поручений. В частности, Минэкономразвития и Минфин должны «представить правительству РФ до 15 февраля 2012 года предложения по совершенствованию налоговой системы, включая оптимизацию налогов в целях стимулирования экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, с соответствующими финансово-экономическими расчетами». В минувшую среду, выступая на Гайдаровском форуме, первый вице-премьер Игорь Шувалов уточнил, что весной будут приняты решения по налогам, которые определят экономическую политику государства на ближайшие 5-6 лет. То есть речь идет о серьезных стратегических вопросах. До установленного срока остается меньше месяца, но чиновники пока, судя по всему, не торопятся детально разрабатывать налоговую реформу. Как вчера сказал Силуанов, «вопрос налогового маневра – творческий», существует несколько мнений и различные предложения о том, как должна совершенствоваться налоговая система.

Схема, предложенная Минфином, выглядит, по мнению некоторых наблюдателей, неоднозначно. Ведь наращивание косвенных налогов может оказать на экономику не стимулирующее, а дестимулирующее влияние. Логика простая. К примеру, фиксированный и прямой налог на владение теоретически может подтолкнуть предприятие к наращиванию экономической активности – для того чтобы покрыть фискальные издержки. А постоянно растущие акцизы на бензин, наоборот, эту активность могут затормозить, потому что каждый новый километр перевозок будет увеличивать косвенное налоговое бремя. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что точно так же угнетает экономику и рост прямого налога на прибыль.

Но это не все. Как показывает практика, обещания налоговых послаблений слишком часто оборачиваются еще большим фискальным ужесточением. Один из примеров – недавняя история с транспортным налогом. Власти заговорили о введении в России транспортного налога, ставка которого должна повышаться в зависимости от мощности двигателя автомобиля. Это вызвало протест у владельцев более дорогих и мощных машин. Тогда власти заговорили о послаблениях, они даже пообещали полностью заменить транспортный налог акцизами на бензин. Но на практике отмены транспортного налога не произошло. Транспортный налог по-прежнему взимается с автовладельцев, только при этом бензин стал значительно дороже: к постоянному, уже традиционному повышению цен на топливо добавились дополнительные акцизы.

Председатель «Деловой России» Борис Титов сумел убедить Владимира Путина в необходимости налогового маневра.

Интересы Минфина в ходе налоговой реформы вполне предсказуемы. Скорее ведомство куда больше заинтересовано в удобных и надежных механизмах сбора налогов, а не в стимулировании экономического роста. Это понимают и сами чиновники. Помощник президента Аркадий Дворкович, например, пожурил вчера ведомство Силуанова за то, что оно пока на стороне скорее ограничительных, чем стимулирующих мер.

«Косвенные налоги взимать проще и проще их спрятать. Они включены в цену товара, то есть граждане платят их не напрямую, как налог на доходы или имущество, поэтому есть шансы, что и сопротивляться повышению косвенных налогов они будут меньше», – комментирует эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева. Возможно, Минфин считает косвенные налоги меньшим злом с точки зрения социальной стабильности.

«Преимущество большинства прямых налогов действительно в том, что они оказывают меньшее дестимулирующее влияние на экономику. Преимущество большинства косвенных налогов – простота их сбора и администрирования», – соглашается аналитик «Allianz РОСНО Управление активами» Ариэл Черный и добавляет, что, «однако, из всего есть исключения». По его словам, теоретически повышение прямых налогов менее рискованно для экономики. «Но, учитывая качество налоговой системы и распространенность схем ухода от налогов, такое повышение ударит прежде всего по добросовестным плательщикам и окажет эффект противоположный запланированному», – замечает эксперт.

Инициатором налогового маневра со стороны бизнеса была организация «Деловая Россия». Как напомнил вчера в беседе с «НГ» председатель «Деловой России» Борис Титов, главное для бизнеса сейчас – это как можно больше сократить налоги на реальное производство. Резервы для этого можно найти в повышении налогов на потребление и на природную ренту. Речь идет о налоге на добычу полезных ископаемых, акцизах на табак и крепкий алкоголь и налоге на недвижимость. При этом в «Деловой России», похоже, не учитывают, что налоговый маневр за счет единого налога на недвижимость фактически невозможен, поскольку Минэкономразвития переносит введение этого налога на далекое будущее. По словам Титова, формула налоговой реформы в идеале должна звучать так: НДС, налог на прибыль и страховые взносы должны быть снижены до 15% – это так называемая концепция «15-15-15». В предложениях же Минфина пока что много неясного, замечает лидер «Деловой России». Но самое главное, по его словам, в том, что бизнесу нужны не косметические меры и не «некоторые» изменения, а кардинальные решения, которые обеспечат рост инвестиционной активности.

Теги: Антон Силуанов Владимир Путин Деловая Россия Минфин налог на прибыль налоговая реформа налоговые доходы НДС пенсионная сис прямые налоги

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru