Банки не прошли проверку временем: ЦБ вводит непрерывный контроль

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 16 Апреля 2012 г.

200 крупнейших банков ждет тотальный контроль за рисками со стороны ЦБ фактически в режиме онлайн. Новый подход регулятора к проверкам предполагает, что реагировать на выявленные нарушения Банк России будет мгновенно — не дожидаясь окончания ревизий. Это сократит возможности недобросовестных игроков по введению надзорного блока ЦБ в заблуждение и одновременно увеличит шансы банков на выживание в случае непреднамеренных ошибок или форс-мажора.

О новом подходе ЦБ к выявлению и устранению рисков в банках «Ъ» рассказал руководитель главной инспекции кредитных организаций (ГИКО) Банка России Владимир Сафронов. Этот подход, утвержденный в Центробанке в конце марта, предполагает изменение модели взаимодействия между подразделениями инспектирования и дистанционного надзора ЦБ при проведении проверок. Смысл в том, что информация от проверяющих будет поступать в надзорные подразделения не после завершения проверки, как сейчас, а непосредственно в процессе проверок. Это позволит надзорным сотрудникам ЦБ требовать от банка устранения нарушений не спустя несколько месяцев после их обнаружения, а непосредственно в ходе ревизии. По замыслу регулятора, устранение временного лага между проверкой и реакцией надзора на ее итоги позволит существенно ограничить возможности использования банками схем «переупаковывания» плохих активов в якобы хорошие. Такие схемы используются банками для уклонения от санкций ЦБ без реального улучшения качества активов, что в итоге заканчивается их крахом и потерями для кредиторов и вкладчиков.

По словам Владимира Сафронова, изменение порядка взаимодействия между инспекцией и надзором предполагается как на уровне территориальных управлений, так и на уровне центрального аппарата. «Рабочая группа в ходе проверки информирует региональную инспекцию о текущих результатах проверки. В свою очередь, региональная инспекция направляет эти сведения в межрегиональную инспекцию и главную инспекцию. Одновременно эта же информация представляется в надзорное подразделение теруправления ЦБ и департамент банковского надзора (ДБН) в центральном аппарате,— пояснил он.— Может показаться, что столь многоуровневая схема информационных потоков лишь запутывает, но на самом деле обмен информацией происходит практически мгновенно, а дублирование информационных потоков — например, ДБН получает сведения как от территориального надзора, так и из ГИКО — исключает риск потери данных об обнаруженных нарушениях где-то на местах».

При выявлении в ходе проверки критической массы проблем в деятельности банка надзором и инспекцией будут проводиться совещания с его руководством и собственниками, в ходе которых им будет предложено оперативно — не дожидаясь окончания проверки — исправить ситуацию, продолжает Владимир Сафронов. Предполагается, что информация о том, как идет процесс исправления, будет оперативно доступна по вышеописанной схеме не только сотрудникам ЦБ на местах, но и инспекции и надзору в центральном аппарате, что позволит отследить, являются ли действия банка по исправлению ситуации реальными. По словам Владимира Сафронова, новый подход будет применяться в ходе проверок банков второго контура надзора, в который входят 200 крупнейших игроков.

Такой подход надо было ввести давным-давно, указывают опрошенные «Ъ» эксперты и участники рынка, констатируя, что накопление критических проблем в банках — зачастую следствие запоздалой реакции надзорного блока. Они напоминают, что на банковском рынке нередки случаи, когда из-за временного лага между выявлением нарушенией и реакцией на них надзорного блока ЦБ нарушения оказываются умело «исправленными». Например, плохие кредиты «погашены» и заменены «хорошими», несуществующие ценные бумаги «проданы», а «вырученные» деньги «вложены» в бизнес, и т. п. Это не только сводит всю работу проверяющих к нулю, но и позволяет банку вывести оставшиеся у него реальные активы.

Прежде всего, большая информированность будет полезна самому ЦБ. «Причем вне зависимости от того, ошибся банк и готов исправлять ситуацию либо действовал умышленно и намерен и дальше стоять на своем»,— говорит замгендиректора АКГ «Финэкспертиза» Наталья Борзова. «В любом случае, регулятор предупрежден, значит, вооружен, значит, есть шанс, что время не будет упущено»,— заключает она.

«Конечно, если банк не настроен на взаимодействие и отрицает нарушения, применить к нему санкции без акта проверки будет невозможно,— рассуждает экс-топ-менеджер банка из топ-10.— Но обладая всей полнотой информации, ЦБ может изыскать основания для оперативного составления промежуточного акта проверки, после чего применить к банку достаточно жесткие санкции». «Вообще же, главное в этом нововведении не столько физическое расширение возможностей регулятора, сколько его желание знать, что реально происходит в банковском секторе, а значит, наличие воли к исправлению ситуации»,— говорит один из бывших сотрудников ЦБ.

В плюсе от нововведений, по мнению экспертов, окажутся те банкиры, которые действительно намерены добросовестно исправлять допущенные ошибки. «Для них нововведение существенно сократит период неопределенности, в котором существует бизнес от начала проверки до поступления реакции от надзора,— указывает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов.— Ведь даже если банку известно о наличии претензий у проверяющих, например, к величине созданных резервов на возможные потери, до поступления указаний из надзорного блока ЦБ он не знает, в каком именно объеме их следует досоздать, насколько сильным будет влияние таких действий на капитал и что ждет его бизнес впоследствии».

Автор: Светлана Дементьева

Теги: Банк России департамент банковского надзора контроль за рисками надзорные подразделения ЦБ Центробанк

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru