Налоговики будут вправе считать налоги, игнорируя сделки с подозрительными контрагентами

print
Печать

Источник: Audit-it.ru

Дата публикации: 1 марта 2013 г.

В первом чтении в ГД принят законопроект под номером с пятью шестерками – 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям (в части противодействия незаконным финансовым операциям)».

Ужесточение налогового законодательства

Статья 31 НК («Права налоговых органов») дополняется нормой, согласно которой инспекторы будут вправе рассчитывать суммы налогов, которые должен будет уплатить налогоплательщик, «без учета результатов сделок, совершенных с целью занижения сумм налогов участниками сделки (в том числе третьими лицами при посредничестве), не выполняющими в этой сделке (совокупности сделок) никаких функций из-за отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности, в том числе из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств».

Сейчас такая аргументация налоговиков, направленная на непринятие расходов или вычетов по НДС, традиционно разбивается в судах. В случае принятия законопроекта у компаний и ИП резко снизятся шансы выигрывать подобные дела – то есть дела, в которых налоговый орган усмотрел неспособность контрагента выполнить свои обязательства из-за отсутствия официально отраженных ресурсов.

Законопроект содержит также и огромное количество других новаций и ужесточений. О некоторых из них мы уже писали. Например, планируется ввести обязательство юрлиц получать бумажную почту из налоговой только по месту официальной регистрации. Теперь из самого законопроекта можно почерпнуть, что если уведомление о приостановлении операций по счетам было направлено налоговиками на юридический адрес организации, а почта вернула его назад, то операции по счетам этого юрлица все равно будут приостановлены.

Будет установлена обязанность представлять все налоговые декларации и расчеты только в электронном виде для тех налогоплательщиков, численность работающих в которых превышает 100 человек. В законопроекте появился также ряд других уточнений и ужесточений положения налогоплательщиков.

Кроме того, предлагается ужесточить ответственность за незаконные финансовые операции.

В этой части процитируем «КонсультантПлюс»:

"В частности, законопроект направлен на усиление контроля за оборотом денежных средств на территории РФ. Речь идет о контроле как со стороны госорганов, так и со стороны организаций, обязанных сообщать государству о движении денежных средств и финансовых инструментов (кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые компании и т.п.). Одним из элементов усиления контроля станет ужесточение уголовной и административной ответственности. В связи с этим предусмотрены изменения в уголовное и административное законодательство.

Уголовная ответственность за отмывание денежных средств

Разработчики законопроекта предлагают ужесточить уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных как лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), так и другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ).

Усиление такой ответственности будет проявляться в нескольких аспектах.

Во-первых, предлагается привлекать к уголовной ответственности за легализацию доходов, полученных от любых преступных деяний. Напомним, что в настоящее время, например, нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности за отмывание денежных средств, полученных путем уклонения от уплаты таможенных платежей или налогов.

Во-вторых, ответственность за легализацию денежных средств, полученных лицом в результате совершения преступления при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 174.1 УК РФ), будет наступать независимо от размера суммы финансовой операции и иной сделки данного лица. В настоящее время основной состав указанного преступления предусмотрен только при совершении операций в крупном размере (свыше 6 млн руб.).

В-третьих, планируется значительно снизить значение «крупного размера» как квалифицирующего признака деяния: с суммы свыше 6 млн руб. до суммы свыше 600 тыс. руб. Согласно законопроекту легализация суммы денежных средств свыше 6 млн руб. становится самостоятельным квалифицирующим признаком – «особо крупный размер».

Усиление ответственности выразится и в расширении полномочий органов оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, связанных с отмыванием денежных средств. Так, по их запросу кредитные организации обязаны будут раскрывать информацию по операциям и счетам организаций, предпринимателей и физических лиц.

Уголовная и административная ответственность за нарушение требований валютного законодательства

Авторы законопроекта планируют существенно изменить условия привлечения к ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Новой редакции этой статьи предлагается дать название «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации».

Напомним, что действующая редакция предусматривает только ответственность руководителя организации за невозвращение из-за границы денежных средств, подлежащих перечислению на счета в уполномоченный банк в соответствии с российским законодательством. Квалифицирующие признаки в ст. 193 УК РФ не установлены.

Авторы законопроекта предлагают описать состав преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, в соответствии с валютным законодательством (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В частности, предлагается ввести следующие квалифицирующие признаки: особо крупный размер, использование заведомо подложного документа, использование фирм-однодневок и др. При этом в пять раз сократится размер суммы валюты, который признается крупным: более 6 млн руб. Сумма более 30 млн руб. будет признаваться особо крупным размером.

Законопроектом предусмотрены изменения в части административной ответственности за нарушение резидентами валютного законодательства. С одной стороны, предлагается дифференцировать ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по банковским счетам (вкладам) за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Ответственность будет различаться в зависимости от продолжительности просрочки, как это предусмотрено сейчас за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (ч. 6.1 – 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

А с другой стороны, будет установлена повышенная ответственность за повторное непредставление отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.

Уголовная ответственность за перевод денежных средств за границу с использованием подложных документов

Отдельно предлагается выделить такой состав преступления, как перевод денежных средств на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением в кредитную организацию документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода. Максимальным наказанием в этом случае может стать лишение свободы до трех лет.

Квалифицирующие признаки данного преступления будут практически такие же, как и при нарушении правил репатриации денежных средств, за исключением использования подложного документа, который в данном случае будет основным элементом состава. Максимальным наказанием при наличии самых тяжких признаков (организованная группа и (или) особо крупный размер) может стать лишение свободы до десяти лет.

Уголовная и административная ответственность за контрабанду денежных средств

В законопроекте предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новым составом преступления – контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном размере. Контрабандой будет называться незаконное перемещение средств через таможенную границу Таможенного союза.

Крупным размером будет признаваться двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) дорожных чеков, разрешенной таможенным законодательством к перемещению без письменного декларирования (равная или не превышающая в эквиваленте 10 тыс. долларов США), а особо крупным – пятикратный размер. При этом при определении размера денежных средств не учитывается та часть, которая не подлежит декларированию либо была задекларирована.

Данное преступление будет относиться к категории преступлений небольшой тяжести и не предусматривает лишения свободы в качестве наказания. Однако за совершение такого преступления предполагается установить в качестве одного из видов наказания высокие штрафы – от двух до трехкратного значения суммы незаконных денежных средств либо в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до двух лет. При наличии квалифицирующих признаков (особо крупный размер и (или) группа лиц) наказание будет еще выше: от 10 – до 15-кратного значения суммы незаконно перемещенных денежных средств (стоимости денежных инструментов), в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех лет.

Также предлагается повысить административные штрафы за незаконное перемещение денежных средств или ценных бумаг (ст. 16.4 КоАП РФ). Вместо нынешних штрафов от 1000 до 2500 руб. предлагается ввести штрафы в размере от двукратной до трехкратной незадекларированной суммы валюты (стоимости ценных бумаг)".

Теги: валютное законодательство налоговики налоговое законодательство налогоплательщик НДС незаконные финансовые операции отмывание денежных средств подозрительные контрагенты

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru