Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 8 Ноября 2012 г.
Фото: ummahdesignblog.com
Малазийский Совет по стандартам финансовой отчетности (MASB) опубликовал состоящий из двух отдельных частей дискуссионный документ, в котором обсуждаются особенности исламской отчетности вообще и подходы к учету специфических финансовых инструментов в частности. Также в документе объясняется, почему регуляторы в конечном итоге приняли решение заставить все исламские финансовые организации следовать национальным малазийским стандартам финансовой отчетности, которые, отметим, практически эквивалентны МСФО. В заключительной части публикации MASB обращается к Совету по МСФО с просьбой уделить должное внимание вопросам исламской финансовой отчетности (что, впрочем, он и сам давно уже собирался сделать, добавим мы от себя – GAAP.RU).
Состоящий из двух частей документ содержит мнение отдельных экспертов MASB, которое – они оговаривают это отдельно – совершенно необязательно что отражает официальную точку зрения всей организации.
В первой части объясняется происхождение большого числа чисто исламских финансовых транзакций, которые основываются на торговых контрактах, а не займах. При этом объект торговых отношений в большинстве случаев должен быть материальным активов (если он нематериальный, то тогда это ограниченная категория «разрешенных»). Шариатские законы, как известно, запрещают начисление процентного дохода на займы, отсюда ключевые различия с традиционными отношениями.
Далее в документе сопоставляются подходы к учету по стандартам, разработчиком которых является Комиссия по бухучету и аудиту исламских финансовых институтов (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions – AAOIFI), и по стандартам МСФО. Отмечается, что исторически AAOIFI не очень хорошо принимала две основные концепции международных стандартов: приоритет содержания над формой и временная стоимость денег. Но по итогу различия, возможно, не так и значительны. Применительно к первой концепции здесь говорится: «Хотя исламские и традиционные финансы значительным образом отличаются с точки зрения философии и юридической формы, первые, как правило, структурируются таком образом, чтобы отражать тот же экономический эффект, что и вторые». Для иллюстрации этой мысли рассматривается пример учета одного и того же финансового инструмента по стандартам AAOIFI и МСФО.
Завершает MASB первую часть своей работы следующей мыслью: «Информация об экономических эффектах столь же важна (если не важнее), что и информация о юридической форме контракта. Несмотря на контрактные различия, многие исламские финансовые инструменты, по сути, повторяют экономические эффекты традиционных инструментов. По этой причине для MASB ближе по духу базис для признания и измерения в МСФО, который подчеркивает экономическую сущность транзакций. MASB признает, что форма контракта также важна с исламской точки зрения, в результате чего призывает к надлежащим раскрытиям (которые, кстати, могут включать в себя раскрытия, рекомендованные AAOIFI), отражающим следование или же, напротив, отход от шариатских принципов, и к дифференцированию между шариатскими и традиционными контрактами, признаваемыми и измеряемыми схожим образом».
Эта логика, вкупе с озабоченностью MASB состоянием дел со стандартами от AAOIFI (мол, они предназначены лишь для контрактов ограниченного типа, к тому же отдельная система исламских стандартов может создать неблагоприятные последствия в виде арбитража и иных злоупотреблений), объясняет решение регуляторов не давать исламским организациям никаких поблажек в плане использования малазийских стандартов (MFRS), приближенных к МСФО.
Ну а во второй части публикации проводится анализ некоторых особенностей применения МСФО к транзакциям по Шариату. Например, здесь рассмотрены:
- Исламский лизинг (ijarah) по IAS 17 и сегодняшнему пока еще не законченному проекту IASB
- Исламские депозиты (основаны на понятиях mudarabah и wakalah), обычно отражаемые как обязательства (однако малазийский ЦБ почему-то рекомендует признавать их на инвестиционных счетах)
- Исламское страхование (takaful), где основная проблема возникает с трактовкой qard, беспроцентной ссуды – нужно ли учитывать это по IAS 39 или же просто списывать.
По материалам: IAS Plus
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU