Минфин и Центробанк готовятся к кризисному шоку

print
Печать

Источник: Известия

Дата публикации: 3 Сентября 2012 г.

В случае ухудшения обстановки решено поддержать деньгами инвесткомпании. Механизм поддержки нестандартный

В правительстве продолжают готовиться к надвигающемуся кризису. «Известия» уже писали о том, что обсуждается возможность возвращения субординированных кредитов для банков (были введены в разгар кризиса 2008 года). Теперь чиновники и представители ЦБ задумались о том, как поддержать ликвидность небанковского финансового сектора — инвесткомпании, не имеющие банковской лицензии.

Механизм поддержки, по информации «Известий», предложил Центробанк, а Минфин его поддержал и развил. Причем, как рассказывает источник, близкий к финансовому ведомству, ЦБ, аргументируя свою позицию, в выражениях не стеснялся: было указано, что механизм важен уже на первой фазе кризисных явлений и что он позволит игрокам в ситуации кризисного шока исполнять краткосрочные обязательства без экстренной продажи финансовых активов.

В чем суть предложений? Инвестиционные компании, столкнувшиеся с дефицитом средств, смогут заключать сделки РЕПО (под залог ценных бумаг) с Внешэкономбанком (ВЭБ). Правовые возможности для этого есть: госбанк имеет соглашения с ЦБ для заключения таких сделок в пределах 1 трлн рублей. В результате ВЭБ будет предоставлять финансовым компаниям, не имеющим лицензии ЦБ, ресурсы под залог ценных бумаг, а регулятор, в свою очередь, будет рефинансировать госбанк под полученное им обеспечение.

Но есть нюанс — нельзя назвать устойчивым положение самого контрагента, то есть ВЭБа. Больше операций — больше нужно закладывать под них резервов. В результате может пострадать коэффициент достаточности капитала госбанка, который в настоящее время и без того близок к критической отметке. В свою очередь, нарушение норматива негативно отразится на оценке риска ВЭБа иностранными кредиторами, сообщил Минфин в правительство. А это значит, что кредитоваться за рубежом госбанку будет гораздо сложнее (во время кризиса 2008 года поток западных денег для российских банков иссяк почти полностью).

Но эту проблему есть возможность преодолеть, решили в Минфине: можно и вовсе не учитывать сделки РЕПО с инвестиционными компаниями при расчете норматива достаточного капитала для ВЭБа. При этом предполагается рассмотреть возможность использования процедуры компенсации со стороны ЦБ связанных с этими операциями потерь. Таким образом, получается, что ради сохранения хорошего имиджа ВЭБа в глазах иностранных кредиторов правительство всерьез подумывает пойти на хитрость.

Представленный механизм является временной мерой. В перспективе обеспечивать небанковский финансовый сектор достаточной ликвидностью Минфин намерен через центрального контрагента — с помощью тех же сделок РЕПО. Институт контрагента введен с начала года, но для того чтобы он полноценно функционировал, ФСФР необходимо принять 18 правовых актов. Поэтому и созрел такой хитроумный план.

В ВЭБе подтвердили, что получено поручение рассмотреть этот вопрос, но за более подробными комментариями посоветовали обратиться в ФСФР, «которая непосредственно занимается этой темой».

— Доступ профессиональных участников рынка ценных бумаг к ликвидности в кризисный период позволит стабилизировать ситуацию на рынке и снизить волатильность, — считает глава ФСФР Дмитрий Панкин. Ни в Минфине, ни в Центробанке на запросы «Известий» на момент выхода материала не ответили.

Предложенный механизм станет средством предотвращения обвального падения рынка, резюмируют его авторы. Сегодня основным биржевым риском считаются сделки РЕПО между участниками финрынка, подтверждает старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. В кризисный, 2008 год, когда отдельные участники не смогли исполнить свои обязательства по данным операциям, возникла цепочка неплатежей. От устойчивости инвестиционных компаний зависит стабильность и банковского сектора, добавляют в ЦБ.

Нагрузка на достаточность капитала ВЭБа, связанная с указанными сделками РЕПО, носит формальный характер, поскольку риск ложится не столько на сам банк, сколько на государство, считает Максим Васин. К тому же сегодня, по его словам, методы расчета нормативов ВЭБа не идентичны тем, которые предъявляются коммерческим банкам. ВЭБ занимает обособленную позицию на рынке — он не обязан выполнять все нормативы, установленные регулятором для банков, не обязан публиковать отчетность. Васин добавляет, что сегодня банки имеют возможность через ЦБ получать ликвидность с помощью РЕПО, а инвесткомпании могут только в других банках на менее выгодных условиях.

Некоторые эксперты недоумевают, зачем вообще придумывать такой сложной механизм поддержки. Аналитик Allianz Investments Ариэл Черный указывает, что инструменты рефинансирования ЦБ — своего рода «пряник», доступный кредитным организациям «в награду» за выполнение установленных законом нормативов и предоставление отчетности.

— В принципе, если какой-то профучастник хочет пользоваться инструментами ЦБ, он может получить банковскую лицензию, войти в какую-нибудь банковскую группу или даже создать дочерний банк. Мировой опыт борьбы с проблемой ликвидности инвестиционных компаний и других профучастников предлагает именно такие решения, — говорит Черный.

Наконец, реализация предложенного механизма не отразится на рейтинге ни ВЭБа, ни государства, уверяет Васин.

— Другой вопрос, что в последнее время наметилась тенденция активного использования ресурсов ЦБ для поддержки различных программ. Вот это может сказаться на суверенном рейтинге, но не отдельный механизм, тем более если рассматривать его как антистрессовый, то даже наоборот — эффект будет положительным, — говорит эксперт.
Теги: банковская лицензия Внешэкономбанк ВЭБ Дмитрий Панкин инвесткомпании Минфин РЕПО ФСФР ЦБ Центробанк

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru