Источник: РБК - daily
Дата публикации: 26 Ноября 2012 г.
Знаковые топ-менеджеры России, трудящиеся на ниве госсектора, осаждают Кремль с просьбой сократить список госкомпаний, их «дочек» и «внучек», подпадающих под действие закона о закупках госкомпаний. Авторы письма, в числе которых глава «Роснефти» Игорь Сечин, убеждают Владимира Путина, что конкуренцию закон не усилит, а инвестпривлекательность и капитализацию госкомпаний может сгубить. Целесообразность правок в 223-ФЗ сейчас изучает Белый дом — решение может быть готово в течение недели.
Последние три недели в Кремль и Белый дом регулярно поступают письма о необходимости поправить 223-ФЗ. В распоряжении РБК daily оказалось самое статусное из них — на имя президента Владимира Путина, в числе подписантов которого председатели правлений «Роснефти» Игорь Сечин, «Газпром нефти» Александр Дюков и Сбербанка Герман Греф.
Закон 223-ФЗ, регулирующий закупки естественными монополиями и компаниями с преобладающим участием государства, вступил в силу с начала этого года. Но их «дочек» и «внучек» (доля в уставном капитале более 50%) он коснется только с 1 января 2013 года. «Таким образом, в круг лиц, на которых распространяется действие закона (по разным оценкам, 400 тыс. субъектов), попадут все АО с преобладающим прямым и косвенным участием государства», — говорится в письме.
Миссия закона — расширение доступа юрлиц и физлиц к торгам госкомпаний и, как следствие, развитие добросовестной конкуренции, напоминают высокопоставленные авторы. Однако, по их мнению, «заявленные цели не только не будут достигнуты, но создадутся условия для нарушения конкурентной среды в отношении крупных публичных компаний и их миноритариев». Размещение на официальном сайте правительства плана закупки товаров и услуг на срок не менее года (план на закупку инноваций — на пять-семь лет), отчета о количестве и общей стоимости договоров по итогам торгов и даже информации, которая может охраняться как коммерческая тайна (контрагенты и стоимость товаров, услуг), ставит коммерческие организации с госучастием в неравные условия с конкурентами.
Логика авторов письма такова: частники, вооружившись знанием ценовой политики и общих потребностей в товарах и услугах, смогут отказывать в скидках и даже проводить согласованную политику односторонне выгодных сделок. Компании с госучастием, которым и так придется нелегко, вынуждены будут понести еще и «существенные дополнительные расходы» на реорганизацию и поддержание информационных систем, обучение персонала, которые могут быть компенсированы только через повышение отпускных и понижение закупочных цен товаров и услуг.
Это в результате понизит инвестпривлекательность и капитализацию компаний с госучастием, резюмируют топ-менеджеры. В свидетели они призывают Конституцию, Гражданский кодекс и Российский союз промышленников и предпринимателей. И просят вычеркнуть из списка подпадающих под закон тех, кто работает на конкурентных рынках (за исключением объектов государственного тарифного регулирования), а «заявленные в 223-ФЗ цели достигнуть иными механизмами, без введения для коммерческих организаций с госучастием особого режима регулирования закупок».
«Госкомпании решили объединиться, чтобы быстрее решить этот вопрос», — рассказал РБК daily источник в одной из госкомпаний. В «Газпром нефти» ситуацию аргументировали так: «Необходимость участвовать в длительных конкурентных процедурах, связанных с оформлением большого количества сопутствующей документации, может снизить интерес крупных контрагентов к сотрудничеству с компанией. В результате в ряде случаев нам придется работать не с производителями, а с дилерами, что автоматически увеличит затраты на приобретение продукции».
Открытость ценовой политики сократит возможность заключения долгосрочных договоров по низким ценам, поскольку вызовет у контрагентов опасения, что опубликованная стоимость договора станет препятствием при обсуждении ими цены товара с другими покупателями, добавляют в компании. В «Роснефти» от комментариев отказались, Сбербанк не смог оперативно ответить на запрос РБК daily.
К лобби по поправкам 223-ФЗ подключились также депутаты — в Госдуму с сентября по ноябрь внесены сразу несколько законопроектов. Аргументы пояснительных записок похожи на письмо г-на Сечина.
С тем, что 223-ФЗ несовершенен, не спорят ни эксперты, ни чиновники. Однако на его недостатки они смотрят под иным углом. «Во-первых, там нет строго регламентированных способов закупки: одна из статей подразумевает проведение торгов «иными, кроме конкурса или аукциона, способами», — говорит глава «Безопасного отечества» (наряду с «РосПилом» контролирует законность госзакупок) Виталий Зарудин. — Во-вторых, даже в этих условно существующих способах нет критериев отбора победителя». В результате госкомпании соревнуются в инновационности: кто-то называет торги «конкурентными переговорами», которые не попадают под сферу гражданского законодательства (соответственно, их нельзя обжаловать в суде), другие в качестве критерия отбора победителя прописывают «первый поднявший руку», не без иронии рассказали РБК daily в ФАС.
«Термин «конкурентные переговоры» любят использовать госкорпорации, — приводит пример из практики г-н Зарудин. — Мы пытались остановить покупку «Росатомом» чудо-печки за 19 млн руб., цена которой 8,5 млн. Но нас везде развернули, так как общественный контроль над закупками госкомпаний (в отличие от госзакупок для государственных и муниципальных нужд) вообще не предусмотрен». По разным оценкам, с нарушениями (пусть и не всегда злоумышленными) совершается 30—50% закупок госкомпаний.
Кремль переадресовал письма в Белый дом, рассказал источник РБК daily на Старой площади. «Ведутся консультации с профильными ведомствами, резолюция ожидается в течение недели», — уточнил собеседник. В правительстве воздержались комментировать ход консультаций. Открытым остается вопрос, войдет ли в поправки к 223-ФЗ общественный контроль над закупками госкомпаний. О необходимости такового в августе на Селигере говорил президент Владимир Путин. «В середине августа мы направили наш проект поправок закона в Госдуму главе комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирине Яровой, — рассказал глава «Безопасного отечества» Виталий Зарудин. — Она расписала его на изучение депутату Выборнову. За это время он был недоступен, болел, но ответа добиться не удается».
Автор: Инга Воробьева, Анастасия Литвинова
Теги: Газпром госкомпании добросовест¬ня конкуренция естественные монополии закон о закупках закупочные цены капитализация Роснефть РосПил ценовая политикаКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU