Аудиторы отчитались на «четверку»: аудиторский рынок вырос за счет крупнейших игроков

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 21 мая 2012 г.

Ожидавшегося после законодательного сокращения числа компаний, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, падения рынка аудиторских услуг не произошло. Клиентов у аудиторских компаний становится меньше, но совокупная выручка при этом растет: «большая четверка» аудиторов активно обслуживает крупных клиентов, переходящих на МСФО.

В прошлом году число клиентов аудиторских организаций сократилось на 30% — до 75,5 тыс., при этом объем аудиторского рынка впервые за три года продемонстрировал рост на 1,7 млрд руб.— до 50,8 млрд руб. после сокращения в 2009-2010 годах на 1%, свидетельствуют показатели рынка аудиторских услуг Минфина за 2011 год, обсуждавшиеся в ходе заседания рабочего органа совета по аудиторской деятельности при Минфине. «Отток клиентов объясняется изменениями в законе »Об аудиторской деятельности«, в соответствии с которыми сократилось число компаний, чья отчетность подлежит обязательному аудиту»,— отмечает зампред рабочего органа совета глава НП «Институт профессиональных аудиторов» (ИПАР) Дмитрий Лимаренко.

Поправки к закону «Об аудиторской деятельности», сокращающие число компаний, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, были приняты в декабре 2010 года и распространялись на отчетность компаний за 2010 год, то есть фактически они заработали в 2011 году. Из-под обязательного аудита предполагалось вывести отчетность предприятий малого и среднего бизнеса с выручкой до 400 млн. руб. или суммой активов бухгалтерского баланса менее 60 млн руб. До принятия поправок эксперты прогнозировали сокращение числа клиентов на 70%, а объема аудиторского рынка — на 10-20%.

Ожидавшегося массового сокращения числа клиентов не произошло благодаря тому, что аудированная отчетность все же осталась востребована рядом организаций, для которых она стала необязательной. По словам гендиректора компании «Бейкер Тилли Русаудит» Евгения Самойлова, в проверке отчетности, в частности, заинтересованы «дочки» международных групп, работающих по единым стандартам внутреннего контроля.

При этом объем рынка сохраняется в основном за счет его лидеров — участников «большой четверки» аудиторов (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG), прирост выручки которых компенсирует убыточность компаний поменьше, потерявших своих клиентов. Согласно официальной статистике Минфина, доля «большой четверки» в совокупных доходах от аудита в прошлом году увеличилась на 24,2% — до 34,3% от доходов всех аудиторов.

Росту доходов «большой четверки» способствует увеличение числа крупных компаний, переходящих на отчетность по международным стандартам, требующую аудита. В среднем число компаний, отчитывающихся по МСФО, растет на 15-20% в год, говорит партнер «Беркшир Адвайзори Групп» Александр Артемьев. «Рост доли »большой четверки« происходит за счет концентрации рынка, вызванной созданием крупных госхолдингов, которые переходят на международные стандарты отчетности»,— поясняет Евгений Самойлов.

С другой стороны, спрос на аудиторские услуги растет из-за развития долгового рынка. «В прошлом году российские компании стали более активно рассматривать возможность привлечения внешнего финансирования»,— указывает управляющий партнер Ernst & Young Александр Ивлев. «Чем крупнее заемщик и планируемый кредит, тем тщательнее банк относится к его отчетности»,— констатирует господин Артемьев, поясняя, что порог кредита, с которого заемщику требуется отчетность по МСФО, зависит от лимита на заемщика, установленного в банке, что, в свою очередь, определяется структурой капитала и финансовыми показателями самого банка.

В борьбе за крупных клиентов аудиторы идут на снижение стоимости своих услуг, отмечают участники рынка. «В ходе тендера на проведение обязательного аудита госкомпаний аудиторы снижают стоимость услуги в несколько раз, а затем наверстывают доход, оказывая сопутствующие услуги, стоимость которых может не раскрываться»,— отмечает партнер БДО Антон Ефремов. Рост потребности клиентов крупных аудиторских организаций в сопутствующих консалтинговых услугах, в частности в due diligence и налоговом консультировании, отмечает и Дмитрий Лимаренко.

Автор: Ольга Шестопал

Теги: KPMG PricewaterhouseCoopers аудиторская деятельность аудиторские компании аудиторские услуги аудиторский рынок Бейкер Т Институт профессиональных аудиторов ИПАР обязательный аудит

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru