Банкиров заставят отчитываться перед вкладчиками обо всех закупках

print
Печать

Источник: Известия

Дата публикации: 6 мая 2013 г.

Депутаты Госдумы предлагают законодательно обязать кредитные организации раскрывать свои траты

Сразу после майских праздников депутаты могут в первом чтении рассмотреть законопроект, который в случае принятия обяжет банки наряду с госкорпорациями, бюджетными организациями, министерствами и компаниями, находящимися под контролем государства, раскрывать информацию о всех закупках, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая тендерами на приобретение зданий и автомобилей. Поправки вносятся депутатом Госдумы Валерием Селезневым в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами» (223-ФЗ).

В пояснительной записке автор законопроекта отметил, что «банки в своей деятельности оперируют в основном не собственными средствами, а средствами вкладчиков — в первую очередь граждан». При этом, считает Селезнев, банковская сфера уязвима и недостаточно стабильна, что продемонстрировал финансовый кризис, «справиться с последствиями которого банкам позволило лишь участие государства».

— В этой связи необходимо обеспечить гласность и прозрачность банковской деятельности, — заключил депутат.

Кроме того, по его мнению, принятие законопроекта позволило бы сократить банковские издержки, а сэкономленные средства «могут быть направлены на снижение кредитных ставок и размера банковских комиссий». Плюсы предложенной нормы еще и в том, что средства граждан-вкладчиков будут расходоваться с большей эффективностью, а появление нового большого сектора заказчика товаров и услуг простимулирует развитие малого и среднего бизнеса.

В соответствии с законом о госзакупках организации, подпадающие под его действие, должны размещать на сайте zakupki.gov.ru свои положения о проводимых тендерах, изменения, вносимые в такие положения, планы и иную информацию о своих закупках. Интересно, что руководство банков с госучастием и естественных монополий, которые уже сегодня обязаны раскрывать информацию о своих тендерах, пытались выйти из-под действия 223-ФЗ. В начале октября прошлого года руководители «Газпром нефти», Сбербанка и ВТБ написали Владимиру Путину письмо, в котором просили не распространять нормы 223-ФЗ на госкомпании, работающие на конкурентных рынках. По мнению подписантов, существующее регулирование создает конкурентное преимущество для частных компаний, поскольку те в отличие от государственных не обязаны будут публиковать планы закупок и тратиться на выполнение закона.

В конце 2012 года Высшая школа экономики (ВШЭ) опубликовала результаты исследования его экономической эффективности, показавшие, что расходная часть на внедрение принципов закона в деятельности компаний сопоставима с экономическими выгодами, которые они получают от «опрозрачивания» закупок. По оценкам специалистов ВШЭ, стартовые затраты компаний, подпадающих под регулирование 223-ФЗ (затраты на разработку и принятие положения о закупках, иной необходимой информации, обучение сотрудников, перенастройку информационных систем и др.) составляют 122–160 млрд рублей, а дополнительные ежегодные затраты — от 152 до 302 млрд рублей. Потери, по мнению экспертов ВШЭ, понесет и государственный бюджет.

Опрошенные «Известиями» эксперты не уверены, что закрепление за банками обязанности раскрывать информацию о своих закупках принесет пользу.

— Для компаний с госучастием логика общественных закупок, когда государство должно давать гражданам информацию о том, как тратятся денежные средства, оправданна. Но для частных банков «опрозрачивание» не является самоцелью, поэтому для них работа по 223-ФЗ может быть только в минус, — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.

По его словам, те компании, которые хотят эффективно закупать, в том числе и банки, тендеры проводят без специального указания со стороны государства.

— Но не обязательно делать это всегда публично: в ряде случаев правильнее закрывать информацию от поставщиков, заставлять их конкурировать между собой. Более того, иногда выход на долгосрочные контракты с контрагентами оказывается даже эффективнее тендеров, — отметил Сухадольский.

Введение нового закона добавит массу работы сотрудникам кредитных учреждений и увеличит расходы банков на персонал.

— Подобное вмешательство в дела частного бизнеса не только противоречит самой сути предпринимательства, самостоятельно определяющего, как и с кем ему работать, но и мало связано с вопросом защиты вкладов граждан, — считает юрист московского офиса Dentons Игорь Кокин.

— Какая связь между стоимостью скрепок и тем, как банк распоряжается деньгами клиентов? Граждан больше должно интересовать, попадает ли их вклад в программу страхования вкладов, — уверяет он.

Большинство банков и без того активно прибегают к тендерным инструментам.

— Руководство банка ответственно перед собственником. Интересы же клиентов, доверивших свои деньги кредитной организации, в значительной мере обеспечиваются Центробанком, а тех из них, которые являются физлицами, еще дополнительно системой страхования вкладов, — заявил «Известиям» бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев. В тоже время представители профильного комитета Госдумы отметили, что предложение Селезнева может быть одобрено.

— Дополнительный контроль за банками со стороны общества не помешает, — отметил в разговоре с «Известиями» один из депутатов-единороссов.



Автор: Мария Кунле

Теги: zakupki.gov.ru банковская деятельность Госдума госзакупки госкорпорации кредитные организации прозрачность

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru