Источник: Финмаркет
Дата публикации: 31 Октября 2012 г.
Минфин уже готов регулировать еще не созданную систему добровольных пенсионных накоплений, которая должна появиться на месте еще не разрушенной системы накоплений обязательных. Те, кто решит заняться будущими пенсиями граждан, должны будут выполнять строгие правила, способствующие надежности инвестиций, это значит, что желающих отнести им деньги найдется не так уж много
Власти еще не отказались окончательно от обязательной накопительной пенсионной системы, а Минфин уже готовится регулировать систему добровольных пенсионных накоплений. Заявленная цель — сделать ее надежной, а, значит привлекательной для граждан.
Минфин собирается гарантировать надежность финансовых институтов, занимающихся пенсионным страхованием и ограничить их маржу. При этом они попадут под жесткий контроль государства.
В замен они, теоретически, как следует из Стратегии пенсионной реформы, в целом утвержденной правительством месяц назад, смогут рассчитывать на получение в управление триллионов рублей – работодатели получат право передавать им (вместо Пенсионного фонда) 2-4% фонда оплаты труда своих работников.
Но эксперты уверены, что появление новых пенсионных инструментов призвано лишь отвлечь от главного содержания будущей пенсионной реформы – отказа от обязательных накоплений, а никаких масштабных добровольных накоплений не будет ни с гарантиями надежности от государства, ни без них.
- Новый инструментарий для пенсионных накоплений предполагается создать проектами двух законов, опубликованных во вторник на сайте Минфина.
- В пояснительной записке написано, что законы должны повысить надежность добровольных накопительных пенсионных систем.
- На новом рынке пенсионного страхования смогут работать не только негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но и страховые компании за исключением обществ взаимного страхования.
- Финансовый институт, желающий заниматься пенсионным страхованием, обязан подать соответствующее уведомление в определенный правительством госорган и зарегистрировать там свои программы страхования.
- Все эти пенсионные продукты вносятся в особый реестр. Его ведением может заняться либо Минфин, либо ФСФР, либо будущий финансовый мегарегулятор на в составе Центрального банка. Также, по данным «Финмаркета», рассматривалась возможность, чтобы пенсионным регулятором стал Минтруд.
Пенсионные программы могут быть следующих видов:
- с заранее установленными размерами выплат;
- с установленными взносами и с расчетом размера выплат по результатам их инвестирования;
- смешанные пенсионные программы, имеющие признаки как первой, так и второй группы;
- пенсионный аннуитет, предполагающий единовременное внесение всей суммы взносов по пенсионной программе.
Для каждого вида пенсионных программ уполномоченным правительством органом будут утверждены типовые правила.
В законопроекте уже определены рамочные требования к будущим пенсионным программам.
- Срок их действия должен быть не менее десяти лет.
- Накопленные в рамках пенсионных программ средства будут наследоваться.
- К любым программам должен быть обеспечен равный доступ всем желающим гражданам. Оговаривать особые условия для конкретных клиентов законом будет прямо запрещено.
- Финансовым институтам будет запрещено делать заявления и прогнозы относительно результатов будущей инвестиционной деятельности, кроме как в рамках зарегистрированной программы. Но любой пенсионный продукт должен содержать минимальный объем обязательств перед его покупателем.
Ранее замдиректора департамента финансовой политики Минфина Андрей Воронцов так комментировал данное требование законопроекта: «Получение отрицательных финансовых результатов от инвестирования пенсионных накоплений не влечет уменьшения пенсионных обязательств».
- Работающие по пенсионным программам финансовые институты должны будут формировать собственные или объединенные компенсационные фонды на случай возмещения убытков, обеспечить страхование своей ответственности перед гражданами.
- Пенсионные активы объявляются собственностью финансовых институтов.
- Для них будут установлены нормативы достаточности собственного капитала. Сейчас они есть только у банков.
- Пенсионные активы подлежат исключению из конкурсной массы в случае банкротства финансового института.
- Сферы нынешней деятельности НПФ и страховщиков будут максимально разведены с зарегистрированными пенсионными программами. Формируемые по ним активы должны быть обособлены. Для управления ими надо иметь лицензированного доверительного управляющего и обособленный от других видов деятельности персонал.
- Расходы на ведение дела по пенсионной программе не должны превышать 1% от стоимости находящихся в ее рамках активов. Для небольших пенсионных программ, аккумулирующих на конец года не более 1,5 млн руб., размер расходов не может быть более 5% от суммы взносов, поступивших в течение года. Любое превышение расходов финансовый институт оплачивает за свой счет.
Закон в случае его принятия должен начать действовать с 1 января 2014 года.
Во Всероссийском союзе страховщиков и в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) прокомментировать законопроект во вторник не смогли.
Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы
«С одной стороны, создавать условия для добровольного страхования надо. С этой точки зрения появление законопроекта – правильный шаг.
Но с другой стороны, никаких оснований рассчитывать, что это страхование примет в обозримом будущем какие-то значимые масштабы, способные повлиять на общее развитие пенсионной системы, нет. Чтобы это серьезно заработало, нужно иметь достаточно развитую финансовую систему. Как мы видим на примере работы обязательной накопительной системы, есть большие проблемы с надежными и в то же время доходными инструментами.
К тому же наши граждане не сознают своей ответственности за обеспечения себе достойной старости. Как показывают опросы, в массе своей россияне считают исключительно обязанностью государство обеспечить им счастливую старость.
И это не только наша проблема. В мире очень мало стран, где значимую роль играют добровольные пенсионные системы. В основном, либеральные страны англо-саксонского права. Во Франции, в Швеции – очень развитые финансовые рынки. Но пенсионные системы основаны все равно на обязательном страховании. У них в обществе тоже нет установки, что пенсия – ответственность самих граждан».
Один из экспертов, участвовавший в разработке законопроекта и просивший себя не называть
«Этот закон должен появиться только после того, как будет утверждена Стратегия пенсионной реформы. До этого нет смысла его даже вносить в Госдуму. Пока законопроект выглядит абстрактным, не понятно о чем.
Законопроект призван дополнить обязательные и добровольные системы пенсионного страхования механизмами корпоративных пенсионных систем, например, для выходящих на пенсии досрочно, или для тех работодателей и работников, которые за свой счет пожелают сохранить накопительный компонент.
Чтобы на этом рынке не возникало непонятных схем, предполагается такая дополнительная госрегистрация не только финансовых институтов, но и пенсионных продуктов. Государство требует прежде, чем идти к клиенту, зарегистрировать продукт в госоргане, который проверит реалистичность тарифов, условий финансирования.
Но единственным конкретным предложением, работающим на повышение надежности инвестирования пенсионных накоплений по данному законопроекту, можно считать гарантийные фонды. Правда, конкретики о механизме их работы в законопроекте почти нет.
Законопроект никак не касается того, чем сейчас занимаются пенсионные фонды и страховщики. У каждого есть свое законодательство, свои продукты. Поэтому не понятно, как можно в одном законе унифицировать НПФ, являющиеся некоммерческими структурами, с коммерческими страховыми компаниями, для которых действует совершенно другой закон, свой понятийный аппарат. Это попытка скрестить ужа с ежом.
Гораздо проще было бы прописать правила корпоративного пенсионного страхования отдельно в каждом из отраслевых законодательств: в страховом, для НПФ. Обсуждалась возможность привлечения к этому банков».
Татьяна Омельчук, эксперт Центра стратегических разработок
«Все эти законопроекты отвлекают от главного – от задуманной пенсионной реформы. Люди, у которых есть возможности делать сбережения на старость, и так это делают, без всяких пенсионных продуктов. А им придумывают, куда еще лучше деньги отнести.
Накопительный компонент так и не заработал в полную силу, пока был обязательным. А теперь его хотят сделать добровольным. Никто добровольно откладывать на пенсию не будет. Все эти законопроекты ни к чему не приведут.
Тем более, сейчас государство не хочет честно сказать, что в результате пенсионной реформы всех ждут маленькие пенсии. Наоборот, утверждается, что они будут стабильно расти. Если человеку говорят, что у него и так все будет хорошо, зачем он будет еще копить? Да и правила игры у нас меняются постоянно».Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU