Шнейдман обещает сохранить две параллельные системы отчетности

print
Печать

Источник: Минфин

Дата публикации: 19 Декабря 2012 г.

На недавно прошедшем четырехдневном форуме «Банк: бухгалтерия, налоги, отчетность» обсуждались последствия введения с 1 января 2013 года нового законодательства в области МСФО. В интервью Bankir.Ru тему комментирует директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов России Леонид Шнейдман.

 – Леонид Зиновьевич, я внимательно слушала ваше выступление на форуме. Вы дали оптимистичную оценку состояния бухгалтерского учета. Но что изменится для банков с 1 января 2013 года в связи с принятием законодательства об МСФО в России?

 – Изменения почувствуют не столько банки или другие финансовые институты, сколько пользователи финансовой отчетности. Закон вводит обязательное предоставление этой отчетности участникам рынка – акционерам, инвесторам – и обязательную публикацию этой отчетности. Тем самым обеспечивается доступ российских пользователей к консолидированной отчетности, составленной по международным стандартам.

 – Как вы считаете, повысит это прозрачность финансовых организаций и просто юридических лиц в нашей стране?

 – Если рассматривать это в качестве единственной меры повышения прозрачности, то нет, не повысит. Но в качестве одной из мер, направленных на повышение прозрачности рынка, новое законодательство сыграет весьма заметную роль. С 1 января 2013 года российский инвестор получает возможность посмотреть на деятельность банка с разных сторон: с точки зрения информации, подготовленной по международным стандартам, с точки зрения информации, подготовленной по федеральным стандартам. А чем больше информации получает инвестор, чем больше информации получает рынок, тем больше уверенности в качестве работы соответствующего объекта, в том числе и банка.

 – Правильно я понимаю, что принятие нового законодательства нацелено на стимулирование потока местных инвестиций, то есть на российского инвестора? Или же на западный рынок тоже идет расчет?

 – Законодательство о консолидированной финансовой отчетности, в целом, направлено на создание привлекательного инвестиционного климата, на развитие финансового рынка в нашей стране. Новый закон в равной степени защищает интересы как российских инвесторов, так и зарубежных.

 – Опишите, пожалуйста, сложившееся положение дел с МСФО в настоящий момент. Вы говорили на форуме «Банк: бухгалтерия, налоги, отчетность», что многие организации в нашей стране по МСФО работают чуть ли не с конца 90-х годов прошлого века.

 – Применение МСФО в банковской сфере и в реальном секторе экономики находится приблизительно на одном уровне. Если взять рейтинг крупнейших российских компаний, который составляет ежегодно «Эксперт РА», то среди топ-100 порядка половины уже давно ведут отчетность по международным стандартам. А если взять меньшую выборку, скажем, топ-10 или топ-30, то окажется, что каждая из входящих в этот список компаний отчитывается по МСФО.

 – Правильно я понимаю, что РСБУ и МСФО в нашей стране будут существовать параллельно? Или постепенно международная отчетность будет вытеснять отечественную?

 – Обе отчетности будут существовать параллельно. Для консолидированной отчетности будут использоваться непосредственно международные стандарты финансовой отчетности, и только они. А для отчетности юридических лиц будут использоваться федеральные стандарты, основанные на международных стандартах.

 – В своем выступлении на конференции вы затронули вопрос о санкциях. Проблемы ответственности за фальсификацию финансовой отчетности сегодня обсуждаются на самом высоком уровне, постоянно вспоминаются и нашумевшие истории, явившиеся причиной последнего мирового кризиса. Какие санкции могут грозить по новому законодательству за предоставление недостоверной отчетности по МСФО для банков?

 – Я говорил о том, что пока действуют общие санкции за недобросовестное раскрытие информации, которые предусмотрены кодексом об административных правонарушениях. Однако задача состоит в создании комплексной системы санкций, связанной с недобросовестным раскрытием информации бухгалтерской отчетности.

 – А к банкам будет какое-то особенное отношение в процессе решения этой задачи? Или кредитно-финансовые организации будут нести такую же ответственность, как и любые другие юридические лица?

 – Не думаю, что для каких-то категорий организаций, например, для банков, должны вводиться специальные санкции.

 – А каким образом финансовые организации будут нести ответственность за эти преступления? Планируется ли введение уголовного преследования, административного или замеченные в мошенничестве организации будут каким-то специальным образом штрафовать? Как именно юридические лица будут нести ответственность за предоставление недостоверной отчетности?

 – Вы предвосхищаете события. Речь идет о том, чтобы рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с гражданско-правовой, административной, уголовной ответственностью. Сегодня мы только в начале пути.

 – Просто хотелось бы выяснить, будут ли нацелены эти меры на предотвращение мошенничества в банковском секторе?

 – Эти санкции будут нацелены на защиту интересов пользователей финансовой отчетности, в первую очередь, инвесторов.

 – И как вы считаете, будут ли они стимулировать банковский сектор к более добросовестному отношению к своей работе? Смогут ли санкции снизить количество кредитно-финансовых организаций, доведенных до банкротства? Застрахуют ли эти меры рынок от «Межпромбанка-2», скажем?

 – Как показывает опыт, даже самые строгие санкции не в состоянии полностью обеспечить защиту от мошенничества в какой бы то ни было сфере. Невозможно утверждать, что введение санкций за предоставление фальсифицированной отчетности застрахует рынок от случаев или попыток финансовых преступлений. Однако вместе с другими мерами, осуществляемыми для оздоровления финансового рынка, они, безусловно, будут способствовать созданию условий, которые стимулируют к честному и добросовестному раскрытию информации.

 – В вашем выступлении вы несколько раз также упоминали о некоторой разнице или, говоря вашими словами, «зазоре» между федеральными и международными стандартами отчетности. Можете перечислить, какие существуют отличия, коротко, буквально, по пунктам?

 – Прежде всего, это временной лаг. Кроме того, не исключено, что какие-то решения, принятые в международных стандартах, не будут отвечать интересам российского бизнеса. Подобные ситуации случались в других странах.

 – И в заключение хотелось бы попросить вас дать свой прогноз, как изменится ситуация в 2013 году в бухгалтерском деле, да и на финансовом рынке в целом в связи с введением МСФО в России. В чем будет основной прогресс?

 – Главное событие, которое произойдет в связи с действием закона о консолидированной отчетности – российский пользователь, российский инвестор получит свободный доступ к информации, составленной по международным стандартам.

 – Звучит очень красиво и несколько пафосно. Вы искренне верите, что ситуация изменится в лучшую сторону кардинально?

 – Да, я искренне верю в позитивные изменения на рынке, которые произойдут, в том числе, в связи с действием бухгалтерского законодательства. Предпринимаемые меры приведут к облегчению доступа к необходимой информации, а следовательно, к улучшению инвестиционного климата.

Автор: Наталия Трушина

Теги: бухгалтерская отчетность консолидированная финансовая отчетность Леонид Шнейдман международные стандарты Министерство финансов МСФО МСФО в банковской сфере прозрачность РСБУ системы отчетности

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru