Источник: Российская газета

Дата публикации: 16 Января 2013 г.

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов принял решение о переносе сроков введения ряда нормативов Базеля III с 2015 на 2019 год. Речь идет о новых правилах, определяющих размер и качество банковского капитала.

В частности, отложено полное внедрение правила о показателе краткосрочной ликвидности, согласно которому банковские краткосрочные обязательства сроком до 30 дней должны покрываться ликвидными активами на сто процентов. Этот норматив призван обеспечить достаточный запас ликвидности для того, чтобы банки смогли пережить краткосрочный кризис, например, резкий отток вкладов или внезапную недоступность кредитных средств. Также комитет смягчил требования к банковским активам: в них разрешено включать ипотечные ценные бумаги, акции и облигации небольших компаний.

Новые нормы по соотношению основного капитала банков к выдаваемым ими кредитам Базельский комитет установил после финансового кризиса 2008 года. Многие банки во всем мире оказались перед необходимостью привлечь в короткое время огромные суммы для увеличения своего основного капитала и заявляли о том, что требования невыполнимы. В результате было принято решение об отсрочке.

 – Банковское сообщество США и ЕС давно и настойчиво просило отодвинуть сроки введения новых правил, так как их немедленное введение могло бы привести к дефолтам, – отметил председатель правления банка «Интеркоммерц» Александр Бугаевский. – Базель III предъявляет достаточно жесткие требования к капиталу, а в условиях кризиса привлечь ресурсы – непростая задача. Базель III охватывает три направления: повышение уровня достаточности капитала 1-го уровня до 6%, уменьшение числа инструментов, которые считаются капиталом, ужесточение расчета активов, взвешенных по риску.

По мнению эксперта, введение базельских требований целесообразно проводить постепенно, чтобы у банков было время адаптироваться к новым стандартам. Это особенно актуально в связи с нестабильностью на фондовых рынках, снижением прибыльности банковской деятельности и процентного дохода в связи с ужесточением требований к капиталу, ростом затрат на привлечение ресурсов, добавил Бугаевский.

По пути постепенного внедрения стандартов Базеля II и III пошли и российские власти. По оценкам участников рынка, в целом эффект от их внедрения должен быть положительным. Как отметил аналитик по макроэкономике Промсвязьбанка Сергей Наркевич, новые стандарты сделают банковскую систему более стабильной и позволят перейти к международной системе учета капитала и рисков, что в конечном итоге будет способствовать повышению кредитных рейтингов российских банков. Тем не менее, по его словам, Базель серьезно усложнит жизнь банков, особенно в период внедрения новых норм. Наиболее очевидная сложность – необходимость наращивания капитала первого уровня, а также постепенное исключение из капитала всех гибридных инструментов. Это ограничит рост российской банковской системы из-за трудностей с привлечением дополнительного капитала, а требование по отказу от такого широко используемого инструмента, как субординированные кредиты, усилит эту проблему.

 – Введение норм стандарта Базель III очевидно станет причиной изменения модели ведения бизнеса российскими банками, в первую очередь это коснется «любимого» отечественными банками инструмента – субординированных кредитов, – пояснил аналитик Инвесткафе Алексей Пухаев. – Новый стандарт требует исключение субординированных инструментов из расчета величины капитала банков. Это может частично изменить картину в банковском секторе, в то же время сроки, в рамках которых требуется привести капитал банка в соответствие нормам, достаточно лояльные.

Несмотря на то, что достаточность капитала у российских банков сейчас существенно выше норм Базеля III, новая методология расчета может серьезно изменить ситуацию. «Серьезную сложность могут создать новые нормы по ликвидности и леверижду, по работе с которыми у российских банков мало опыта. Требование держать больше ликвидных активов снизит прибыльность банковского бизнеса и опять же негативно скажется на возможности наращивания капитала», – прогнозирует Сергей Наркевич.

Директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилен Ли добавил, что внедрение новых норм Базеля потребует от банков также совершенствования систем риск-менеджмента и IT-систем, что может вызвать дополнительные расходы. «Необходимо понимать, что стандарты Базеля – это не только еще один показатель достаточности капитала, но и набор конкретных и детализированных требований к процессам и системам. Именно это будет основной проблемой для банков страны», – считает эксперт.

По мнению участников рынка, постепенный переход сектора на новые требования приведет к оздоровлению сектора. По словам Бугаевского, с рынка может уйти незначительное количество банков, но уйдут самые слабые. «Сейчас в России каждый год закрывается около 50 банков. Когда-то общее число кредитных организаций переваливало за 2 тысячи, сейчас их около 900. ЦБ будет продолжать эту тенденцию, но он не ставит целью ускорить процесс. Качество банков и отсутствие шоков для системы в целом – главный приоритет для регулятора», – отметил он.

Автор: Евгения Носкова

Теги: Базель II Базель III Базельский комитет по банковскому надзору банковский капитал краткосрочная ликвидность краткосрочные обязательства финансовый кризис

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru