Государство выкупает бизнес из офшоров

print
Печать

Источник: Газета.Ru

Дата публикации: 11 Февраля 2013 г.

Администрация президента подготовила концепцию деофшоризации экономики России

Администрация президента подготовило концепцию деофшоризации экономики России. Вернуть бизнес в Россию чиновники рассчитывают за счет комплекса юридических и налоговых мер: арбитража Таможенного союза, защиты прав наследования и либерализации корпоративного управления. Обеспечить спрос на бумаги можно за счет пенсионных накоплений и резервных фондов, считают в экспертном управлении президента. Объем дополнительных инвестиций на фондовом рынке может достичь 2,5 трлн рублей.

Экспертное управление администрации президента подготовило концепцию деофшоризации экономики России. Документ «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса» (есть в распоряжении «Газеты.Ru») предусматривает либерализацию корпоративного права, реорганизацию работы арбитражной судебной системы, усиление защиты прав наследования и комплекс стимулирующих налоговых мер. Ограничительная мера только одна — приватизационные размещения будут проводиться в России.

Целевые показатели концепции масштабны: до 50% пенсионных накоплений должны в 2015 году быть инвестированы в акции на российском фондовом рынке. Сейчас — менее 1%.

Пенсионными накоплениями «молчунов» управляет ВЭБ. Это около 1,63 трлн рублей. У управляющих компаний 138 негосударственных пенсионных фонов, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, около 600 млрд рублей. Если бы решение было принято немедленно, фондовый рынок получил бы дополнительные 1,1 трлн рублей.

Другой ориентир концепции — инвестиции суверенных фондов в акции на российском фондовом рынке должны составить 15%.

По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2015 году при базовой стоимости нефти $120 за баррель в Фонде национального благосостояния к 2015 году будет сконцентрировано 3,2 трлн руб., или 3,8% ВВП. В Резервном фонде будет 5,9 трлн руб., или 7% ВВП. В двух фондах может быть накоплено 9,1 трлн руб., из которых 1,365 трлн руб. (15%) может быть направлено на покупку акций российских компаний.

Общий объем дополнительных инвестиций может достичь 2,5 трлн рублей — около 13% годового объема торгов на внутреннем биржевом рынке за 2011 год, по оценке Национальной ассоциации участников фондового рынка.

В целом доля торгов ценными бумагами российских компаний на внутреннем рынке (еще один ориентир концепции) в 2015 году превысит 90%. Сейчас — 6%. «За десять лет с 2002-го по 2012 год IPO на западных площадках провели 40 российских компаний на сумму $14 млрд. Ситуация уникальная для такой крупной страны, как Россия, члена G20», — говорит руководитель экспертного управления президента Ксения Юдаева.

Наибольшим успехом у российского бизнеса пользуется Лондонская фондовая биржа, 18% оборота которой составляют акции российских компаний, уточняет она.

Вернуть бизнес в Россию администрация президента рассчитывает за счет комплекса юридических и налоговых мер.

Одна из основных проблем — отсутствие свободы договора. Необходимо расширить в гражданском и корпоративном законодательстве принцип диспозитивности. Это дает сторонам конфликта возможность самим устанавливать правила взаимоотношений и разрешения возникающих споров. Действующая в России правовая система подчинена в первую очередь принципу императивности, устанавливающему жесткие рамки соблюдения закона, а не договора.

Свобода договора может ограничиваться (например, как в Германии, Франции, Италии, Нидерландах) лишь для защиты публичных интересов или интересов потребителей.

«Советовались с Минюстом, ведомство считает, что изменения в этой части возможны», — уточнила Юдаева.

Не хватает и квалифицированных судей. Для решения этой проблемы эксперты президентской администрации предлагают создать в рамках Таможенного союза арбитражный суд, в который будут приглашаться для разрешения споров высокопрофессиональные иностранные арбитры. Решения такого суда должны будут иметь силу на территории ТС.

Второе направление работы — защита прав наследования по завещанию. Сейчас статус доверительных управляющих наследственным имуществом не определен, отсутствует эффективный механизм доверительного управления. Решить проблему помогут поправки в законодательство, закрепляющие «полноценную реализацию воли наследователя». Совершенствование процедуры управления частным капиталом потребует создания частных фондов по типу европейского штифтунга. Такой фонд будет обладать правом собственности на переданное имущество, управлять таким имуществом, распределять активы между бенефициарами, в том числе после смерти учредителя. Механизм контроля за таким фондом — совет попечителей.

Третье — либерализация корпоративного управления непубличными компаниями. Изменить необходимо, в частности, структуру органов управления, процедуры принятия решений, правил распределения прибыли и голосования.

Не привлекателен для российского бизнеса и рынок капитала — нет длинных денег. Инструментом могли бы стать пенсионные накопления средств страхового рынка и налоговые стимулы.

В России пенсионные накопления составляют всего 2,8% фондового рынка, или $50 млрд. В США их доля $10,5 трлн, или 73%, в Великобритании — $1,2 трлн, или 81%. Необходимо разрешить Пенсионному фонду, негосударственным пенсионным фондам и страховым компаниям покупать ценные бумаги на стадии первичного и вторичного размещений, включая приватизационные сделки. Также предлагается снять запрет на инвестирование средств страховых компаний на фондовом рынке. С одновременным ужесточением требований по выполнению выплатных обязательств.

Единственная ограничительная мера в концепции администрации президента — приватизация госкомпаний должна проходить на российских площадках.

В законодательство о приватизации предлагается включить пункт об «обязанности агентов по реализации активов продавать ценные бумаги исключительно в форме локальных ценных бумаг». Еще одно радикальное предложение — «рекомендовать РФПИ и другим институтам развития (например ВЭБу. — «Газета.Ru») воздержаться от приобретения ценных бумаг в форме, отличной от локальных ценных бумаг».

Наконец, для улучшения привлекательности российской юрисдикции предлагается изменить налоговый режим. Как это сделать — предмет обсуждения, решения пока нет. Возможно, для этого будет необходимо заимствовать международный опыт. Правительству, возможно, предложат освободить от налога доходы от продажи ценных бумаг вне зависимости от срока владения (так сделали в Гонконге, Сингапуре, Тайване, Мексике). Или освобождать от налога доходы от продажи бумаг после определенного срока владения. Во Франции этот срок составляет 8 лет, в Чехии и Люксембурге — 6 месяцев.

Реализация всего комплекса мер потребует нескольких лет, говорит Юдаева, но по некоторым уже даны поручения правительству. Часть предложений дискутируется.

Целевые ориентиры экспертного управления оптимистичны, считает эксперт. «В соответствии с бюджетным правилом использовать средства фондов можно только после того, как накопление превысит 7% ВВП. По прогнозу Минэкономразвития, это произойдет не раньше 2015 года. Так что придется либо переписывать бюджетное правило, снизив норматив до 5%, как предлагало МЭР, либо начать инвестировать средства фондов не ранее 2016 года», — говорит ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина.

Покупка акций госкомпаний в ходе IPO на пенсионные накопления с экономической точки зрения не будет приватизацией, спорит старший научный сотрудник Гайдаровского института Сергей Жаворонков. «Такая форма означает, что в компаниях будет тот же государственный менеджмент. Остается неясным, кто будет конечным владельцем актива», — говорит экономист.

Автор: Рустем Фаляхов

Теги: деофшоризации экономики корпоративное право офшоры Таможенный союз Федеральная служба по финансовым рынкам

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru