«Правильных» оффшоров прибавилось: российско-люксембургское налоговое соглашение ратифицировано

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 27 Декабря 2012 г.

Госдума в пятницу ратифицировала протокол об изменении соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Люксембургом. После его вступления в силу российские налоговики смогут запрашивать у люксембургских коллег информацию о налогоплательщиках из РФ, заподозренных в утаивании налогов. Кроме того, по аналогии с Кипром и Швейцарией введено налогообложение сделок с акциями компаний с люксембургской «пропиской», на которые российские девелоперы сейчас регистрируют недвижимость в РФ.

Протокол к действующему соглашению 1993 года об избежании двойного налогообложения был подписан представителями правительства России и Люксембурга более года назад, в ноябре 2011 года. Эта ратификация — уже третий случай переписывания международных налоговых соглашений по инициативе РФ в рамках объявленного Минфином курса на борьбу с оффшорами. В феврале этого года депутаты ратифицировали аналогичные изменения к соглашению с Кипром, в сентябре — со Швейцарией.

Великое Герцогство Люксембург (население — 0,5 млн человек, территория — 2,5 тыс. кв. км, что равно площади Новой Москвы) является одним из немногих так называемых цивилизованных оффшоров. Когда в начале 2000-х налоговые органы развитых стран стали атаковать структуры, зарегистрированные в «диких» оффшорах типа Британских Виргинских Островов, многие корпорации стали открывать в Люксембурге свои головные компании. Российский бизнес от этого процесса в стороне не остался. Люксембург, по статистике Росстата, третий (после Кипра и Нидерландов) инвестор в РФ по объему накопленных иностранных инвестиций (на 1 октября 2012 года — $39,8 млрд). В частности, в Люксембурге зарегистрирована головная компания горно-металлургического холдинга Evraz Group. Такая структура (головная компания — там, производственные мощности — в РФ) позволяет нашим холдингам свободно использовать возможности зарубежной финансовой системы и развитого корпоративного законодательства и при этом переносить центр прибыли в страну с низкими налогами.

Ключевое, с точки зрения российских властей, изменение к соглашению с Люксембургом — это новая редакция статьи «Обмен информацией». В ней декларируется желание сторон обмениваться информацией по любым налогам, включая данные, находящиеся в распоряжении банков, номинальных держателей, агентов или доверительных управляющих. Новая статья соответствует рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития, в которую РФ надеется вступить. Установлено, что запросы должны быть обоснованными, то есть должны содержать сведения, идентифицирующие проверяемое лицо и налоговую цель запроса. Также «по возможности» должны быть указаны имя и адрес лица, «которое, предположительно, обладает запрашиваемой информацией».

Другая принципиальная для Минфина РФ норма — о введении налогообложения сделок с акциями компаний, владеющих недвижимостью в России. Как известно, сейчас большинство девелоперов оформляют здания на фирмы, зарегистрированные в других странах. При сделках продается не недвижимость, а сама компания, и налоги в РФ не уплачиваются. Теперь будут. В обмен на согласие ввести статьи об обмене информацией и о недвижимости РФ согласилась снизить минимальную ставку налогообложения дивидендов у источника с 10% до 5%. Теперь эта ставка равна аналогичной на Кипре, с которым Люксембург конкурирует за международных инвесторов.

Автор: Вадим Вислогузов

Теги: избежание двойного налогообложения Люксембург Минфин обмен информацией оффшоры

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru