Источник: Российская бизнес-газета
Дата публикации: 30 Января 2013 г.
ФНС обнародовала предложения по внесению изменений в статью 165 НК РФ. Согласно законопроекту, налогоплательщикам – экспортерам товаров и услуг не нужно будет представлять в инспекцию бумажных экземпляров деклараций на товары и товаросопроводительных документов с отметками таможни о фактическом вывозе товаров.
Предлагается упростить процедуру подтверждения нулевой ставки НДС как по экспорту товаров, так и по отдельным работам и услугам, а также дать возможность налогоплательщикам представлять вместо транспортных и товаросопроводительных документов реестры сведений из документов, а вместо деклараций на товары – реестр таких деклараций. Реестры будут представляться на бумаге или в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭП) по телекоммуникационным каналам связи. Формы и порядок их заполнения, а также форматы представления реестров в электронной форме будут утверждаться ФНС. Ведомство приглашает экспертов и заинтересованных лиц к обсуждению поправок.
Предложенные поправки на руку налогоплательщикам. Но изменения будут актуальны для тех экспортеров, которые реализуют большой объем товаров. В случае единичной отгрузки товаров на экспорт организации не составит большого труда представить одну таможенную декларацию в общем пакете документов для подтверждения НДС по ставке 0%, считает ведущий налоговый консультант АКГ «Интерком-Аудит» Илья Струев.
Предлагаемая замена таможенной декларации с отметками российского таможенного органа на реестр таможенных деклараций фактически уже предусмотрена действующими положениями НК РФ. Налогоплательщику предоставлено право в порядке, утвержденном приказом Минфина от 21 мая 2010 г. N 48н, вместо таможенной декларации представлять реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа. Однако ни в указанной норме, ни в приказе Минфина нет информации о форме и порядке заполнения реестра, сообщил Струев.
Важной поправкой следует назвать отмену обязательной отметки таможенных органов на копиях транспортных и товаросопроводительных и других документов, подтверждающих вывоз товара за пределы таможенной территории, которые входят в пакет документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки. Кроме того, планируется, что вместо копий названных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории, налогоплательщик получит право представить реестр, содержащий сведения из таких документов.
Еще одно нововведение – право налогоплательщика-экспортера представить указанные реестры как на бумаге, так и в электронном виде. В новой редакции ст. 165 НК РФ планируется четко прописать, что формы и порядок заполнения таких реестров, а также форматы представления реестров в электронной форме должны быть утверждены ФНС, чего не было предусмотрено ранее. Это тоже плюс, поскольку налогоплательщикам нет необходимости выдумывать формы таких реестров, сказал Илья Струев. Изменения, очевидно, должны упростить документооборот для подтверждения ставки 0% и снизить количество предоставляемых документов. В частности, при простой операции экспорта товара пакет документов должен составлять: договор на поставку и два реестра сведений, вместо копий таможенных деклараций, транспортных и товаросопроводительных документов.
С ним согласна директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии «Моё дело» Анастасия Моргунова. «Процедура подтверждения нулевой ставки по НДС должна ускорить документооборот, сократить количество документов, необходимых для представления экспортерами, повысить достоверность и прозрачность передаваемых данных, оперативность мероприятий налогового контроля, то есть помочь налогоплательщику быстрее реализовать свое право на возмещение налога, – считает эксперт. – В этом несомненное достоинство электронного обмена документами. Более того, многие налогоплательщики уже сегодня фактически делают то, что предлагается».
Главное, чтобы эти механизмы заработали своевременно с учетом возможных предложений и уточнений по их внедрению. Например, требует обсуждения использование облегченного варианта выборочного контроля внешнеторговых сделок в течение предусмотренного срока в отношении участников ВЭД, которые характеризуются низкой степенью риска нарушения законодательства. «Данные предложения вписываются в общую тенденцию перевода документов в электронную форму, в том числе по взаимоотношениям с участием государства. Сейчас налоговые органы в ходе проверок в любом случае сверяют полученные декларации с данными, содержащимися в базах таможенных органов, поэтому им достаточно просто номера ГТД для установления факта фактического вывоза товаров за пределы России», – пояснил руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров.
Пока господдержка отечественного экспорта товаров и услуг, выраженная в налоговом послаблении, осложнена необходимостью предоставления налогоплательщиком в фискальные органы большого объема сведений и документации. При этом требования к составу, содержанию и срокам предоставления пакета документов, дающего право экспортерам на применения нулевой ставки НДС, содержащиеся в НК РФ, зачастую трудновыполнимы. Однозначно актуален вопрос об отмене нормы закона в части необходимости предоставления налогоплательщиком бумажных экземпляров деклараций и товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов о фактическом вывозе товаров. На практике отметка о фактическом вывозе товара может быть не проставлена должностным лицом таможенных органов либо по причине пресловутого человеческого фактора, либо из-за неоднозначного понимания требований закона о том, какая именно отметка госоргана «товар вывезен» либо «выпуск разрешен» подтверждает фактический вывоз товара.
При наличии у таможенного органа электронной базы данных о декларировании и фактическом вывозе товаров предоставление документов в бумажном виде по своей сути дублирует уже имеющиеся у госоргана сведения. Также сильно ослабляет энтузиазм потенциальных экспортеров требование НК РФ о предоставлении документов на бумажном носителе, копии которого может просто не быть у предпринимателя, как, например, у экспедитора, не выполняющего самостоятельную перевозку и имеющего только реквизиты транспортных документов, подтверждающих факт завершения международной перевозки.
«Предоставление реестров сведений из товаросопроводительных, транспортных документов решит проблему с отсутствием копий необходимой документации, а также позволит налогоплательщикам сократить время на сбор и заверение полного пакета документов. При этом целесообразно не устанавливать на законодательном уровне форму таких реестров, а ввести требования к их обязательному содержанию. 180-дневный срок, установленный для предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения ставки в 0%, также требует увеличения, поскольку сбор всего комплекта документов осложняется задержкой их получения от контрагентов», – резюмирует ведущий юрист аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Светлана Кузьменко.
Автор: Ирина Колодина
Теги: декларация на товары Минфин налогоплательщики НК РФ нулевая ставка НДС ФНС электронная подписьКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU