Почему правительственная отчетность должна отличаться? – GASB США пересмотрел «Белый документ»
Печать
Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 22 Апреля 2013 г.
Еще в 2006 году Совет по стандартам учета для государственных органов США (GASB) опубликовал свой концептуальный «Белый документ» («Whitepaper»), в котором подробно пояснил, почему отчетность коммерческих предприятий и отчетность госкомпаний должна быть разной. Сегодня GASB обновил свой фундаментальный труд.
Правительственные органы отличаются от организаций, работающих на получение прибыли, целым рядом очень важных факторов: организационные процессы, генерация прибыли, состав акционеров, обязанности перед бюджетом страны, склонность к продолжительному сроку существования и так далее. Эти различия требуют разного учета и разной отчетности – следовательно, и разных стандартов, чтобы предоставляемая информация наиболее адекватно отвечала интересам соответствующих категорий пользователей.
Стандарты учета для госпредприятий в США существуют уже более 100 лет, однако вопрос, который все еще задают, остается прежним: если мы говорим о так называемой отчетности общего назначения, т.е. отчетности для всех категорий пользователей, почему же все-таки нельзя в ее случае взять и применить стандарты для обычных бизнес-предприятий? Ведь это же отчетность «для всех». Ответить на этот вопрос эксперты GASB пробуют в обновленной версии своего документа.
Почему отдельные стандарты для госпредприятий и для бизнеса так важны? Важность объясняется тем, что тут весьма значительно отличаются потребности пользователей двух категорий отчетности. Госструктуры осуществляют свою деятельность в уникальных условиях, и их ответственность за используемые ресурсы несколько иного рода, чем в случае обычных компаний. Конечно, в обоих случаях в конечном итоге получается выручка, просто «недобровольными поставщиками» ресурсов для того, чтобы эта выручка была, в случае организаций госсектора выступают налогоплательщики. Они ничего не выбирают – все уже выбрано за них. Им нужно четко оценивать, какую стоимость они создают для правительства.
Стандарты правительственной отчетности фокусируются на том, чтобы четко продемонстрировать способы получения общественных денежных ресурсов и варианты их использования в течение периода. Это позволяет налогоплательщикам оценить, соответствуют ли текущие ресурсы расходам на предоставление какой-либо услуги, или же расходы на нее будут смещены на будущих налогоплательщиков. Также из отчетности им должно стать ясно, насколько улучшилась или ухудшилась способность государства предоставлять услуги по сравнению с прошлым годом.
Основной задачей правительственных органов является продолжение деятельности в течение как можно более долгого периода времени и улучшение качества жизни граждан путем предоставления им услуг (мы говорим об идеальном варианте, разумеется, а не о том, к какому все привыкли – GAAP.RU). Как следствие, информационные потребности тут также будут отличаться.
Большинство госкомпаний ведут свои операции в среде, где отсутствует конкуренция; у них практически нулевой риск банкротства, и у них нет такой категории, как собственники капитала. Привычные финансовые индикаторы, такие как чистый доход и прибыль на акцию, не имеют никакого смыслового значения для пользователей такой отчетности – вместо этого налогоплательщикам хотелось бы знать, как именно и насколько эффективно распоряжаются их средствами. Кредиторы по своей сути заинтересованы всегда в одном – чтобы те, кому они дают деньги, могли потом расплатиться по долгам. Однако кредиторы именно правительственных организаций больше заинтересованы в текущей способности генерировать ресурсы и в альтернативных способах их расходования, в зависимости от того, какой из них окажется наиболее эффективным в плане издержек.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU