Антикризисную госпомощь банкам обменяют на их акции

print
Печать

Источник: Известия

Дата публикации: 19 Сентября 2012 г.

В случае кризиса государство может не только увеличить долю в госбанках, но также стать акционером частных кредитных организаций

В следующем году впервые может быть реализован разработанный еще в 2009 году механизм фондирования банковской системы облигациями федерального займа (ОФЗ). Эти бумаги в случае ухудшения экономической конъюнктуры государство обменяет на привилегированные акции банков, нуждающихся в докапитализации. Это следует из опубликованного проекта федерального бюджета на 2013 год, который изучили «Известия». На эти цели в следующем году заложено 150 млрд рублей.

Механизм закреплен законом «Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков». Нормативный акт принят в середине 2009 года, но в тот кризис схема так и не применялась. По процедуре, утвержденной этим законом, банк выпускает привилегированные акции, одновременно происходит эмиссия Минфином ОФЗ. Затем госбумаги вносятся в уставной капитал банка в качестве оплаты акций, которые переходят в собственность государства. Под залог полученных облигаций банк также сможет получить рефинансирование Центробанка.

Объем «префов», выпущенных в рамках такой процедуры фондирования банка, не может превышать размер основного капитала кредитной организации. При этом общая номинальная стоимость бумаг не должна быть менее 25 млн рублей.

Государство, получая в собственность привилегированные акции, одновременно приобретает право вето по ряду вопросов, таких как размер дивидендов, допразмещение акций, одобрение крупных сделок и прочее. По закону власти не вправе будут продавать данные бумаги до начала 2020 года: ранее этого срока их могут выкупить только другие собственники банка. Если этого не произойдет, с января 2020 года бумаги могут быть приватизированы. А спустя 10 лет после того, как они были выпущены, их владелец может требовать конвертации «префов» в обыкновенные акции.

В прошлый кризис на программу капитализации через ОФЗ возлагались большие надежды, говорит старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин:

– В начале 2009 года на нее в течение двух лет предполагалось выделить полтриллиона рублей, но к настоящему времени, как мы видим, сумма усохла до 150 млрд рублей.

Замначальника отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Василий Слугин указал, что, получая ОФЗ в обмен на привилегированые акции, компания улучшает показатели достаточности капитала, у нее появляется более ликвидный актив. Таким образом, она становится более устойчивой к кризисным явлениям. Слугин подчеркнул, что данная мера выглядит логично, но, тем не менее, является экстренной – ведь курс правительства нацелен на снижение доли государства в экономике.

Первый зампредседателя правления СМП Банка Александр Левковский отмечает, что сама идея «госбумаги в обмен на акции» выглядит разумной. Однако прописанный механизм фактически исключает возможность его реализации в кратчайшие сроки, которые диктуются кризисом, говорит Левковский.

Банки смущает не только длительный механизм реализации, но также недостаточно привлекательные условия, добавляет Максим Васин. Во-первых, представитель государства в совете директоров банка наделяется слишком широкими полномочиями. Во-вторых, программа оказалась достаточно дорогой: дивидендные выплаты по префам установлены в размере купонного дохода по ОФЗ плюс три процентных пункта. Поэтому, указывает Левковский, установленная механизм требует доработки со стороны соответствующих госорганов.

Учитывая, что совокупный капитал банковской системы более 5,5 трлн рублей, планируемые к размещению 150 млрд рублей поднимут долю государства менее, чем на 3%, подсчитал директор стратегического и организационного департамента Абсолют-банка Равиль Нигматов. Исполнительный директор банка «Петрокоммерц» Павел Неумывакин, соглашаясь, что существенного влияния на рынок реализации указанного механизма в полном объеме не окажет, напоминает, что выставленный на продажу пакет 7,6% акций Сбербанка, принадлежащий государству, оценен примерно в аналогичную сумму – 150 млрд рублей.

Согласно проекту федерального бюджета на следующий год, его дефицит в 2013 году ожидается на уровне 521,4 млрд рублей, что составляет около 0,8% прогнозируемого ВВП (66,5 трлн рублей). Объем государственного внутреннего долга России на 1 января 2014 года должен составить 6,57 трлн рублей, а внешнего долга – $66,2 млрд.



Автор: Татьяна Ширманова, Анастасия Алексеевских

Теги: антикризисная госпомощь докапитализация механизм фондирования банковской системы Минфин облигации федерального займа ОФЗ привилегированные акции Центробанк “префы”

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru