Ernst & Young за сутки смягчила мнение о политической ситуации в России

print
Печать

Источник: Известия

Дата публикации: 1 Августа 2012 г.

Международная аудиторская фирма передумала писать о «монополии Кремля на политическую власть» в своем докладе о слияниях и поглощениях

По итогам 2011 года аудиторская фирма Ernst & Young и лондонская бизнес-школа Cass поставили Россию на 28-е место в рейтинге «Индекс зрелости рынков для совершения сделок слияний и поглощений» (M&A Maturity Index), после Чехии, ОАЭ, Малайзии и Таиланда. В предыдущем подобном исследовании Россия была на 49-м месте. Тем не менее, развитию рынка слияний и поглощений здесь все еще мешают госрегулирование и политические факторы, такие как «монополия Кремля на политическую власть».

Зрелость российского рынка M&A оценивается теперь не в 57%, как по итогам 2010-го, а в 68%. Рейтинг из 175 стран возглавляют США, Сингапур и Великобритания, с показателями в 82–85%. Cтраны оцениваются по двум десяткам факторов. Если по социально-экономическим Россия получила высокую оценку (94%), то в области госрегулирования и в политической сфере все куда хуже (36%), что тормозит развитие рынка M&A, следует из исследования. Еще плачевнее у России с верховенством закона (26%, ниже только у Украины и Нигерии), борьбой с коррупцией (худшие среди всех 13%) и уплатой налогов (30%), однако по исполнению контрактов она получает высокую оценку (93%).

Низкие оценки также по бюрократической волоките (32%), а по фактору «политическая стабильность» Россию приравняли к Египту (18%). Как говорится в отчете Ernst & Young (есть у «Известий»), это отчасти связано с недавними вызовами, брошенными «монополии Кремля на политическую власть», и обвинениями в нарушениях на недавних выборах. Впрочем, в открытом доступе на сайте компании опубликована отредактированная версия, в которой про «монополию Кремля» ничего не сказано.

— Мы решили сделать более гладкие формулировки, чтобы не политизировать. Мы бизнес-структура, в политику не окунаемся, — объяснили в пресс-службе компании.

Таким образом, из исследования следует, что в некоторых африканских и ближневосточных странах ситуация в политической сфере более стабильная, чем в России. Актуальных оценок по Ливии у Ernst & Young нет, но совокупная оценка Сирии — 42% и 97-е место. У Египта сильные стороны — в инфраструктуре и активах. Политическая стабильность, «учитывая последние события в стране», оценена в 18%, уровень исполнения контрактов оценивается в 10%. Политическая стабильность Катара оценивается в 87%, «верховенство закона» — в 76%. В апреле в Катаре произошла попытка военного переворота, которая была пресечена американскими спецназовцами.

Россия остается многообещающим рынком для совершения сделок, говорится в исследовании. Тем не менее, объем объявленных сделок за II квартал 2012 года снизился на 8% по сравнению с предыдущим кварталом и на 32% в годовом исчислении. Это самый низкий уровень активности на рынке слияний и поглощений с I квартала 2010 года, отмечается в исследовании. Общая стоимость объявленных сделок выросла на 140% по сравнению с предыдущим кварталом, при этом средняя стоимость сделки выросла на 165%, до $509 млн, в значительной степени это было обусловлено одним предложением на $5,2 млрд.

Высокие показатели по стоимости говорят о том, что конкуренция за имеющиеся на рынке активы по-прежнему высока и все больший интерес приходит от иностранных покупателей. Медленные темпы регулирования и политического развития по-прежнему могут отпугивать некоторых инвесторов, но возможности российского рынка игнорировать нельзя, считают эксперты Ernst & Young.

У экспертов разные мнения по поводу оценок России в исследовании Ernst & Young.

— Я не понимаю, как по уровню политической стабильности они поставили нас на один уровень с Египтом, в России ситуация совсем другая, — говорит вице-президент «Деловой России» Александр Осипов. — Все арабские страны перетрясло, в Мексике процветает контрабанда и незаконная торговля наркотиками, но у них почему-то «стабильность» выше.

Прошедшие выборы, скорее, свидетельствуют об определенности ситуации на 12 лет вперед, отмечает руководитель аналитического управления управляющей компании «УралСиб» Александр Головцов.

По мнению первого вице-президента «Опоры России» по экспертно-аналитической деятельности Владислава Корочкина, политическая нестабильность во многом связана не с самой системой, а с чрезмерно сильной зависимостью экономики страны от нефтяных цен. В этом плане Россия не сильно отличается от Арабских Эмиратов.

— Социальная нестабильность может быть связана с невозможностью исполнения социальных обязательств. Любая нестабильность в Европе чревата нестабильностью в России, — говорит Корочкин.

Управляющий директор «Тройки Диалог» Анджело Морганти считает, что снижение активности M&A в России не связано с какими-либо политическими рисками.

— На мой взгляд, это отражение общемировой тенденции. То же самое происходит и на других рынках M&A любой развивающейся страны. Объемы сокращаются из-за негативных макроэкономических прогнозов и ограничения фондирования. В таких условиях компании не хотят тратить имеющиеся у них свободные деньги на приобретения, а зарубежные игроки воздерживаются от выхода на новые рынки, особенно когда речь идет о развивающихся странах. Внутренний рынок слияний и поглощений в России достаточно активен.

По мнению Александра Головцова, главным препятствием для сделок M&A является падение конкурентоспособности российской промышленности.

— С 2009 года издержки российских производителей по ключевым статьям — зарплата, энергия и транспортировка — выросли на 30–50%, а курс рубля почти не изменился, — говорит он. — Электричество и газ стоят дороже, чем в США, а по стоимости рабочей силы Россия уступает большинству развивающихся рынков. Поэтому западным компаниям не очень интересно что-то здесь поглощать, кроме разве что компаний сектора розничной торговли.

Автор: Дина Ушакова

Теги: Cass Ernst & Young M&A M&A Maturity Index аудиторская компания Индекс зрелости рынков для совершения сделок слияний и поглощений слияния и поглощения

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru