Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 22 Марта 2013 г.
Напомним, относительно недавно Competition Commission (Комиссия по делам конкуренции Великобритании) опубликовала свой несколько задержавшийся отчет, в котором вынесла заключение относительно текущего состояния национального рынка аудита (http://gaap.ru/news/133169). Если вкратце, у ее представителей нет сомнений в том, что на рынке доминирует «Большая четверка», и что что-то надо по этому поводу делать.
Практически месяц спустя свое веское слово сказал и Совет по финансовой отчетности (FRC). В своем письме его исполнительный директор Стивен Хадрилл (Stephen Haddrill) приветствовал долгожданную публикацию, отмечая, что расследование надолго повисшего в воздухе вопроса концентрации на рынке аудиторских услуг имело принципиальное значение для защиты интересов инвесторов. А вот что он думает по поводу некоторых предложенных способов решения сегодняшних проблем.
Обязательная ротация vs. Тендер
Как и Комиссия по делам конкуренции, FRC считает, что компаниям необходимо выбирать для себя самого лучшего внешнего аудитора – а этого можно добиться, проводя регулярный тендер. Однако в случае с обязательной ротацией (которую нельзя приравнивать к тендеру, ведь выигрывать тендер раз за разом может одна и та же компания, а ротация есть ротация) эффект на качество аудита может оказаться противоположным. Обязательная ротация может оказаться таким себе искусственным ограничением на выбор аудитора. Также стоит добавить, что обязанность проводить тендер должна осуществляться на основе известного базиса «comply or explain», который допускает определенную гибкость: изволь соответствовать требованиям, однако если это и не так, у тебя все еще есть возможность оправдаться.
Подотчетность внешнего аудитора аудиторским комиссиям и инвесторам
FRC целиком поддерживает стремление Комиссии по делам конкуренции усилить подотчетность внешних аудиторов. Недавние изменения в британском Кодексе корпоративного управления были посвящены как раз этому: повысилась ответственность аудиторских комиссий перед инвесторами касательно их присмотра за внешними аудиторами. Объем отчетности, предоставляемый внешними проверяющими аудиторским комиссиям – и, соответственно, объем информации, который аудиторские комиссии доводят до сведения инвесторов – был увеличен. FRC полагает, что должно пройти определенное время, прежде чем эти изменения окажут эффект, после чего уже можно будет провести с Комиссией по делам конкуренции дополнительные публичные консультации, чтобы посмотреть, насколько эффективными оказались внесенные изменения.
Более частные проверки качества аудита
Если взглянуть на Великобританию в глобальном масштабе, нельзя не признать, что эта страна является одной из самых прозрачных в плане регулярных и подробных публичных отчетов по результатам проверок качества работы аудиторских компаний. FRC не сомневается, что строгий режим инспекций имеет огромную важность для поддержания доверия инвесторов – следовательно нельзя не поддержать предложения Комиссии о более частых проверках и, возможно, даже более детальных отчетах по результатам таких проверок.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU