Важно мнение каждого

print
Печать

Источник: Российская газета

Дата публикации: 15 Августа 2012 г.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России будет определять доминирующее положение кредитной организации на рынке, опираясь на мнение ее клиентов – как физических, так и юридических лиц, говорится в приказе, опубликованном на официальном сайте ведомства. ФАС планирует проводить опросы покупателей финансовых услуг, а также анализировать договоры, на основании которых эти услуги оказываются.

Документ также содержит понятие «тест гипотетического монополиста» – он поможет определить географические границы товарного рынка. При проведении теста антимонопольная служба будет выяснять у клиентов банков, у каких продавцов, расположенных за пределами товарного рынка, и в каком объеме они предпочтут получать услугу, если цена на нее в пределах этого рынка повысится на 5-10% не менее чем на год, а за пределами рынка останется прежней. При определении доли, которую кредитная организация занимает на рынке, ФАС будет учитывать соотношение объема оказанных ею банковских услуг определенного вида в стоимостном выражении и объема аналогичных услуг, оказанных в установленных границах товарного рынка.

 – Я не очень представляю, как данный порядок позволит определить монополиста на финансовом рынке – он больше подходит именно к товарным рынкам, когда возможность физической покупки какой-либо вещи ограничена местом нахождения клиента, – считает заместитель председателя правления «Ренессанс Кредит» Сергей Королев. – Сейчас потребитель, проживающий в самом отдаленном регионе, может через Интернет оформить кредитную карту любого московского банка, предлагающего такую услугу, или депозит, переведя деньги по почте, через любой другой банк или платежную систему.

Вице-президент Инвестбанка Ксения Кожухова обратила внимание, что вопрос о том, какими услугами и в каком объеме клиенты предпочтут заменить определенную банковскую услугу, не всегда может служить основанием для применения программ лояльности со стороны банка к клиенту. «Доминирующие на рынке кредитные организации хорошо известны и банковскому сообществу, и клиентам. Опрос только подтвердит сложившиеся данные, неоднократно опубликованные в различных обзорах и рейтингах. Если же целью теста ФАС является установление фактов недобросовестной конкуренции и ущемления прав потребителей, а также поиск альтернативных форм предоставления услуг, то необходимо уточнить область применения данных исследований в вопросах законотворчества и регулирования рынка», – считает эксперт.

С другой стороны, по ее словам, реализация новой инициативы ФАС, несомненно, повлияет на остроту конкуренции между банками в силу возможного усиления контроля за деятельностью «выявленных» монополистов, а также благодаря стремлению небольших и средних банков усилить свои продуктовые линейки новыми, интересными для клиентов предложениями. Кожухова также добавила, что сама методология проведения теста будет затратной и технически сложной. Более простой способ определения монополистов банковского сектора – собрать статистику продаж по сегментам бизнеса и проанализировать цены и прочие условия на сопоставимые продукты у всех участников рынка финансовых услуг, помогут клиенты.
Теги: антимонопольная служба банковские услуги доминирующее положение тест гипотетического монополиста ФАС Федеральная антимонопольная служба

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru