Борьба с офшорами не будет национальным спортом

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 17 Мая 2013 г.

Россия согласна отвоевывать корпоративные налоги в рамках мировой кооперации

Россия включается в расширение обмена информацией между налоговыми органами крупнейших стран — такова основная новость с открытия форума Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по налоговому администрированию, проходящему в Москве. Предложения по автоматическому обмену налоговой информацией ОЭСР предложит к саммиту G20 в Санкт-Петербурге осенью 2013 года.

В Москве открылась сессия форума ОЭСР по налоговому администрированию — созданной в 2006 году структуры под эгидой ОЭСР, вырабатывающей общую политику крупнейших стран мира (в том числе и России, не завершившей присоединение к организации) в области налогообложения и администрирования сбора налогов. Президент РФ Владимир Путин, участвовавший в открытии форума по телемосту из Сочи, заявил главам налоговых ведомств ОЭСР, что Россия приняла решение об активном участии в организации системы автоматического обмена информацией между крупнейшими налоговыми юрисдикциями. «Совсем недавно мы приняли решение о возможности передачи налоговой информации по запросам налоговых органов других стран. Я очень рассчитываю, уважаемые коллеги, что такая позиция российского руководства встретит ответную положительную реакцию и у наших коллег за рубежом и наши налоговые службы будут при необходимости также пользоваться вашей поддержкой»,— сказал он. В ответ директор Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Паскаль Сен-Аман сообщил, что ОЭСР к саммиту G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года рассчитывает представить доклад о новом глобальном стандарте обмена налоговой информацией, который до этого министры финансов стран G20 намерены предварительно обсудить на встрече в Москве 20 июля.

Напомним, речь идет о быстром расширении, в том числе под эгидой ОЭСР, системы электронного информирования налоговых органов крупнейших юрисдикций о значимых операциях в других юрисдикциях в автоматическом, а не запросном режиме. Как уже писал «Ъ», система в глобальном масштабе стала теоретически возможна и осмысленна после того, как договоренности США и Великобритании в рамках американского акта FATCA были поддержаны кооперацией пяти стран ЕС в рамках так называемого G5, а также подписания Великобританией и G5 с начала 2013 года соглашений об обмене инфомацией с важнейшими офшорными юрисдикциями — Каймановыми, Бермудскими, Британскими Виргинскими островами, Гибралтаром, Гернси, Мэном (см. «Ъ» от 6 мая). Глава ФНС Михаил Мишустин, открывая форум, пояснил, что в его повестку включены «совершенствование налогового администрирования крупнейших транснациональных корпораций, координация международных усилий по борьбе с размыванием налоговой базы, выводом прибыли, борьба с офшорным уклонением от уплаты налогов, а также вопросы инновационного развития налоговых администраций в мире». Фактически без механизма многосторонних соглашений об автоматическом обмене налоговой информацией дискуссия о налогообложении транснационального бизнеса была бы в основном бесплодна: большинство механизмов оптимизации налогообложения операций компаний, работающих в нескольких юрисдикциях, как раз и основано на том, что национальные налоговые службы, не имея точной информации о характере операций в «налоговых гаванях», не имеют юридических оснований для обоснованных запросов в другие юрисдикции. Информацию, получаемую в рамках автоматического обмена, в теории можно анализировать и в ряде случаев обосновывать ею соответствующие иски и требования к налогоплательщикам. Компании, отметим, уже вполне сотрудничают с ОЭСР в оформлении будущих правил игры: так, вчера на форуме выступал CFO Shell Саймон Генри.

Россия, налоговая система которой в последние годы существенно продвинулась в технологизации, судя по всему, готова наверстывать некоторое отставание в интеграции в мировой процесс за счет председательства в G20 — это, очевидно, необходимо России и как стране-экспортеру, поскольку развитие в мировом масштабе системы выявления трансакций могло бы привести к росту практики двойного налогообложения российских структур. Кроме того, интеграция в мировую систему автоматического обмена налоговой информацией позволит российской налоговой системе избегать «простых» решений проблемы офшорного ухода от налогов за счет более технологичных. Напомним, такого рода инициативы периодически возникают в публичном поле — последним было предложение главы Счетной палаты Сергея Степашина о введении налога на операции с офшорными юрисдикциями. Глава Минфина Антон Силуанов (он выступает на форуме ОЭСР сегодня) подверг сомнению эффективность такого налога сразу, вчера же Михаил Мишустин в кулуарах форума оценил высокую сложность администрирования такого налога. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин вчера на форуме подтвердил общий курс на решение проблемы ухода от корпоративных налогов в рамках международной кооперации, пояснив, что «закон, регулирующий налоговый контроль за трансфертными ценами», был разработан Россией «в соответствии с основными принципами ОЭСР» и в дальнейшем «новые механизмы контроля (разрабатываемые под эгидой ОЭСР и G20.— »Ъ«) позволят решать проблемы вывода прибыли в низкооплачиваемые территории». Впрочем, по словам спикера Госдумы, Россия не откажется и от дальнейшего ужесточения ответственности за участие в незаконных финансовых операциях.

Автор: Дмитрий Бутрин

Теги: G20 борьба с офшорами налоговое администрирование обмен налоговой информацией Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru